Примерное время чтения: 18 минут
798

Двенадцатисерийный Тихонов

8 ФЕВРАЛЯ исполнилось 75 лет одному из самых любимых актеров нашего кино Вячеславу Тихонову. Говорят, как-то на банкете актер оказался за одним столом с мэром Москвы. Юрий Лужков за разговором спросил Тихонова, в скольких картинах тот снялся. "В ста, наверное?"- попытался угадать Юрий Михайлович. - "Да нет. И пятидесяти не наберется", - ответил Вячеслав Васильевич. В творческой биографии Тихонова действительно не так много фильмов. Но зато каких! Один двенадцатисерийный сериал о Штирлице чего стоит.

Серия первая

ХОТЯ сам Вячеслав Васильевич старается не пропускать ежегодных повторов картины по телевидению, вспоминать о съемках не любит. А о своем герое говорит в третьем лице - "он, Штирлиц". Впрочем, может и пошутить. "Мне как-то на даче, - вспоминает артист, - стало плохо с сердцем. Время позднее, врачей рядом нет. Правда, неподалеку военный госпиталь - туда меня родные и привезли. Доктор в приемном отделении заполняет карту: "Фамилия, имя, отчество?" Я говорю: "Тихонов, Вячеслав Васильевич". Он спрашивает дальше: "Воинское звание?" "Штандартенфюрер", - отвечаю. Доктор поднял глаза, вгляделся: "Ох, извините, не узнал..."

Серия вторая

АРТИСТОМ Тихонов стал вопреки воле родителей. "Когда я объявил им, что хочу стать актером, - рассказывает он, - и что буду поступать в Институт кинематографии, дома поднялся переполох: "Даже думать забудь об этом, какой из тебя актер? Посмотри, чем занимаются твои отец и мать!" Отец у меня был механиком по ткацким станкам, а мама - воспитательницей в детском саду. Споры бушевали громкие, даже до слез доходило - не помню, моих или маминых. И вот в один из вечеров разгорелся очередной спор о том, куда мне идти. Отец гнул свое: "Никакого кино - ты должен заниматься техникой, как я". А мама говорила: "Ты должен получить профессию, с которой легче будет жить, - да те же продукты доставать, поэтому поступай в Тимирязевскую сельхозакадемию". На шум вышла моя бабушка - глава нашего дома, очень мудрая женщина и доброты невероятной. Если есть во мне доброта, то она от нее. А если есть строгость - это от деда. Он был машинистом, водил длиннющие поезда по Нижегородской ветке, не пил и не курил, был до чрезвычайности строг, но все его любили. Так вот, вышла моя бабушка, сама доброта, и, обращаясь к маме, сказала: "Валя, не запрещайте Славику идти туда, куда он хочет. Он еще молодой и сам не раз сможет свое решение изменить. Но если вы ему сегодня запретите, он всю жизнь будет считать, что вы ему помешали..." Сказала эти мудрые слова и тихо ушла обратно в свою комнату. После этого я с молчаливого родительского согласия стал сдавать экзамены во ВГИК".

Серия третья

В ИНСТИТУТ будущая знаменитость не поступила - абитуриент Тихонов провалился на экзамене по актерскому мастерству. Когда 17-летнему Славе сказали, что он не принят, юноша вышел в коридор и горько заплакал. В этот момент его и увидел руководитель курса Борис Бибиков. "Слава Тихонов стоял, уткнувшись носом в стенку, - напишет потом в своих мемуарах Бибиков. - Тонкие плечи беззвучно вздрагивали. Как и многие другие, он старался не показать, что плачет. Он плакал от обиды, от горя, от какой-то безысходности. И тогда я сказал ему: "Успокойся, я возьму тебя. Приходи в сентябре учиться".

Серия четвёртая

ОДНАКО назвать Тихонова везунчиком нельзя. Несмотря на довольно удачный дебют в кино (за роль Володи Осьмухина в картине "Молодая гвардия" Тихонов стал лауреатом Сталинской премии), дорога на главную кинофабрику страны - "Мосфильм" - для артиста оказалась закрыта. Дело в том, что тогдашний руководитель "Мосфильма" Иван Пырьев категорически возражал против участия Тихонова в выпускаемых на фабрике фильмах. Виной всему была якобы нерусская национальность артиста. Пырьев считал Тихонова то армянином, то азербайджанцем, но никак не русским.

Серия пятая

ВЫСТОЯТЬ артисту помог сильный характер. "Раз нельзя сниматься на "Мосфильме", пойду на студию им. Горького", - решил он и не прогадал. Почти все самые удачные фильмы, принесшие Тихонову зрительскую любовь, снимались как раз на студии им. Горького. Например, картина "Белый Бим Черное ухо", при работе над которой Вячеславу Васильевичу пришлось проявить одну из сильных сторон своего характера - находчивость. Слово самому артисту: "Мне нужно было за очень короткий срок подружиться со взрослой собакой. Причем не просто подружиться, а сделать так, чтобы у зрителей не оставалось никаких сомнений, что эта собака - моя. Я стал думать, как мне быть. Пса звали Стиф, мы его между собой прозвали Степкой. Ну а по фильму - Бим. Он очень тосковал по своему хозяину, который сдал нам его на полтора года напрокат. Степку каждый день приводили на студию, чтобы он привыкал потихоньку к киношному миру. Он ложился у ног нашего кинолога, и взгляд у него был грустный. Хотя все старались как могли: кто колбаской угостит, кто сосиской, кто сладостями. Значит, мне идти этим путем было нельзя. А я любил наблюдать за собаками с детства, голубей буквально до института гонял. И здесь мне моя любовь к животным помогла. Я задал себе вопрос: чего же Степке не хватает? И ответил: ему не хватает свободы. Его все время держат у ноги, у киноаппарата. Тогда я попросил: "Дайте мне, пожалуйста, длинный поводок, и мы со Степкой пойдем гулять". И обернулся к собаке: "Давай, Степка, побродим!" Он потащил меня по каким-то дворам, закоулкам, свалкам, где читал своим чутким носом, какая там без него проходит жизнь. Погуляв с полчаса по округе, мы вернулись. И с тех пор каждый день, приходя на площадку, я первым делом говорил: "Степка, пойдем гулять!" Через некоторое время он стал ждать меня и, завидев, вскакивал и начинал вилять хвостом: дескать, вперед! И когда начались сами съемки - он по всей студии искал меня и всегда находил.

Серия шестая

ДРУГОЙ сильной стороной тихоновского характера является смелость, воспитанная в себе актером еще в детстве. "Слабо - не слабо" мальчишки времен его детства проверяли весьма своеобразным способом. Чтобы доказать, что ты не трус, надо было залезть ночью в чужой сад за яблоками. Причем у каждого был свой сад, где такими же яблоками можно наесться до отвала. Но какой же в этом интерес? " И вот, бывало, летом, - вспоминает Тихонов, - спим мы, мальчишки, вповалку во дворе, кто-то травит байки, а потом возникает идея: айда за яблоками! Естественно, выбирали самый опасный сад - где высокий забор, злая овчарка, сторож с ружьем, заряженным солью. Яблоки из этого сада - самые вкусные. Заставить себя залезть именно туда - в этом было и озорство, и смелость, и мальчишеское желание не отстать от других. Ведь и своеобразный кодекс чести существовал: за одно тебя уважали, а за другое могли нещадно покарать".

Серия седьмая

ОДНАКО, несмотря на массу положительных качеств, есть, вернее, по молодости была у Вячеслава Васильевича и пагубная страсть - курение. Говорили, что курить актеру пришлось начать во время съемок "Дело было в Пенькове". На самом же деле кино здесь ни при чем. " И курево, и наколки, - объясняет Тихонов, - это все из-за безотцовщины. Отцы ушли на фронт, мы, малолетние, остались с матерями одни - тогда и начали покуривать. Отказаться нельзя было, как нельзя было не сделать наколку: не хочешь - значит, чужак. В то время взрослые часто ездили на юг за хлебом. Набирали каких-нибудь вещичек, которые можно было обменять на пшеницу, и отправлялись на поезде из нашей средней полосы в южные края. И мальчишки тоже забирались на крышу вагона. Привозили так называемый турецкий табак - очень крепкий. Помню, попробовал в первый раз - не очень мне понравилось. Но все ребята вокруг с цигарками ходят - и я должен. Только где брать табак? Тогда мы изобрели такой способ: делили улицу на двоих. Каждый шел по своей стороне и собирал чинарики. Набрав гору заплеванных, раскисших под снегом чинариков, шли в наш штаб. Штабом мы называли дом, где жили два брата-сироты. Затапливали русскую печь, расшелушивали все наше богатство на сковородку, сушили табак, а потом крутили цигарки. Когда отец вернулся с войны, он сразу почувствовал, что от меня пахнет табачком. "Покуриваешь, сынок?" - спросил он. Ну а что я мог ему ответить? Молчал. Время такое: мальчишескому уставу нужно было соответствовать".

Серия восьмая

СВОЕЙ лучшей работой в кино Вячеслав Васильевич считает роль Матвея в фильме "Дело было в Пенькове". Несмотря на то что актера поначалу не хотели утверждать на роль в этой картине, "Дело было в Пенькове" стало настоящим звездным часом Тихонова. Но Матвеем ( в честь его киноперсонажа) Тихонова называли недолго. Вскоре для всех он станет "князем Болконским". Режиссер "Войны и мира" Сергей Бондарчук видел в роли Болконского Инокентия Смоктуновского. Когда тот отказался, роль предложили Олегу Стриженову, но и он оказался несвободен. Тогда министр культуры Фурцева, хорошо относившаяся к Тихонову, предложила его кандидатуру Бондарчуку. Съемки длились четыре года и, по словам Вячеслава Васильевича, буквально опустошили его. "Толстой заставлял меня порой делать то, что мне не свойственно. Когда я играл Болконского, то часто сам задавал себе вопрос: а мог бы я так же, как он, ежедневно писать с войны письма отцу? Нет, наверное. Все же я воспитывался в рабочей обстановке. Нас не столько школа воспитывала, сколько улица. У меня и наколка на руке есть. Хорошо еще хватило ума наколоть только свое имя "Слава". Все украшали себя именами первых девочек, а у меня тогда девочки не было. А потом никак не мог это дело вытравить. Пришлось двух князей с наколкой играть".

Серия девятая

ПОСЛЕ выхода картины "Война и мир" на экраны многие критики отрицательно восприняли эту работу Тихонова. Да он и сам был настолько недоволен собой, что решил уйти из кино. Неутверждение на роль советского разведчика в фильме "Мертвый сезон" (ее в результате исполнил Донатас Банионис) тоже никак не способствовало укреплению уверенности в себе. Его давнему другу режиссеру Станиславу Ростоцкому буквально через силу удалось "вытащить" Тихонова на съемочную площадку - он предложил артисту роль учителя Мельникова в фильме "Доживем до понедельника". Поначалу Тихонов ни в какую не соглашался сниматься. Два раза читал сценарий и оба раза отказывался: "Эта роль не для меня". Пришлось Ростоцкому пойти на своеобразный шантаж: "Если ты мне друг - снимайся".

Серия десятая

ТАК Тихонов остался в кино. А вскоре получил предложение от режиссера Татьяны Лиозновой, приступавшей к съемкам фильма "Семнадцать мгновений весны". Над ролью Штирлица Тихонов работал в... столичном аэропорту "Внуково". Говорил, что в ночном зале ожидания ему лучше думается. Возможно, в одну из таких ночей у Вячеслава Васильевича и родилось предложение вставить в фильм эпизод встречи Штирлица с женой, которого в сценарии первоначально не было.

Слава, обрушившаяся на Тихонова после выхода фильма, была поистине всенародной. Леониду Брежневу так понравились "Мгновения", что он отдал распоряжение разыскать разведчика Исаева и наградить его званием Героя Советского Союза. Когда генсеку объяснили, что Исаев - это всего лишь роль, которую исполнил артист Тихонов, награда досталась Тихонову. Он стал народным артистом СССР.

Серия одиннадцатая

НЕСМОТРЯ на то что почти все фильмы, в которых снялся Тихонов, были суперпопулярными (а соответственно, и суперприбыльными), особых богатств актер не нажил. "Во время съемок "Семнадцати мгновений весны", - говорит Тихонов, - нам не дали ни марки, ни франка. Переход пастора Шлага на лыжах в Швейцарию снимали на Кавказе, в Бакуриани. Нашли подходящий склон и сказали Плятту: "Вон там, за склоном, - Швейцария". Основное богатство народного артиста СССР- президентская премия и скромная недвижимость: квартира в районе станции метро "Кропоткинская" да дача.

Серия двенадцатая

КАК и судьба в кино, личная жизнь Тихонова складывалась с переменным успехом. На третьем курсе института он женился на своей однокурснице Нонне Мордюковой. У пары родился сын Владимир, трагически ушедший из жизни в возрасте 30 с небольшим лет. Но через тринадцать лет совместной жизни супруги развелись. Как настоящий мужчина, Тихонов о первой жене распространяться не любит. Нонна Мордюкова, как настоящая женщина, делает это часто и с удовольствием. Так, около года назад она рассказала, что до сих пор жалеет о разводе. "Он считает, что предала я. Но я-то знаю, кто предал. У меня такая тоска по Тихонову. Он ведь был у меня первым. Как бы мне хотелось, чтобы он был рядом. Сейчас я бы осталась с ним на всю жизнь. Но, увы..."

Второй женой популярного артиста стала работница "Совэкспортфильма". Во втором браке у Вячеслава Васильевича родилась дочь Анна, тоже ставшая актрисой. Несколько лет назад Анна организовала небольшую студию "Актер кино", художественным руководителем которой стал ее знаменитый отец. Встретить Тихонова на светских мероприятиях - дело непростое. "Не хочу быть свадебным генералом, - говорит он. - Светская жизнь не для меня. Сейчас это, кажется, называется тусовками, да? При большом скоплении людей на таких тусовках я теряюсь. Вот они собрались, у каждого свой интерес: кто-то демонстрирует новое платье, кто-то сделал прическу, кто-то договаривается о делах. Я чаще всего ощущаю себя там одиноким. Поэтому либо молча сижу в стороне, думая о своем, либо стараюсь побыстрее уйти. Обычно мы ходим с дочкой - то я ее вытаскиваю с собой, то она меня. Вот, на фестивали она меня чуть не силой выгоняет: "Папа, смени обстановку, поезжай, а то живешь у себя на даче, как в склепе". Но стоит мне появиться где-то без нее, как друзья спрашивают: "Почему ты один, без Ани?" Я говорю: "Аня осталась на боевом дежурстве. Сторожит собаку, кошку, дачу и все остальное..." На многочисленные газетные публикации о проблемах со здоровьем Тихонов реагирует довольно болезненно. "Почему они хоронят меня раньше времени?" - как-то в сердцах спросил актер. Живет Вячеслав Васильевич на своей загородной даче. Среди его увлечений - рыбная ловля и поход по грибы. "У меня есть замечательные мгновения в прошлом, интересная работа в настоящем и... вера в будущее, - говорит Тихонов. - Я счастливый человек!

Член Политбюро ЦК КПСС М. А. Суслов просмотрел фильм "Семнадцать мгновений весны" и высказался за то, чтобы запретить его.

- Не показан подвиг советского народа в войне, - аргументировал он свою позицию. - Весь советский народ не мог служить в аппарате Шелленберга, - сказал председатель КГБ СССР Ю. В. Андропов, и фильм был выпущен на телеэкран.

"Мне много и часто рассказывают анекдоты про "меня", - рассказывает Вячеслав Тихонов. - Я, чтобы никого не обидеть, слушаю, улыбаюсь даже, но... Сколько раз я уже их слышал. Не сосчитать!" Мало кто знает, что разведзадания Тихонов выполнял не только в кино, но и в жизни. Во время гастролей в Латинской Америке актера попросили не в дружбу, а в "службу" передать специальному агенту в Аргентине секретный пакет. Будущий полковник Исаев выполнил это ответственное задание с честью. Кстати, в случае провала он должен был... съесть послание, но, к счастью, этого делать не пришлось!

Несчастье произошло, когда Тихонов возвращался со своей дачи на Николиной Горе в Москву на новенькой "Нексии" зеленого цвета. Авто подарили Вячеславу Васильевичу на 70-летие. После "Жигулей" машина казалась верхом мечтаний. "В аварии был виноват только Слава, - вспоминала потом жена актера Тамара Ивановна. - Он по дороге почувствовал себя плохо, потерял управление и врезался в дерево".

Тихонов не воспользовался в тот день и ремнем безопасности, поэтому стукнулся грудью о руль, а головой - о лобовое стекло. Прибывшие на место аварии врачи отметили, что никаких серьезных повреждений актер не получил. Обработали его ушибы и царапины противовоспалительным средством.

Восстановив автомобиль, Вячеслав Васильевич не продал четырехколесный подарок.

- Оставлю себе на память о том, что остался жив, - сказал актер. - Будет своеобразный музейный экспонат.


О Вячеславе Тихонове можно говорить часами - вспоминать биографию актера, его характер, роли и умение вовремя проявить инициативу на съемочной площадке, что всегда придавало фильмам с его участием незабываемый колорит. А вот как вспоминают о Вячеславе Тихонове актеры, которым посчастливилось сниматься вместе с ним:

Ольга Сошникова, сыгравшая Барбару Крайн, допрашивавшую радистку Кэт в фильме "Семнадцать мгновений весны":

- Вячеслав Тихонов на съемочной площадке всегда берет инициативу в свои руки, режиссирует, помогает, что-то вечно придумывает... Вот и во время нашей сцены в квартире у Кэт Вячеслав Васильевич, как всегда, проявил уместную инициативу. Он предложил режиссеру фильма Татьяне Михайловне Лиозновой внести в эпизод лиричную нотку - создать видимость того, будто Кэт немного влюблена в Штирлица. Лиозновой идея понравилась, началась репетиция, и он, чтобы отвлечь внимание моей героини от Кэт, подошел ко мне вплотную и как бы невзначай поправил мой локон возле щеки. От неожиданности я густо покраснела... Еще бы! Ведь это сделал красивый мужчина (ему было тогда 45 лет), о котором уже тогда мечтало полстраны! И... я почувствовала, что незаметно таю от его прикосновения... Лиознова скомандовала:"Снимаем!" Но, как я ни старалась, воссоздать ту беспомощность перед Штирлицем, когда он впервые прикоснулся к моим волосам, я уже не смогла. В фильме - лишь жалкое подобие того потрясающего эффекта. К Тихонову у меня всегда было особенное отношение. Он запомнился мне своей учтивостью, вежливостью, внимательностью, элегантностью и изысканной деликатностью по отношению к партнерам на съемочной площадке. К сожалению, в актерской среде почти не принято дружить семьями и на съемках мы тоже больше не встречались, лишь как-то озвучивали вместе фильм "Убить дракона", но ту сцену из "Семнадцати мгновений весны" я запомнила на всю жизнь!

Татьяна Божок, медсестра в фильме "Они сражались за Родину":

- Для меня стала настоящим открытием и полной неожиданностью та манера, с которой Вячеслав Тихонов сыграл роль солдата Стрельцова, вернувшегося в строй после контузии. Вот он пишет письмо на клочке бумаге, рука дрожит, солдат плачет, а я забываю, что передо мной актер Вячеслав Тихонов... Передо мной - именно Стрельцов, с его душевной болью, с его мыслями, чувствами, судьбой... Я смотрела на него во все глаза и плакала навзрыд... И не я одна - сопереживала и ревела вся съемочная группа. Значит, удалось, получилось натурально, а это в последнее время очень редкое качество. Я всегда считала высшим пилотажем актера умение воздействовать на тонкие душевные струны людей, которые впоследствии будут смотреть этот фильм. Тихонову это тогда удалось и удается до сих пор. Дай Бог ему здоровья и счастья на долгие годы! Я поздравляю Вячеслава Васильевича с юбилеем и желаю, чтобы он порадовал нас еще не одним десятком ролей!

Николай Прокопович, он же "монстр третьего рейха Генрих Гиммлер" в "Семнадцати мгновениях весны":

- С Вячеславом Тихоновым мы познакомились еще во время съемок "Молодой гвардии". Я тогда был совсем молодым артистом, учился в институте и играл в массовке, а он уже исполнял в этом фильме небольшую роль. Но никакой звездной болезни и даже намека на нее у него никогда не наблюдалось. Напротив, он всегда был общителен, отзывчив, всегда готов прийти на помощь. В небольшой комнате в общежитии мы жили тогда вчетвером: Слава, я, мой однокурсник - актер Юрий Медведев (позже он вместе со Славой играл в фильме "Дело было в Пенькове") и еще один артист. Я уже тогда понял, что Тихонов - замечательный человек! У него был хороший, покладистый характер. И роли у него всегда хорошо получались. Но даже намека на то, что он станет звездой такой величины, никто тогда не заметил... Все пришло со временем, благодаря его таланту и трудолюбию. А в "Семнадцати мгновениях весны" наиболее точно Тихонова характеризует сцена, когда его герой справляет 23 февраля - День Советской Армии. В этом эпизоде он почти всегда молчит, но та естественная манера, с которой он берет и переставляет вещи, курит, думает, все эти бытовые черты, а также его настроение и состояние души присущи Славе и в жизни.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно