Примерное время чтения: 10 минут
789

Мартина Навратилова. Американка с чешским сердцем

МАРТИНА Навратилова по праву считается величайшей теннисисткой всех времен. Никто не может сравниться с ней по количеству выигранных турниров - 167. На кортах суперзвезда за двадцатипятилетнюю карьеру провела 1649 матчей, из которых выиграла 1438. Но не менее громкую популярность Навратиловой принесли и ее многочисленные романы, которые она никогда не пыталась скрывать...

Девочка с мальчишеским видом

С САМОГО раннего детства Мартина начала заниматься горными лыжами. Ее мама Яна была инструктором на горно-лыжной базе и частенько брала дочь с собой на работу. Девочке было всего два года, когда она впервые встала на лыжи, точнее сказать, села. Однажды, инструктируя спортсменов, Яна не заметила, как маленькая Мартина подыскала себе самые широкие лыжи, села на одну из них и, визжа от радости, скатилась на ней с небольшого пригорка. С тех пор маме Мартины приходилось учить кататься не только взрослых, но и собственную дочь. Так случилось, что родители девочки развелись и она оказалась на воспитании у своей бабушки Агнесы Семански, известной в прошлом чешской теннисистки. О лыжных тренировках Мартине пришлось забыть. Но к очередному дню рождения бабушка Агнеса приготовила внучке "большой" подарок - настоящую теннисную ракетку. Уже на следующий день маленькая Мартинка, как ее ласково называла бабушка, шагала в теннисную секцию.

Первым ее тренером стал Мирослав Навратил. Через год он познакомился с мамой своей ученицы, влюбился в нее с первого взгляда и предложил стать его женой. Отчим Мартины не только научил ее играть в теннис, но и дал свою фамилию. "Через пятнадцать лет ты станешь первой на Уимблдоне", - говорил он пятилетней Мартинке. Мирослав проводил с юной теннисисткой все свободное время, помогая ей совершенствовать свое мастерство. Много лет спустя Мартина в одном из интервью заметила, что если бы отчим за каждую минуту, проведенную с ней, получал хотя бы по доллару, то стал бы миллионером. Пока ее сверстницы играли в куклы, занимались в танцевальных кружках и ходили на первые свидания, Мартина с неизменно короткой стрижкой не переставала тренироваться и часто бегала по окрестным холмам с рюкзаком на спине, наполненным камнями, тренируя выносливость.

Первый успех не заставил себя долго ждать. В восемь лет Мартина выиграла официальный турнир для детей до двенадцати лет. Знакомые семейства помнят, как дуэт Навратиловых приезжал на турнир на стареньком мотоцикле: отчим за рулем и Мартина, обнявшая его обеими руками и обвешанная ракетками. Уже тогда она обладала мускулистой фигурой и мальчишеским видом, нередко пугая других девчонок при появлении в раздевалке. И хотя до больших побед и многомиллионных гонораров было еще далеко, многие специалисты поговаривали: "Далеко пойдет".

Гудбай, Чехословакия

ЮНАЯ Навратилова, переезжая с одного турнира на другой, по несколько месяцев в году проводила в Америке. Она наслаждалась свободой и знакомилась с новыми людьми. Такие атрибуты капиталистической жизни, как "Макдоналдс", кредитные карточки и круглосуточные супермаркеты, стали для Мартины привычными. Но в социалистической Чехословакии о таком образе жизни в то время и не мечтали. Мало того, чтобы выехать на тот или иной турнир, талантливой спортсменке приходилось получать специальное разрешение от работников ЦК компартии. А когда она впервые выиграла Открытый чемпионат США и получила чек на 50 тысяч долларов, чиновники из Праги просто отобрали этот гонорар. Мол, незачем спортсменке радоваться империалистическим деньгам. Однако премию от руководства за победу над "врагами социализма" Навратилова тогда все-таки получила - 200 долларов. Уважения к властям у Мартины все это, разумеется, не прибавляло. Возможно, именно этот случай стал поводом ее побега из страны.

После долгих раздумий, посоветовавшись с отчимом, она приняла решение эмигрировать. Маму они решили до поры до времени не беспокоить. 5 сентября 1975 года все новостные агентства США сообщили, что теннисистка из коммунистической Чехословакии Мартина Навратилова обратилась в иммиграционное управление на Манхэттене с просьбой о получении разрешения на временное проживание, что было равнозначно просьбе о политическом убежище. Как ни странно, власти Чехословакии отреагировали на это довольно спокойно и никаких гонений на семью Мартины не последовало. А через несколько дней на пресс-конференции в Нью-Йорке Навратилова заявила: "Я хочу быть свободной. Всем, кто жалуется на жизнь здесь, я бы посоветовала посетить какую-нибудь соцстрану. Все, кто выходит здесь на демонстрации протеста, - сумасшедшие!"

Не такая, как все

"С РАННЕГО детства я всегда любила женщин. Мне нравились их мягкость, податливость, нежность. Когда я, совсем еще девчонка, приехала на турнир в Америку, то с удивлением обнаружила, что в этой стране гомосексуализм, например, не считается пороком или, тем более, преступлением. Для меня это было открытием. Сомнений не было: я решила остаться в Соединенных Штатах", - призналась журналистам Мартина уже после того, как покинула Чехословакию навсегда. Подобные заявления она делала не раз. Все чаще в газетах стали появляться ее слова: "Я хочу быть свободной, хочу любить и быть любимой, ни от кого не скрываясь". Она и не скрывалась. Даже те, кто вообще не интересовался теннисом, знали о том, что у Навратиловой роман с теннисисткой Билли Джин Кинг. Они вместе тренировались, а потом объединились для выступлений в паре. Прошло некоторое время, и американцы узнали о новой пассии Мартины - гольфистке Сандре Хейни. Вместе они прожили три года. Это было время счастливой личной жизни Мартины и громких спортивных побед. 10 июля 1978 года она впервые возглавила список лучших теннисисток планеты.

Однако совсем скоро Навратилова сдала свои позиции в теннисе. Она проиграла в нескольких крупных турнирах кряду, далеко отстав от лидеров. Поговаривали, что причиной тому стали "семейные" неурядицы Сандры и Мартины. Одной хотелось постоянно быть вместе, а другая настаивала, что карьера прежде всего и расставания на время турниров неизбежны. Все закончилось скандалом со слезами, истериками и взаимными обвинениями.

Разрыв дался Мартине нелегко, она с нервным расстройством оказалась в клинике. А уже через неделю после возвращения домой встретилась с журналистами и поведала им о своих интимных тайнах: "Я лесбиянка и горжусь этим!" Очередное признание теннисистки взбудоражило общественное мнение Америки, и вокруг имени Мартины Навратиловой вновь разразился скандал. С трибун в ее адрес болельщики не стеснялись выкрикивать оскорбления и проклятия. "Так вот зачем ей понадобилось бежать из Чехословакии! - заявляли блюстители морали. - Там бы ее похоть быстро усмирили". Некоторые спортивные компании разорвали с ней рекламные контракты из-за "аморального" образа жизни. А власти приостановили процесс предоставления Навратиловой американского гражданства и даже рассматривали вопрос о ее депортации. Только когда в газетах появились фотографии, на которых спортсменка целуется с мужчинами, страсти вокруг нее утихли. Впрочем, с завидной регулярностью появлялись и снимки, где она целуется с женщинами. Мартина стала жить спокойной размеренной жизнью в Эспине и перед журналистами появлялась только в сопровождении своего агента.

Развод по-американски

ШЕСТЬ лет разбирательств и споров с того момента, как Навратилова попросила у властей США политического убежища, завершились в пользу теннисистки, и она наконец получила долгожданное американское гражданство. Теперь Мартина на всех международных турнирах официально представляла свою новую родину. Статус гражданки Америки также позволил ей юридически оформить нечто вроде брачного контракта со своей новой спутницей Джуди Нельсон.

Красавица Джуди, бывшая "Мисс Техас", была старше Мартины и воспитывала двоих детей от первого брака. Их чувства были настолько сильны, что позволили прожить вместе целых семь лет. Сожительство они сами, да и все вокруг, считали настоящим браком с общим домом и единым хозяйством. Чтобы доказать свою любовь, Мартина согласно контракту делилась с Джуди половиной заработанных на кортах денег. А Джуди, в свою очередь, бросила мужа и детей. "Вместе и навсегда", - поклялись друг перед другом девушки.

Под влиянием бывшей "Мисс Техас" Навратилова поменяла свой имидж. Ее вид стал более мягким и женственным, она отказалась от контактных линз и стала носить очки в оправе, сконструированной специально для нее. Но всему когда-то приходит конец, и Мартине стали надоедать совместные походы по магазинам, путешествия и прогулки. Джуди же, наоборот, привыкла к красивой жизни рядом со звездой, роскошным отелям и солидным счетам в банке. "Дорогая, наши отношения зашли в тупик, я не хочу тебя обманывать. Давай расстанемся друзьями", - призналась Мартина подруге во время "семейного" ужина. В планы Джуди "расставание друзьми" не входило, и она решила, уходя, громко хлопнуть дверью.

Дело о "разводе" разбиралось в судебном порядке. Адвокаты Нельсон сумели доказать, что дамы были полноправными "супругами". Это, по правилам американской морали, означало, что виноват тот (или та), по чьей инициативе союз распался. В результате Навратилова выплатила Нельсон моральный и материальный ущерб, оцененный в 5 миллионов долларов. "За годы, проведенные с Джуди, я многому научилась, - призналась Мартина после суда. - Я больше не верю в сумасшедшую любовь".

Бэк ин ЧССР

ПОСЛЕ разрыва "донжуанский" список Мартины стал расти. Ее романы сменялись один другим, не продлившись и месяца. Все чаще Навратилова стала общаться с журналистами и откровенно рассказывать о своей "непростой" жизни. "Не понимаю, почему гомосексуализм, скажем, Элтона Джона никого в мире не смущает, а мой вызывает раздражение! Личность каждого человека ценна сама по себе", - заявила однажды теннисистка во время турнира в Уимблдоне. Тогда кто-то решил посадить в ложу рядом с ней мужчину. Навратилова взбунтовалась и заявила, что к себе в ложу пускает только женщин.

Затрачивая немало сил на завоевание дамских сердец, теннисистка не забывала и о карьере. Нужно было поддерживать свой рейтинг в мировой классификации, да и счета в банке после каждого романа заметно уменьшались. За долгую спортивную жизнь Мартина побывала на всех континентах и везде становилась чемпионкой. Но прошло больше десяти лет после эмиграции, прежде чем она вновь приехала в родную Прагу. Этот визит был связан с матчем Кубка Федерации между сборными США, за которые стала выступать Навратилова, и ЧССР.

Трибуны центральной арены теннисного стадиона в Праге были переполнены. Еще бы, на корт выходила сильнейшая теннисистка планеты. При появлении Мартины на разминке публика встала и встретила ее овацией, несмотря на то что играть Навратиловой пришлось против своих бывших соотечественниц. Затем над стадионом прозвучал знакомый ей с детства национальный чехословацкий гимн. Что и говорить, Мартина начала игру, едва сдерживая слезы. А после победного завершения матча сбежала в раздевалку и разрыдалась вдали от посторонних глаз. "Что с тобой, Мартинка? Ты не рада победе?" - недоумевали товарищи по команде. "Я американка, я очень богатая американка, - ответила победительница, утирая слезы. - Но у меня чешское сердце".

В середине 90-х годов сильнейшая теннисистка мира решила завершить свою карьеру, передав эстафету немке Штеффи Граф. Но после некоторого перерыва уже немолодая по спортивным меркам Навратилова вновь вернулась на корт. Болельщики с восторгом восприняли эту новость, и, хотя подняться на прежнюю высоту Мартине так и не удается, они всякий раз приветствуют ее аплодисментами, отдавая дань заслуженного уважения.

ДОСЬЕ "СЗ"

Мартина Навратилова -

Дата рождения: 8 октября 1956 г.

Национальность: чешка

Гражданство: США

Выигранные турниры: 167, в том числе "Уимблдон" (9 раз), "Ролан-Гаррос" (2 раза)

Открытое первенство Австралии (3 раза)

Открытое первенство США (4 раза)

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно