Примерное время чтения: 10 минут
361

Юрий Кара собирается в космос

РОВНО двадцать лет назад режиссёр Юрий Кара снял свой первый фильм "Завтра была война". Потом были "Воры в законе", "Мастер и Маргарита", "Звезда эпохи". К 100-летнему юбилею Сергея Королёва, которое будет отмечаться 12 января 2007 года, выйдет новая картина режиссёра "Королёв".

Юрий Кара рассказывает "Суперзвёздам" о том, с каким трудом его фильмы пробивались к зрителю и почему некоторые из них так и не вышли на большой экран.

"ЗАВТРА БЫЛА ВОЙНА"

- АВТОР повести Борис Васильев предупреждал меня, что многие режиссёры хотели снимать "Завтра была война", но им запрещали это делать. Мне помог мой мастер во ВГИКе Сергей Герасимов. К тому же фильм был всего лишь дипломной работой. О выходе на большой экран я даже не мечтал. Но, к счастью, тогдашний главный редактор Госкино Армен Медведев сказал, что картина должна дойти до зрителя.

Фильм был готов в 1986 году, но показали его только два года спустя, когда в Союзе уже начали открыто говорить о сталинских репрессиях. "Завтра была война" даже получила золотую медаль имени Довженко как лучший фильм на героико-патриотическую тему. В других странах соцлагеря, наоборот, ещё не были готовы спокойно принять тему репрессий. После премьер в Чехословакии и ГДР разразились дикие скандалы, фильм запретили показывать. Зато его тут же купили в ФРГ и прокатили по всем кинотеатрам.

Поскольку это была студенческая работа, денег на картину выделили мало. Я сам был и режиссёром, и ассистентом по актёрам, и костюмером. Пригласил молодых, малоизвестных актёров. Например, для будущей "маленькой Веры" Наташи Негоды это была первая заметная работа в кино. На роль директора школы я сначала пригласил Сергея Шакурова. Актёр пришёл и стал возмущаться: "Вы дали мне женскую гимнастёрку!". "Да ладно, - говорю я, как штатный "костюмер", - застегнитесь на все пуговицы, и никто ничего не заметит". "А где портянки?" - продолжает Шакуров. Мы только закончили съёмку в павильоне, где висели беленькие занавески. Я беру, срываю эти занавески и протягиваю их Шакурову: "Вот вам портянки". "Нет, это всё несерьёзно", - говорит он и уходит с площадки. А я остаюсь стоять в окружении молодых артистов, которые в меня поверили... У двоих нервы дрогнули, и они тоже ушли. К счастью, меня тогда поддержали Нина Русланова, Сергей Никоненко, Наташа Негода и остальные ребята. И оказались правы. Фильм потом завоевал шесть международных наград.

"ВОРЫ В ЗАКОНЕ"

- КОГДА на кинофестивале "Золотой Дюк" начали критиковать фильм "Воры в законе", ко мне подошёл председатель жюри Эльдар Рязанов и сказал: "Ты думаешь, тебя бьют за этот фильм? Ошибаешься - это тебе за "Завтра была война". Тебя не должны были выпустить, и ты не должен был состояться". Критики нападали страшно. И в конце концов Аня Самохина, сыгравшая подругу вора в законе, не выдержала и выдала фразу героини из "Рабы любви": "Господа, вы звери, господа!" Кстати, когда я только начал работать над фильмом, выяснил, что, оказывается, Фазиль Искандер в своей повести описал реальных людей. Мало того, прототипы героев по-прежнему жили в Сухуми. Только Кармен, которую сыграла Аня Самохина, отец всё-таки застрелил за недостойное поведение. Милиционер продолжал служить. Бармен, которого сыграл Володя Стеклов, отсидел и продолжал работать барменом. А вор в законе находился в тюрьме. Мне удалось с ним познакомиться.

Помню, заходят в комнату два человека, скованные наручниками. Один амбал под два метра ростом, другой - щупленький. Я думал, что вор, который держал в кулаке всю Абхазию, - это тот высокий, а оказалось, что совсем наоборот. Звали его Юрий Шихман, по матери - Лакоба. Это очень уважаемая в республике фамилия, потому что дед Юрия основал милицию в Абхазии. Было забавно смотреть на то, как в наручниках сидел 35-летний вор в законе, а над ним на стене висел портрет его деда...

Когда милиционеры узнали, о ком мы собираемся снимать фильм, они ужаснулись: "Да вы что! Шихман у нас и так популярен, а после выхода картины станет героем республики". После этого мы тихонечко ретировались из Сухуми и работали в Ялте.

Сначала в главной роли я собирался снимать Олега Янковского. Он пришёл на встречу в компании с Александром Абдуловым и предложил: "Я не могу, а вот Саша мечтает сыграть эту роль". Но Абдулов тогда воспринимался зрителями исключительно как герой-любовник, поэтому я ему отказал. И пригласил на роль Валентина Гафта. Сыграл он великолепно. Гафт потом рассказывал, что после выхода фильма на экран к нему ночью на бензоколонке подошли какие-то люди с криминальной внешностью. Поначалу он испугался... Но один из авторитетов вдруг похлопал актёра по плечу и сказал: "Хорошо сыграл! Наш человек!"

"МАСТЕР И МАРГАРИТА"

- КАРТИНА была снята ещё в начале 90-х годов. Её посмотрел отборщик каннского кинофестиваля Жоэль Шапрон и решил взять на конкурс. Но начались проблемы... Нам стал мешать Сергей Шиловский, назвавшийся наследником Михаила Булгакова. Хотя есть сомнения в лигитимности его авторских прав... Шиловский - сын третьей жены Булгакова, Елены Сергеевны. Булгаков его даже не усыновлял. А отец Шиловского, когда Елена Сергеевна ушла от него к Михаилу Афанасьевичу, в порыве ревности даже стрелял в писателя. По аналогии приходит такая мысль, что всё наследие Пушкина надо отдать потомкам Дантеса. Абсурд! Но Шиловский захватил всё. И требовал тогда, в начале 90-х годов, от продюсеров фильма миллион долларов. Картина могла бы собрать в прокате намного больше, но она несколько лет пролежала на полке.

"Мастер и Маргарита" должна была выйти к зрителям намного раньше. Язык кино развивается, любой фильм может устареть. Хорошо ещё, что мы не стали использовать компьютерную графику, которая делала тогда, в начале 90-х, первые шаги. Спецэффекты сегодня смотрелись бы очень смешно.

Надеюсь, картину всё-таки увидят зрители. Там много хороших актёрских работ. Кстати, я тогда опять отказал Саше Абдулову. Он хотел сыграть Коровьева, а я его в этой роли не видел. Как известно, Абдулов осуществил свою мечту в "Мастере и Маргарите" Владимира Бортко. А в моей картине Коровьева сыграл Александр Филиппенко.

На роль Мастера я приглашал Олега Янковского. А он хотел играть только Воланда. Но Воландом я видел Евгения Евстигнеева. Евгений Александрович собирался ехать за границу на операцию. "Вернусь и приступим", - сказал он мне. Но не вернулся... И я, помятуя совместную работу в "Ворах в законе" с Валентином Гафтом, обратился к нему.

На Маргариту пробовал очень многих актрис. Хороша была Лена Майорова. Но в конце концов сыграла Анастасия Вертинская. В женскую массовку на бал Воланда вообще были сотни желающих. Отобрали девушек с хорошими фигурами. Но что вы думаете! Бал мы снимали ночью в загородном имении Шереметевых, километрах в сорока от Москвы. Забракованные по причине несовершенства фигур дамы приезжали туда и, пользуясь общим хаосом, раздевались в кустах и бежали сниматься.

"ЗВЕЗДА ЭПОХИ"

- ПРОБЛЕМЫ с телесериалом "Звезда эпохи" тоже возникли из-за трений с наследниками. Фильм рассказывал об отношениях поэта Константина Симонова и актрисы Валентины Серовой. Но реальных людей пришлось назвать поэтом Семёновым и актрисой Седовой.

У Константина Симонова была очень богатая биография. От первого брака у него родился сын Алексей, от Валентины Серовой - дочь Маша, в третьем браке он удочерил девочку. Все трое детей очень ревностно относятся к наследию отца, и каждый считает, что свои стихи он посвятил именно его матери. Им не нравилось, что фильм был посвящён только Валентине Серовой, как-будто она единственная женщина в его жизни. Примирить их было невозможно. Маша - дочь Валентины - сначала положительно относилась к созданию фильма, а потом приняла сторону остальных.

Ещё им казалось, что всё было не так, как мы рассказали. Но во времена Валентины Серовой о закулисной жизни звёзд не писали в газетах! А дети не могут объективно оценить своих родителей. В глазах детей мы всегда хотим выглядеть лучше.

В роли Седовой я хотел видеть Викторию Толстоганову. Но во время съёмок она ждала ребёнка, поэтому пришлось искать другую актрису. Как вы помните, главную роль сыграла Марина Александрова, а поэтом стал Александр Домогаров.

Когда я начал снимать фильм о Сергее Королёве, опять обратился к Виктории. Толстоганова и сыграла роль жены конструктора.

"КОРОЛЁВ"

- ПОМНЯ конфликты с наследниками Булгакова и Симонова, я старался очень аккуратно работать с родственниками Сергея Королёва (его в картине сыграл Сергей Астахов). Дочь легендарного конструктора Наталья Сергеевна даже дала нам некоторые личные вещи отца. И они появятся в кадре.

С предложением снять фильм к 100-летию Королёва ко мне обратился космонавт Алексей Леонов. Когда-то за одну ночь Королёв рассказал ему и Юрию Гагарину страшную историю своей жизни. О том, как его репрессировали, сослали в Магадан на золотые прииски.

Когда мать Королёва добилась пересмотра дела, ему надо было добраться до Москвы. Золотоносный рудник находился в тысяче километрах от Магадана. По дороге грузовик сломался, и Королёв почти 100 км шёл пешком по 30-градусному морозу. В какой-то момент организм не выдержал, и от голода он свалился на землю. Как потом вспоминал сам Королёв, его поднял запах свежего хлеба. Кто-то оставил буханку, и она спасла его от смерти.

Из Магадана надо было плыть на корабле. Но Королёва не взяли на борт. А потом пришло известие о том, что корабль утонул вместе с "врагами народа", которые находились в трюме. Просто блокбастер, а не биография реального человека. И это ещё не все "приключения", о которых мы расскажем в фильме.

Восемь лет Королёв провёл за колючей проволокой. Сначала на руднике, потом в "шараге" - закрытом НИИ. Но не озлобился, не стал мстить системе.

Конструктор при жизни так и не получил признания. Когда под его руководством в космос отправился первый спутник, представители Нобелевского комитета обратились к Хрущёву: "Назовите имя конструктора, мы хотим присвоить ему премию". Хрущёв ответил: "Спутник сделал весь советский народ". Известно, что Нобелевский комитет не даёт премий посмертно. Но, может, стоило бы обратиться туда, чтобы в качестве исключения они всё-таки отметили заслуги этого выдающегося человека.

"МИР"

- КОСМОС меня всегда интересовал. Несколько лет назад на станции "Мир" я хотел снять фильм по роману Чингиза Айтматова "Тавро Кассандры". По сценарию главный персонаж должен был на всю жизнь остаться космическим монахом. К полёту всё было готово, актёр Владимир Стеклов прошёл серьёзнейшую подготовку и был записан в отряд космонавтов. В кабине ракеты ему подготовили третье кресло. Двух других космонавтов, которые должны были вести съёмку на МКС, обучили операторским навыкам. Но начальники Роскосмоса сказали: "Зайцев в космосе не будет".

Тогда проект сорвался, но я не хочу так просто отказываться от своей мечты. Сейчас в Роскосмосе готовят новую программу "Клипер", хотят запустить в космос 6-местный корабль. Думаю, может, самому слетать? Во время перестройки народ говорил: "Хватит смотреть на мир глазами Сенкевича! Мы сами хотим его увидеть!" Так вот я тоже своими глазами хочу увидеть космос и снять об этом фильм.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно