Примерное время чтения: 9 минут
245

Операция от бесплодия

- Если мы хотим ребенка, мне придется сделать операцию, - так я сказала мужу. А мне так сказала врач. В принципе лапароскопию - операцию без разрезания живота - мы с доктором обсуждали уже давно... Но раньше она меня интересовала чисто по-журналистски: "Посмотрите, люди добрые, до каких высот дошла медицина!"

Начало в N 9-10

Операция без крови (теория)

Не знаю, что стимулировало меня больше - желание скорее забеременеть или же стремление все испытать на себе... Но я как-то даже обрадовалась слегка, что мой организм неидеален, - и на операцию согласилась сразу. Чего не скажешь о любимом муже. Мужчины вообще ужасно пугливы.

- Операцию? - напрягся он. - То есть тебя положат в больницу? Но я не хочу, чтоб тебя резали! С ребенком можно и подождать.

Его забота меня скорее разозлила, чем обрадовала:

- Что значит "подождать с ребенком"? Сколько ждать? Ты что, не хочешь от меня детей?!

- В общем-то, подобные страхи весьма распространены и, что существенно, нередко оправданны, - объяснила главный врач Медицинского женского центра Татьяна КУЗНЕЦОВА. - И если паре для лечения бесплодия предлагают сделать обычную полостную операцию - надо отказываться! Ведь это дополнительные травмы, дополнительные шрамы, а впоследствии - дополнительные спаечные процессы во внутренних половых органах. В результате, не устранив исходную причину бесплодия (или, ладно, пусть даже устранив ее!), 80% пациентов, перенесших полостную операцию, приобретают десяток новых препятствий для зачатия, бороться с которыми будет гораздо труднее.

При оперативном лечении бесплодия речь может идти только о лапароскопии. При такой операции все хирургические и оптические инструменты вводятся в живот через проколы, от которых потом на животе не остается даже шрамиков. Логично предположить, что после такой операции ни шрамиков, ни спаек не остается и внутри тела.

При моем диагнозе (поликистоз) мне предстояло очистить яичники от мелких кист и сделать насечки, чтобы через них дозревшая, наконец, яйцеклетка смогла покинуть капсулу яичника, попасть в маточную трубу и встретиться там со сперматозоидом... Со всеми вытекающими из этой встречи последствиями.

Операция без крови (практика)

Лапароскопию мне назначили на 8 утра. И именно этот момент оказался самым тяжким во всей операции. Чтобы приехать к доктору в 8.00, мне пришлось вставать в 6.00. При этом я накануне ничего не ела и завтракать соответственно тоже не разрешалось.

Может, меня не все поймут: я обычно ложусь не раньше часа ночи. И встаю соответственно часов в 9 - 10. Но есть же на свете "жаворонки", открывающие глаза в пять утра и бодро марширующие на работу к семи. К таковым, несомненно, относился и мой хирург - он встретил нас радостный, бодрый, самоуверенный. Задал кучу вопросов... О чем - не помню. Отвечал муж, а я лишь старалась соблюсти приличия и не заснуть - на это ушли все эмоциональные силы организма, на страх и сомнения их уже не осталось.

Думаю, в таком состоянии я обошлась бы и без наркоза. Мне бы лечь - и я послушно просплю всю операцию. "Конечно, конечно", - подмигнул анестезиолог и что-то вкатил мне в вену... Проснулась я уже в палате. Настенные часы показывали десять с небольшим. Подумала: "Как раз пора вставать" - и задремала снова.

- Отлично, - сказал доктор, когда (ближе к полудню) я проснулась окончательно. - Тело - идеальное! Кроме поликистоза, больше никаких проблем не было... Знаешь, во время лапароскопии - когда все органы видны как на ладони, да с подсветкой, да с увеличением, да без хлюпающей крови из ран (тут доктор мечтательно закатил глаза, представив себе, должно быть, этот анатомический шедевр)... Так вот, говорю, когда все органы видны - всякое обнаруживается, чего раньше на ощупь не определялось: у кого спайки в трубах, у кого эндометриоз... А у тебя мы только аппендицит уж до кучи вырезали. Так что, если когда-нибудь еще появятся боли в правом боку, ты врачей сразу предупреждай: хоть шрама и нет, но и аппендицита тоже нет.

Хирург удалился - и я с любопытством изучила свой прооперированный животик. Пупок замазан зеленкой. Еще две зеленые точки внизу по бокам (даже если зеленка никогда не отмоется, то они все равно окажутся под купальником)... Боли не было (может, еще наркоз не совсем "отпустил"). И почему-то совершенно не хотелось есть. Я-то думала, что после суточного воздержания окажусь зверски голодной.

- А вам и нельзя кушать, - утешила медсестра. - 2 дня - на кефире.

"...И 2 дня с чистой совестью не ходить на работу", - подумала я, блаженно вытягиваясь под одеялом и готовясь принимать всеобщую заботу и внимание. Через полчаса с кефиром и розами в дверях палаты возник любимый.

Непредсказуемые последствия

Это теперь все кажется легким и веселым. А на самом деле операция - даже такая щадящая - все равно операция. И, как перед любым хирургическим вмешательством, мне пришлось сдавать анализы и проверять кардиограмму (а вдруг мое бедное сердце не выдержит наркоза или боли от прокола в пупке?!). Вот на этом этапе все чуть не сорвалось: что-то кардиологу не понравилось в графике моих сердцебиений.

- По какому поводу операция? - сурово спросила она.

Я честно объяснила.

- Яичники... - Профессор подумала минутку и приняла решение: - Надо делать. Может, это из-за них и сердечко с ритма сбивается.

Вы будете смеяться, но первое, что вошло в нормальный ритм после операции на яичниках, действительно было сердце! Позже врачи объяснили мне этот феномен: как только устранили причину гормональных сдвигов, нормализовался и общий обмен веществ. В том числе - отрегулировался калиево-натриевый баланс. А это основное условие нормальной работы сердечной мышцы.

Дальше - больше. Про удаленный без шрамов аппендицит я уже говорила. Нет, я не обижаюсь, все равно он был мне не нужен! Но в связи с этой дополнительной услугой доктора наложили на меня и дополнительные ограничения: чтобы там, внутри, культя от аппендикса не надорвалась, сидеть на кефирно-бульонной диете пришлось не 2 дня (чего хватило бы при гинекологических операциях), а целую неделю. За эту неделю я похудела на 6 кг.

За следующий месяц сами собой испарились еще 7 кг (то есть в совокупности - 13), хотя я вернулась к привычному режиму самопотакания: тортики, шоколадки, спагетти с сыром. Гардероб пришлось обновить полностью, потому что все старые вещи болтались на мне как на вешалке. И в этих подиумных рамках - 90-60-90 - без каких-либо дополнительных усилий я держалась вплоть до четвертого месяца беременности...

Ну да, беременность тоже наступила. Хотя это было самое отдаленное из всех последствий. Сначала нам даже запретили сексом заниматься. 2 недели! А знаете, как хочется того, чего нельзя?! Муж мой за это время стал совершенно сумасшедшим романтиком и ухаживал за мной, как в самые первые дни знакомства...

Кстати, многие хозяйственные дела под лозунгом борьбы за репродуктивные права я тоже смогла переложить на супруга. Дело в том, что на те же 2 недели мне доктора запретили поднимать более 1,5 кг. И довольно быстро это вошло в привычку. До сих пор за покупками (если это больше двух стаканчиков йогурта) ходит муж. Так что из медицинских ограничений при правильном подходе можно извлечь немало выгод.

Еще 2 месяца после операции врачи строго-настрого запрещают беременеть (все-таки незажившие внутренние шрамики повышают риски невынашивания). Это время тоже надо провести с пользой. Пока сидишь на контрацептивах, пройди полную диспансеризацию, залечи зубы, сделай прививки (во время беременности уже нельзя!), начни принимать фолиевую кислоту (это витамин, необходимый для формирования нервной трубки у ребенка; и, чтобы набрать "нужную дозу", врачи рекомендуют начать прием этих таблеток как раз за 2 месяца до зачатия), сдай анализы на биохимию крови и восполни запас недостающих микроэлементов (у каждой третьей женщины, планирующей беременность, обнаруживается недостаток железа и кальция), займись спортом (потому что укреплять мышцы брюшного пресса необходимо, но если беременность наступила - то уже поздно)... В общем, дел полно. И даже хорошо, что есть этот двухмесячный "зазор" между операцией и зачатием.

Я лично диспансеризацию начала с эндокринолога: ибо ничто не создает столько проблем для внутриутробного развития младенца, как нарушения в щитовидке у его мамы. Диагноз "увеличение щитовидной железы 2-й степени" стоял у меня со школьных лет, и врач все лелеяла мечту обнаружить какие-нибудь "узелки и новообразования"... Ощупав мою шею и изучив показания УЗИ, она озадачилась: "А в чем, собственно, дело? И кто вас ко мне направил?" Все-таки некоторые врачи узнают пациентов не в лицо, а по больному органу!.. Я вкратце описала ситуацию, доктор пролистала карту, еще раз отправила меня в кабинет УЗИ - и совсем уж удивленно резюмировала: "Никакой патологии нет. Абсолютно!"

Идеальными оказались и анализы крови.

За всей этой суетой я как-то запустила свои регулярные визиты к косметологу. А спохватившись, обнаружила... Что мне пока и незачем туда идти. Необходимость в ежемесячной эпиляции отпала, наверное, навсегда. Дело в том, что гирсутизм (усики и повышенная пушистость ног у девушек) - непременные симптомы поликистозных яичников. А нет кисты - нет и усиков.

По той же причине почти сошла на нет борьба с прыщиками. Они ведь тоже были результатом гормонального дисбаланса.

В общем, теперь только и оставалось, что перестать пить красное вино, начать пить фолиевую кислоту и ждать плодов любви.

Показания для лапароскопии

- эндометриоз;
- спаечные процессы в органах малого таза;
- непроходимость маточных труб;
- кисты яичников;
- поликистозные яичники;
- миомы;
- аденомиоз.

Стоимость лапароскопической операции в различных клиниках и центрах страны колеблется от 16 до 66 тысяч рублей.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно