aif.ru counter
242

"Троянский конь" реформы ЖКХ

АиФ Долгожитель № 7-08 13/04/2007

Для чего понадобилось проводить в России жилищно-коммунальную реформу? Чтобы улучшить жизнь людей? Или?.. Слова у наших реформаторов настолько разошлись с делами, что это наводит на очень серьезные размышления.

Частная инициатива

ОТВЕТ вроде бы на поверхности: государственно-муниципальное управление жилищным фондом обанкротилось, куда ни кинь - везде одни дыры и долги. И что же, новые дома (и их жильцов) ждет та же участь?! Ну уж нет! Ставка отныне сделана на частную инициативу. Во всем: жильцы-собственники (их по стране около 80%) должны сами заказывать себе услуги и сами контролировать их качество. Но не каждый по отдельности, а через ТСЖ и другие формы жилищного самоуправления. Исполнителями услуг тоже должны стать преимущественно частные фирмы. Тогда, по замыслу авторов реформы, в ЖКХ возникнут рыночные отношения и здоровая конкуренция. И можно будет с легким сердцем снять эту сферу с государственного "довольствия", оставив только адресную помощь неимущим. Неплохо придумано?

Да, размечтались... Все получилось по формуле незабвенного Виктора Степаныча: хотели как лучше, а получилось как всегда... Сначала сделали то, чем реформу следовало завершить - ЖКХ сняли с бюджетного "довольствия". В общероссийском масштабе (кроме Москвы, Петербурга, Тюмени и еще некоторых богатых регионов, где в местных бюджетах пока есть деньги на дотации) это сделали два года назад. Без лишних разговоров, потихоньку. А вот что касается остального... Тут - стопор: ни "эффективного собственника" в лице объединений жильцов, ни частных управляющих компаний, ни тем более конкуренции между ними. Правда, частный бизнес с удовольствием берется управлять коммерческими новостройками. Но общую картину это отнюдь не изменяет: тот же "естественный" монополизм и диктат поставщика и по-прежнему никакой связи между платежами и качеством услуг. За два года - ничего продуктивного, только рост тарифов. Почему? Это популярно объяснила 28 февраля 2007 г. депутат Госдумы Г. П. Хованская на пресс-конференции в РИА "Новости", посвященной двухлетию Жилищного кодекса: да просто ничего для преобразования отношений в этой сфере не сделано. Наоборот, перед нарождающимися ТСЖ и другими формами жилищного самоуправления воздвигнуты такие организационно-правовые и финансовые "завалы", что ни вздохнуть, ни охнуть.

"С одной стороны, - объясняет Хованская, - нас призывают создавать товарищество, но только мы пробуем оформить свое общее имущество, которым предстоит управлять (и в первую очередь - земельный участок), - тут же местная власть создает массу препятствий. Вплоть до негласных указаний не оформлять под любым предлогом. Одновременно идет самая настоящая "вакханалия" незаконных изъятий имущества, особенно подвалов. Причем срок давности по таким спорам недавно сокращен с десяти до трех лет. Что это, как не "подножка" созданию ТСЖ? И вот представьте ситуацию: капремонт в доме не сделан, земельный участок не оформлен, подвал незаконно приватизирован и продан - и как таким домом прикажете управлять?! А налоговое бремя? У меня есть судебные решения, которые признают незаконной практику сбора налогов с денег, которые собственники собирают на ремонт, - именно так поступают налоговые органы, уж не знаю, по указанию Кудрина или нет. Выходит, создав ТСЖ, мы будем жить не лучше, а хуже. И попробуй быть "товарищем" в такой ситуации... Да сейчас даже порядок регистрации ТСЖ изменен, будто специально: раньше это можно было сделать в местной налоговой инспекции (а они есть везде), а теперь приходится ехать в центр, где есть отделение ЕГРП. Поквартальное межевание в Москве - это 250-500 тыс. руб., за свой счет - хоть сейчас, а если на бюджетные деньги - ждите три года. Так вы через три года и заводите с людьми разговор о ТСЖ..."

Надо сказать, Г. П. Хованская и ее сторонники (к сожалению, очень немногочисленные) не сидят сложа руки: пакет из 300 поправок к Жилищному кодексу (из них 150 внесены самой Галиной Петровной) лежит в Госдуме с марта 2005 г., в июне 2006 г. он прошел первое чтение. И с тех пор - никакого движения. А значит, все "завалы" остаются на местах. И, судя по всему, это надолго...

С глаз долой - из сердца вон...

ЧТО Ж, похоже, под видом реформы ЖКХ нам подсунули что-то другое, чему еще и названия-то нет. То ли это "новая коллективизация" пополам с приватизацией, то ли широкомасштабная рейдерская операция по переделу собственности, то ли перманентный, растянутый на целую пятилетку (2005-2010 гг.) лжедефолт (лже - потому что делается, сидя на мешке с нефтедолларами). То ли все вместе.

Если приглядеться, в кажущейся бестолковщине и неразберихе реформы проступает четкая логика - как будто это некая спецоперация, разработанная по всем правилам военной стратегии.

Есть "направление главного удара": это разгрузка бюджета всех уровней (и в первую очередь - федерального) и снятие с государства ответственности за жилой фонд. Независимо от состояния домов и платежеспособности жильцов. Если в коммерческих новостройках это более-менее нормально, то для населенных пенсионерами хрущоб может обернуться настоящей катастрофой. Причем "разгрузка" касается не только финансов, но и правоотношений в сфере ЖКХ. Как только будут проведены конкурсы по выбору управляющих компаний, в мэрию жалобы уже не напишешь. На этом направлении решающий успех уже достигнут и реформа, можно сказать, закончена.

Есть "ложный, отвлекающий маневр", выдержанный в духе той счастливой идеи с деревянным конем, что посетила хитроумного Одиссея на двенадцатом году Троянской войны, - это предписанные нам в Жилищном кодексе формы жилищного самоуправления и механизм их внедрения в сложившуюся систему отношений. Все это для россиян совершенно непривлекательно и будто специально подобрано так, чтобы дискредитировать саму идею. В исторически сложившихся реалиях современной России (катастрофический "недоремонт" жилья, бедность и правовая безграмотность значительной части населения, произвол чиновников, налоговый беспредел против ТСЖ и т. д.) в массовом порядке это не работает и работать не будет. Нигде, кроме коммерческих новостроек и элитных коттеджных городков. Конечно, на "дальнем Западе": в США и т. д. - есть успешно действующие кондоминиумы, но все они сплошь состоят из людей с примерно одинаковым уровнем доходов. Причем таким, о котором среднему россиянину пока и мечтать не приходится. Хотя расходы на удовлетворение многих жизненных потребностей у них и у нас не слишком-то различаются (как известно, Москва - один из самых дорогих городов мира). Когда говорят, что на Западе люди тратят на жилье 30% своих доходов (а то и больше), забывают добавить, что это другие доходы и другое жилье. Плюс то, что в эти проценты входят еще страховка, ипотека... - эх, да что толку перечислять то, что у них есть, а у нас пока нет и в помине.

Хитрые маневры

ОСОБАЯ роль в "маневре" отказа государства от своих функций по обслуживанию жилья отведена процедуре перехода к самоуправлению (см. п. 2 ст. 161 Жилищного кодекса). Прежний управляющий - в нарушение всех правил и обычаев, принятых в деловом обороте (передача дома по акту со всем комплектом документации, земельным участком, отчетом за предыдущий период и т. д.) - фактически просто бросает свою ставшую теперь ненужной недвижимость. И если жильцы не поспешат подставить свои слабые и неумелые руки - полномочия управдома через муниципальный конкурс перейдут к некой коммерческой фирме, которую жильцы знать не знают. Что это как не попытка сразу отпугнуть людей, в корне пресечь любые поползновения к самоуправлению?!

И есть "проблемные участки фронта" - там уж как получится. Лишь бы сохранилось главное "родимое пятно" нашего ЖКХ: платежи отдельно, услуги отдельно. Да, домоуправления приватизируют, но никакой реальной конкуренции, конечно, не будет. Пустить такие деньги на "самотек"?! Да никогда! Это примерно так же, как если на рынке стоят тридцать торговцев - все из одного аула, каждый со своими апельсинами, - разве это значит, что у покупателя есть реальный выбор? Сначала рост тарифов будет ограничен 15-20% в год. Потом это ограничение потихоньку отменят, адресную помощь затруднят "по самое не могу" и - ... С течением времени частными станут не только ЖЭКи и котельные, но и сами дома. Если же такая "прихватизация" не удастся - не беда, возродят ГУПы и МУПы. И снова сделают котельные муниципальными. "По просьбе трудящихся". Лишь бы эти "эксперименты над людьми" оплачивались из их же собственного кошелька. Главное, что правящую элиту все наши проблемы будут касаться лишь постольку-поскольку. Они свое дело сделали - освободили госбюджет от не свойственных ему функций (видимо, для более важных свершений, вроде увеличения активов американских банков), а дальше хоть трава не расти.

В общем, 1 марта 2005 г. началась решающая фаза "операции". Согласно программе В. А. Яковлева, утвержденной 16 февраля 2007 г. Кабинетом министров, закончиться она должна к 2010 г. Сейчас, выходит, как раз середина пути. И в голове бьется вопрос: "Что делать?"

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы