Примерное время чтения: 5 минут
211

Гуманитарная... бессовестность

Волна грязной клеветы, поднятая в средствах массовой информации по поводу введения в школах Белгородской области архиважного и архинужного курса "Основы православной культуры", ясно демонстрирует, во что выливается образование в наших школах и вузах, если оно представляет лишь механическое накопление некоей абстрактной суммы знаний, не подкреплённое прочной нравственной основой. Такая основа есть не что иное, как Вера (пишу с большой буквы потому, что это понятие - святое). Вера в Бога, в человека, в торжество справедливости. В то, что Добро рано или поздно, но побеждает зло, которое столь умножилось в современном мире.

Что есть Добро и что есть зло, мне пришлось совсем недавно воочию увидеть на примере поступления моей дочери в один гуманитарный вуз, который ещё недавно славился на всю страну в качестве образцового учебного заведения, где куются кадры интеллектуальной элиты. Дабы рассказ мой не сочли доносом, называть эту кузницу интеллигентов впрямую не буду; скажу лишь, что ректорат этого вуза (надо думать, исключительно из филантропических побуждений) в своё время заключил договоры с рядом московских средних школ на создание т. н. "лицейских" классов.

Суть нынешнего "лицеизма", как известно, заключается в том, что вуз за плату из родительских кошельков (причём не такую уж и скромную) готовит для себя будущих абитуриентов, преподаёт им знания, необходимые для конкурсных экзаменов и последующей успешной учёбы.

Говорить о качестве лицейского образования не буду (это особая песня, в которую лучше всего вслушиваться компетентным экспертам, но только не из нынешнего Минобраза с его богоотрицающим хроническим бессердечием, а значит, и торжествующей глупостью). Скажу лишь, что усталое безразличие на физиономиях строгих менторов как рукой снимало, стоило с ними заговорить о частном репетиторстве со своим чадом (стандартная такса - полсотни "зелёных" за академчас). А уж как подошло лето и вступительные экзамены - так и вовсе тусклые глазки мастеров-гуманитариев загорелись лихорадочным огнём: 18 тысяч баксов в конверте, и любимое чадо - студент любого факультета, выбирай на вкус. Тут, правда, иной родитель начинал чесать в затылке. Нет, большинство смущалось не самой необходимостью давать взятку (с этим у нас всё в порядке, наша "мораль" дозволяет, раз на каждом углу даём). Смущала запредельная сумма, которую в силах потянуть только какой-нибудь помгубернатора, уютно устроившийся на таком же "хлебном" месте...

Что касается нашего случая, то куратор вступительных экзаменов поспешила бросить спасательный круг: "Раз всю сумму собрать сразу не можете, давайте мне по частям. Ну, за первый экзамен, учитывая, что дочь у вас - медалистка, возьмём с вас три тысячи "зелёненьких". А там посмотрим..."

Здесь надобно напомнить о замечательном изобретении ловкачей из Минобраза: пресловутом Едином государственном экзамене. На первый взгляд штука замечательная: все дети по всей стране в один день пишут тесты. Скажем, по русскому языку. Потом специально отобранные комиссии проверяют правильность ответов и подсчитывают баллы. Набрал, скажем, 100 баллов, да ещё и медаль имеешь - тебя, дорогой абитуриент, без лишней экзаменационной канители сразу в вуз и зачисляют. Всё по-честному, никаких шансов для взяточничества!

Так, да не так. Тесты в этом году оказались столь хитро сочинёнными, что по-честному набрать 100 баллов из 100 для школьника было таким же "фантастическим везением", как выиграть автомобиль в лотерее Сбербанка "Честная игра". Это мне подтвердила директор школы, в которой училась дочь. И тем не менее в тот гуманитарный вуз, куда она собиралась поступать, выстроилась длинная очередь обладателей стобалльных аттестатов, прилетевших в столицу из провинции...

Искать 18 тысяч баксов, чтобы накормить ненасытного куратора вступительных экзаменов и её хозяина (или хозяев), мы с женой не стали. Дочь сдала свои документы (аттестат о среднем образовании, оцененном серебряной медалью, и бумагу о полученных на ЕГЭ по русскому языку 97 баллах) в Московский государственный университет печати и в тот же день получила ответ: "Вы зачислены на первый курс".

Какая связь между этой (надо думать, весьма банальной) историей и курсом "Основы православной культуры", введённым в Белгородской области? Кое-кто не поверит, но, если хотите, самая прямая. Ибо православная культура - это не только и не столько отправление религиозных культов, к чему пытаются свести всё неисчерпаемое содержание этого предмета его явные и тайные противники. Нет, приобщение к названным основам - это прежде всего приобщение к Добру, Свету и Правде.

"Основы православной культуры" есть не что иное, как основы и общечеловеческой культуры, и внутренней жизни духа каждого индивида. Приобщение к ним - путь созидания чуткой, открытой миру и людям души. А против такой культуры могут быть только мракобесы, совершенно бессердечные, мёртвые для мира и людей, бесконечно несчастные создания, беспрестанно несущие зло окружающим, даже самым близким. Такие, для которых звон злата или хруст отложенных "на чёрный день" баксов заслонил все звуки человеческого бытия. Но не им, к счастью, решать, приобщаться нашим детям к Вере или влачить свой путь по земной юдоли глухими, слепыми и жестокими...

От А. В., Москва

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно