Примерное время чтения: 8 минут
306

Пьер Карден. Одинокий космонавт

...ЗАМОК близ поселка Лакосте на юге Франции. У большого окна стоит пожилой мужчина. В который раз он пытается представить, что произойдет через 50 лет, как будет выглядеть мир, какую одежду станут носить люди...

Хитроумный макаронник

ПОСЛЕДНЕЕ, пожалуй, волновало его всегда. Даже в детстве, когда мальчика называли "грязным макаронником", его манило все яркое, необычное и экстравагантное. Теперь его имя и фамилия - это бренд, символ, шик и успех!

Пьер Карден - богатейший модельер в мире. Им запатентовано более восьмисот изобретений почти во всех сферах жизни. Журнал "Тайм" назвал Кардена "хитроумным фанатиком", который поставил свое имя на всем, что "можно прибить гвоздями, приклеить, пришить, разлить по бутылкам, закрыть, открыть и употребить". При этом его девиз: "Если выбираешь деньги - проигрываешь".

В чем же секрет такого блистательного успеха? Расположение звезд, воспитание, природная гениальность? Сам знаменитый мэтр любит повторять: "Чтобы стать кутюрье, им надо родиться".

Пьер Карден, шестой ребенок в бедной итальянской семье, всегда хотел создать свою империю. Его отец был наемным солдатом и только под конец жизни стал виноделом. Сын мог бы продолжить семейное дело, но почему-то маленького Пьетро увлекало совсем не вино, а театр с его яркими костюмами и манящими декорациями. С мальчиками он никогда не был дружен, скорее его привлекали девочки, а еще точнее - их куклы, которых можно было бесконечно наряжать в разные пестрые ткани...

Пьер с детства знал, что с ним должно случиться что-то необыкновенное. Гадалка предсказала ему счастливую жизнь, символом которой будет прекрасное дерево, приносящее красивые цветы и плоды. Однако Карден никогда не тешил себя иллюзиями. Будущий законодатель моды вначале вообще хотел пойти учиться на бухгалтера.

Склонность к учету и прагматичный ум помогли ему впоследствии создать уникальную империю моды, которая в прямом смысле слова "сшибала с ног" общественные устои.

Когда семья переезжает в провинциальный городок Виши во Франции, четырнадцатилетний Пьер устраивается помощником портного. И только после полученных навыков напористый и честолюбивый Карден едет покорять Париж.

Он понимает, что без денег, без имени, без связей одному в столице моды не выжить. Он подкупает своим острым умом и неусидчивостью известного поэта и драматурга Жана Кокто и входит в узкий круг элиты Парижа. Его цель - сделать себе блестящее имя.

170 роз от Диора

ПРОХОДИТ всего год, и Карден становится ведущим дизайнером в студии Кристиана Диора. Великий учитель называл своего ученика "мой маленький Пьер".

Спустя полвека Карден будет саркастически отзываться о нынешних показах Дома: "Сегодня Диор - это спектакль... Куда можно пойти в его шляпах или туфлях? Вам понадобятся три стула в ресторане, если вы пришли в одежде от Диора. Современные женщины работают, водят автомобили. Машины становятся все меньше, а платья у Диора - все больше".

Через пять лет после приезда Кардена в Париж Кристиан Диор прислал своему ученику 170 роз в честь открытия его собственного Дома. Клиентами Кардена становятся артисты и мировые знаменитости: Эва Перон, Софи Лорен, Марлен Дитрих.

Но успех не сваливается на Кардена с неба. "Барон шелка", как его часто называют, каторжно работает. На сон уходит всего пять часов, при этом увлечения Кардена помимо моды включают в себя спорт, архитектуру, театр, рестораны, балет. Подчас будущему мэтру приходилось засыпать в офисе и наутро подметать вместо уборщицы кабинет.

В середине 50-х Карден открывает свой первый бутик "Ева", затем, чуть позже - бутик "Адам". С легкой руки Кардена становятся популярны мини-юбки, черные женские чулки и высокие сапоги.

Его мозг работает как компьютер, и благодаря таланту и необычному мышлению результат не заставляет себя долго ждать. В конце 50-х Пьер Карден совершает революцию в мире моды.

Карден первым устраивает показ в универмаге, а не на престижном дворцовом подиуме, вызывая тем самым общественный скандал. Профсоюзная палата - орган, контролирующий кутюрье в Париже, - не смогла оценить гениальности и тонкой иронии модельера. Его исключают из профсоюза за попытку обесчестить профессию кутюрье. Правда, Карден не остается в долгу и решает эту маленькую для него неприятность очень просто: он сам становится председателем этого профсоюза.

Работая как сумасшедший, Карден творит одну революцию за другой: его авангардный стиль производит фурор, его пиджаки носят "Битлз", он первым вводит в обращение систему лицензирования, он открывает производство своей одежды в Японии, Китае и Советском Союзе. Карден в буквальном смысле одевает весь мир.

Утомиться от эпатажа, устать от провокаций? Нет, ему нужно все время читать в глазах публики шок и восхищение. Он мечтал об оглушительных овациях. Прямо как в театре. Старая мечта не давала покоя...

Еще в 16 лет, работая подмастерьем, Карден мечтал о софитах, театральном гриме, судьбе актера. Обшивая звезд театра и кино, он продолжал грезить о сцене. И, став уже мэтром дизайна, Карден все-таки достиг своей цели.

"Однажды мне пришло в голову зайти к директору театра и спросить, не хочет ли он продать мне свой театр, - вспоминает мэтр. - Тот был страшно изумлен и ответил, что для этого у него нет никаких причин. Я сказал, что не требую немедленного ответа, но если вдруг он все-таки решит продавать, то пусть не забудет, что покупатель уже есть. Через две недели директор позвонил и очень грустно сказал, что, так как у него умер брат, он утратил интерес к жизни и готов расстаться с театром. За две недели я получил все это огромное здание целиком".

Так родился культурный центр "Espace Cardin", на сцене которого выступали Марлен Дитрих и Марина Влади, Марсель Марсо и Жерар Депардье и другие знаменитости.

Красный кутюрье

ВЕЛИКИМ Карден решил стать и в России. Только в Москве он побывал около 30 раз. Карден стал первым кутюрье, кто презентовал свою коллекцию на Красной площади. От своих неординарных идей Карден сам приходил в восторг: "Я привез 100 молодых манекенщиц. Я привез одежду, которая делалась во всем мире. Я смог представить красоту и молодость России. До этого на Красной площади были танки и военные, а я устроил там показ моды. Это было потрясающе!"

Несмотря на прагматизм и трезвый взгляд на жизнь, Карден остается легкоранимым и очень сентиментальным. Так, увидев в Москве рок-оперу "Юнона" и "Авось", он расплакался, влюбился в этот спектакль и 10 лет открывал его всему миру, беря все гастрольные расходы на себя. В эпоху Советского Союза за любовь к России Кардена прозвали "красным кутюрье".

Любовью всей его жизни тоже стала актриса - великая Жанна Моро.

Как-то ей понадобилось платье, и она попросила помощи у Коко Шанель. Та была в то время на отдыхе и порекомендовала "очень хорошего молодого человека". Так началась любовь с первого взгляда, вернее сказать, с первого платья. "Я влюбилась в Пьера сразу, еще не зная его, только увидев дело его рук. Но когда увидела его самого, то уже наяву влюбилась с первого взгляда".

Карден впервые боготворил актрису как женщину. "Я был геем и никогда не имел физической близости с женщиной. Но Жанна взволновала меня. Она была сногсшибательной и перевернула мою душу".

Никто не верил в союз гениальных фанатиков своего дела. Моро отвечала: "Плевать! Я люблю его такого, какой он есть. Я захотела его иметь, и он стал моим - я буквально преследовала его". На что Карден добавлял: "Быть тем, кого преследует Жанна Моро! Какой мужчина устоит перед этим? Никакой. Даже я".

Это могла бы быть счастливая история любви, но не сложилось... Сегодня знаменитому французу 83 года. Он прожил свою жизнь один, добившись всего, о чем мечтал. Кутюрье, миллионер, обладатель множества престижных наград и премий, владелец комплекса "Космос Кардена", включающего театр, гостиницу, ресторан...

Единственное, о чем он жалеет, - это о том, что у его империи нет прямых наследников. Детей с Моро, увы, не получилось. Но Карден до сих пор мечтательно говорит, что из него получился бы замечательный папашка, а его сыну сейчас могло бы быть лет 40...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно