aif.ru counter
06.08.2001 00:00
40

Долгая дорога в школу

АиФ Дочки-Матери № 31-32 06/08/2001

Так уж повелось, что начало нового учебного года считается праздником. В кутерьме первого школьного дня под грохот детских шлягеров мамы стряхивают слезу умиления: надо же, только недавно в колясочке лежал - и вот уже первоклассник, третьеклассник, пятиклассник... А за огромными букетами пестрых осенних цветов подчас скрываются глаза, полные тревоги и страха.

Конец света местного значения

Общепринятый праздник "Первый раз в первый класс" - самое тревожное социальное событие в жизни ребенка. На границе шести и семи лет ребенок переживает мощный психологический кризис.

У психологов есть такой термин - "школьная зрелость". Он означает, что ребенок к моменту поступления в школу уже миновал очень серьезный кризис своего развития - переход от игровой деятельности к учебной. Если же кризис затянулся, "зрелость" не была достигнута - ребенок к школе не готов. Его внимание и память еще не набрали нужного для серьезного обучения объема, а мышление еще настолько конкретно, что не способно к обобщению и анализу нового в школьном объеме. Кроме того, ребенок еще "не отыграл свое". Чаще всего школьной незрелостью страдают шестилетки, у которых очень нетерпеливые родители, уделяющие слишком много внимания счету, чтению и письму и не замечающие, что их будущее светило еще совсем ребенок, не готовый к серьезным испытаниям. Результат - полная дезадаптация, нежелание идти в школу, потеря интереса к учебе и плохая успеваемость. Если шестилетка не хочет в школу, значит, он к ней еще не готов.

Бытует мнение, что "домашние" дети больше всего испытывают трудности адаптации в школе. Этот миф совершенно неверен. Дошкольник, к которому относились как к личности и не настаивали на подчинении большинству, легче детсадовца входит в школьный коллектив, он независим и настроен больше на учебу, нежели на общение (тогда как бывший детсадовец сразу занимает удобное ему место в иерархии "лидеры - ведомые"). А тяжелей всего приходится детям, которые уже имеют опыт негативного общения с коллективом. Например, у ребенка явные проблемы с общением: с ним никто не хочет играть, ему отводятся унизительные роли в игре, его дразнят, обзывают и даже бьют. Проблемы общения всегда связаны с низкой самооценкой ребенка. Поэтому предстоящий поход в школу становится в его сознании шагом в бездну или самым настоящим концом света. Ребенок заранее планирует себе неудачи в школе (и, что характерно, действительно с ними сталкивается).

Мама виновата

Трудности возникают и тогда, когда уже есть фон неблагополучия. Скажем, у шестилетней Танечки за несколько месяцев до первого учебного года появился братик. Мама перебросила все свои эмоции и чувства на другой фронт, и Танечка, привыкшая к маминым нежностям, почувствовала себя брошенной. Она замкнулась, стала непослушной, дерзкой. А когда пришла пора идти в школу, для нее это стало двойной "ссылкой". У девочки начался дневной энурез - по дороге в школу она вынуждена была по пять раз присаживаться под кустик, страх нарастал, и если бы мама не сообразила, в чем тут дело, то Танечку, вполне "зрелую" школьницу, пришлось бы снимать с уроков до будущего года. Эмоциональный фон в семье может играть решающую роль в начале учебы вашего ребенка.

Причиной нежелания идти учиться может быть и неправильный настрой. Есть такие тревожные мамы, которым вечно не нравится их ребенок, и они его постоянно с кем-то сравнивают. Если в мае, придя домой после процедуры зачисления в школу, мама бросает своему мужу: "Там все так хорошо читают, нашему до них еще далеко!" - то к первому сентября оказывается, что и "ваш" читает не хуже, вот только в школу он идти больше не хочет.

Мамы, следите за своей речью!

Что же делать?

Заранее перестройте режим дня так, чтобы начало учебного года не было сопряжено с трудностями утренних подъемов. Ребенок должен адаптироваться и к новому расписанию своего досуга.

Поиграйте с ребенком в школу. Приучайте его к тому, что его будут называть не Костик и Танечка, а по фамилии. Ничего грубого в этом нет, напротив, этим стоит гордиться.

Обращайте побольше внимания на школьную атрибутику (портфель, линейки-промокашки и т. д.). Пока для первоклашки это суть учебного процесса. Вместе выбирайте красивые карандаши и ластики не спеша и заранее.

Не запугивайте ребенка школой, внушайте ему, что у него все получится. Не обсуждайте при ребенке учителей и все трудности, с которыми он может столкнуться.

Не стоит слишком часто повторять, что это новый этап его жизни, пусть все идет само собой.

Познакомьте ребенка с будущей учительницей, проведите его в класс, по возможности позаботьтесь о том, чтобы он знал заранее свое место.

Сами следите за своими эмоциями. Не стоит устраивать проводы в школу, будто ваш ребенок уходит на фронт. Ваши тревоги очень заразительны.

Заготовьте подарки первокласснику, устройте домашнее торжество по поводу поступления в первый класс.

Не бросайте ребенка один на один с новой ответственностью. Следите за домашними заданиями, выполняйте их вместе (но не за ребенка), будьте все время в курсе его школьной жизни.

Старшие плаксы

Седьмой-восьмой-девятый классы тоже входят в группу риска по нежеланию идти в школу. Прямо накануне первого сентября ребенок становится грустным, плаксивым, он не хочет встречаться со своими одноклассниками, целыми днями сидит дома и ничего не делает. На вопрос: "Что с тобой?" - ответ: "Ничего". Вы пытаетесь узнать, почему он не хочет ходить в школу, и получаете ни о чем не говорящее: "Не хочу, и все". Это означает, что ваш повзрослевший "малыш" начинает остро переживать подростковые комплексы. За лето у подростка мог произойти сильный гормональный всплеск. У девочек может очень измениться фигура. Понятно, что такие изменения не останутся вне поля зрения одноклассников. У застенчивых девочек любое внимание к их женским прелестям вызывает невыносимое чувство стыда. Девочка становится затворницей и стесняется встречаться с одноклассниками. Дело усугубляется, когда она готовится встретиться с тем, кто ей симпатичен. Покрутившись перед зеркалом, выносит себе приговор: уродина. То же самое происходит и с мальчиками. Трудно поверить, что подростковая угревая сыпь может стать поводом отказа от учебы. Но тем не менее это так. Бывает, что ребенок отстает от акселератов, которым "в пупок дышит", и начинает стесняться этого. Психотерапия такой предшкольной депрессии проста.

В подростковом возрасте дети злы, циничны и встречают чаще всего по одежке. Подросток должен быть одет не просто аккуратно и красиво с вашей точки зрения. Он должен быть одет модно, даже, может быть, остромодно (нравится вам это или нет). Постарайтесь купить ребенку такую одежду, о которой он уже давно мечтал и которая бы скрыла те недостатки внешности, которые не дают ему покоя. Ребенок должен сам себе очень понравиться. Сделайте чаду подарок к первому сентября - словом, поднимайте настроение как только сможете. И еще помните, что излишний досуг - враг подростка, у занятого интересным делом человека самооценка намного выше, чем у праздношатающегося, да и времени не остается на всякие комплексы.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество