Примерное время чтения: 8 минут
146

Надежда Бабкина : "Могу и по шее двинуть"

Народная артистка Надежда Бабкина - "слабая" женщина, руководящая большим коллективом.

Недавно все артисты ансамбля "Русская песня" получили звание "заслуженных", и во многом это заслуга Надежды. Она уверена, что знает рецепт жизненного успеха.

Жизнь - это перемены

- Я радуюсь из-за этого больше, чем они сами. Стоит такой матерый коллективище - и все до единого заслуженные артисты России. Это же и моя победа тоже! А остальная наша группа - это молодежь, которым есть куда стремиться и подтягиваться. Прежде всего наш успех - это моя честь и моя радость, мое наслаждение, мои амбиции... Коллектив - это организм, который состоит из живых частиц. И каждая такая частица составляет свою индивидуальность.

- У вас не всегда все было так прочно и здорово. Известен случай, когда в вашем коллективе случился раскол.

- Да, было такое. Отделилась под руководством ведущей солистки и моей бывшей подруги некая группа товарищей от "Русской песни" со скандалом. Тогда я была большей эгоисткой, чем сейчас. В том смысле эгоисткой, что рассматривала раскол в коллективе как конец света. А оказывается, тогда только начиналось все главное! Ушли одни люди, но пришли другие! Если вливается свежая кровь - это замечательно. Люди - суперэгоисты. Мы привыкаем к чему-то и потом не хотим отвыкать. Но перемены - нормальное явление. Ушло одно - пусть, пришло другое - отлично. Отказаться от старого - да! Кого-то ты не устраиваешь - его дело! Тогда будет движение вперед, жизнь, смена энергий. Не бывает движения без перемен. И люди все разные. У одного процесс развития идет медленно, а другой кипит-бурлит бесконечно! И в какой-то момент может наступить конфликт.

- Говорили когда-то, что вы осквернили народную песню.

- Ругали нас сильно. А мы развивали свою традицию, свои мысли через народный жанр. Не хотелось быть на кого-то похожими по манере. А по глубине, содержанию - другое дело. Что определяет долгожительство коллектива по большому счету? Репертуар! Если нечего исполнять, то никто не узнает, что ты такой гениальный. А мы приняли с радостью весь народный репертуар. Только переработали его, исполнили в современной манере. Но не все звучит со сцены, кое-что, к примеру, только за столом. Вот хочешь кого-то удивить - и как споешь! И сколько было на нас критики в первое время: что мы уродуем русскую песню, делаем ее вульгарной, осовремениваем. А время распорядилось иначе.

Секрет успеха

- Теперь под вашим руководством заслуженные артисты. Не возникают ли трудности с воспитанием коллектива?

- Воспитание коллектива - по сути то же воспитание ребенка. Кнут и пряник. Не надо сбрасывать со счетов и классические формы воздействия. Вплоть до физических мер! Главное - результат. А кому не нравится, что я по шее двинула или по плечу приложилась, имеет полное право со мной разойтись навсегда. Никто от этого не пострадает. А дело пойдет быстрее. Играть с людьми в благородство, когда стараешься объяснять интеллигентным языком элементарные вещи... Раз объяснишь, два объяснишь, а потом интеллигентность сдувает с тебя, если дело гибнет. И все это переходит в ор! Но по делу, не стесняясь сказать, что думаешь, без обиняков. От этого всем лучше.

Существуют также коллективы, у которых руководители стараются себя не выпячивать, скромничают. Всегда с оглядкой говорят: "Мы все вместе, мы - единый коллектив!" Что это значит? Что каждый из них боится взять на себя ответственность. Никто не хочет отвечать за всех, за свои решения. Стабильность - это главное условие творческого развития коллектива. Но стабильность может обеспечить сильный и ответственный руководитель. А значит, этот руководитель впереди всех, он требовательный, всех наказывает, "строит". Но и весь негатив выплескивается из коллектива в его сторону, он принимает удар на себя. Такой руководитель не может быть угоден всем, он скандалит, шумит. С ним трудно. А в музыке коллектив - это удивительное дело. Когда все вокруг застывает, колеблется только воздух вокруг нас. И весь коллектив - это единый исполнитель, все погружаются в единое состояние - это высшее творческое мастерство, высший пилотаж.

Звезд много, Бабкина - одна

- А если в этот момент кто-то решит сымпровизировать - спеть как-то по-своему?

- Очень хорошо! Артист, достигнувший такой вот общей линии, никогда не будет импровизировать во зло всем. Он будет это делать на пользу общей песне. Он "гребет" в нашу сторону. Я же говорю, что настоящий творческий коллектив - слаженный механизм. Добиться этого можно только при потрясающем мастерстве участников и при точном требовании руководителя. Я точно знаю, какой результат хочу слышать. Понимаете? Если руководитель ставит цель, все вместе к ней идут. Может быть, кто-то думает в этот момент, что это моя прихоть и я ищу удовлетворения своих амбиций, но ничего подобного! Просто я знаю, что нужно сделать, чтобы зазвучало, как надо! Кто не согласен - это его личное дело. А результат - зрители во всех залах мира кайфуют. Потому что лучше нас никто акапелльно не поет. И потому мы ежедневно репетируем по десять часов. Постоянно вырабатываем это общее музыкальное мастерство. А как у нас это получается? Есть секреты. И как бы я об этом ни рассказывала - песни надо слышать душой, нутром. И зритель кожей чувствует искусство, без всякого специального образования. Хорошее пение - это просто хорошее пение. А от по-настоящему хорошего пения в зале прилив восторга.

- А было такое, что муж от одной из артисток ушел к другой? Такое часто случается в творческих коллективах.

- Не было. Но могло быть. Честно говоря, я категорически против таких раскладов. Под угрозой увольнения. Все эти шуры-муры преходящи, а семья должна быть постоянной. Тут я твердо стою на своей позиции.

- Вы не растите солистов, звезд себе на смену?

- Наши артисты, основной состав, - все яркие индивидуальности, но они не Бабкины. Ни один из них никогда в жизни не станет яркой индивидуальностью в одиночку, даже при наличии опыта, хорошего вкуса и великолепных данных. Экран их знает и принимает такими, публика их узнает - они артисты ансамбля "Русская песня". Но каждый из них, как бы талантливо он ни запевал, исчезает в сольном проекте. Не "вытягивает". Я тут нашла одного парня - красавца, талантливого, молодой бас. Пригласили его на работу в "Русскую песню" в молодежный состав. У "Русской песни" есть своя специфика звучания, а если бы он появился в молодежной группе, звучание бы стало более объемным и тоже уникальным. А этот парень все мечтает соло петь, тыкается на всех конкурсах - а кишка тонка. Он не солист. В нем нет харизмы и энергии дать сольное прочтение произведения. В ансамбле он стал бы сразу известным на всю страну. А он все сомневается.

- В вашем коллективе принято дарить руководителю подарки?

- Подарки дарят всегда. Но не всегда подарки эти мне хочется принимать. Бывает, что обижусь на них. Но еще меня раздражает, когда подарок имеет дежурный характер. То есть в праздник положено что-то подарить - и дарят. Мне приятны искренние жесты. А если в коллективе возникает идея сделать подарок руководителю, потому что надо, - это не в радость. Я же обязаловку чувствую.

- А если не подарят - это та же обида?

- Почему? Это честнее, чем подарить, но неискренне. Дорог не подарок, а отношение. Когда с моим братом произошла беда, я сама одной ногой была на том свете - в таком шоке! А мне надо было делать программу, уже вся Москва заклеена афишами, отменить нельзя! У меня был такой внутренний надлом, что нужно было хоть себя как-то сконцентрировать, не то что коллектив! Мне надо было процессом руководить, репертуаром, связи со всеми держать, на звонки отвечать, сосредотачиваться. Интервью, концерты... Это ужас! Колоссальное несчастье у меня, а жизнь остановить нельзя! Не имела я права завалить программу!

И в этот момент я практически не руководила коллективом. А он вдруг стал как единый организм, как будто это я - настолько все ориентировались на правильные выводы, настолько точно исполняли свои обязанности. Полностью исчез пофигизм. Мне не приходилось объяснять, контролировать. И это был такой подарок! В этот момент они сами за меня сыграли Надежду Бабкину. Не было в нашем деле такого случая, чтобы я пришла к программе и оставалось несколько лишних дней. Всегда не хватает пары дней, чтобы доделать что-то. А тут неделя оставалась в запасе, когда все было полностью готово. Отрепетировано, отработано - хоть завтра выступай! И я это понимаю, принимаю, забыть такое невозможно. Бывает, меня спрашивают: "А вы знаете, на что способен ваш коллектив?" Знаю. Во всех смыслах. И это гораздо ценнее, чем какая-то безделушка.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно