aif.ru counter
192

Касаточка, перепёлочка, ясочка

АиФ Долгожитель № 4 22/02/2006

Последняя неделя перед Великим постом называется Сырной седмицей, Масленицей (в этом году с 27 февраля по 5 марта). Это самый весёлый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник.

Сырная неделя

ИЗ ДАЛЁКИХ языческих времён пришла к нам русская Масленица. У древних славян это был многодневный весенний праздник, знаменовавший собой проводы зимы. Народ любил его и величал ласковыми словами: "честная Масленица", "весёлая", "касаточка", "перепёлочка", "переберуха", "ясочка". Христианская церковь пыталась искоренить этот праздник как языческий, но смогла лишь сократить дни празднования с четырнадцати до восьми.

Вся неделя празднования Масленицы по церковной терминологии именовалась мясопуст, то есть полное воздержание от мясных кушаний, как подготовка к суровым и строгим дням Великого поста, который последует сразу за Масленицей и будет длиться семь недель, до самой Пасхи. Но люди ещё в седую старину нашли выход из условий мясопуста: нельзя есть мясо, но ведь существуют молоко, творог, сыр. Отсюда в народе эта неделя получила название "Сырная неделя". Кроме того, не воспрещается рыба. Но главным атрибутом этого, уже не зимнего, праздника у русских всегда считались блины. Даже поговорка такая была: "Без блина не Маслена, без пирога не именинник". У украинцев и белорусов блинов на Масленицу часто не было. Вместо них на Украине, например, варили вареники с сыром, пекли гречневые блины - гречаники.

Блины пекли в течение всей Сырной недели (блинницы, блинщины). Первый блин на Масленице - за упокой. Его кладут на слуховое окошко "для душ родительских" со словами: "Честные родители наши, вот для вашей душки блинок!"

Кое-где первый блин отдаётся нищим, чтобы они помянули всех усопших.

"А мы Масленицу встречали..."

СМЕНА забав и веселья в течение недели имела определённую последовательность, что закрепилось в названиях дней Масленицы.

Понедельник назывался встречей. В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. Песни, которые поют в день встречи, отличает жизнерадостный, мажорный тон:

А мы Масленицу встречали,
Повстречали, душа, повстречали,
На горушке побывали,
Побывали, душа, побывали.
Блином гору выстилали,
Выстилали, душа, выстилали.
Сыром гору набивали,
Набивали, душа, набивали.
Маслом гору поливали,
Поливали, душа, поливали...

Вторник - заигрыш. С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления. В больших деревянных балаганах (помещения для народных театральных зрелищ с клоунадой и комическими сценами) давали представления во главе с Петрушкой и масленичным дедом. На улицах попадались большие группы ряженых, маскированных, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались весёлые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу на тройках и на простых розвальнях. Было в почёте и другое нехитрое развлечение - катание с обледенелых гор.

Среда - лакомка. Она открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях в складчину варили пиво. Повсюду появлялись шатры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, мёда и пряностей), орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю. А ещё называли этот день "К тёще на блины".

Четверг именовали разгулом, переломом, широким четвергом: на этот день приходилась середина игр и веселья. Возможно, именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои, кулачки, которые ведут своё начало из Древней Руси. Были в них и свои строгие правила. Нельзя было, например, закладывать в кулак тяжёлое, бить лежачего, вдвоём нападать на одного, бить ниже пояса или по затылку. За нарушение этих правил грозило наказание. Биться можно было "стенка на стенку" ("коллективные бои") или "сам на сам" (один на один), вести так называемые "охотницкие" бои для знатоков, любителей таких поединков.

Пятница Масленой недели была известна как тёщины вечера. Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать холостой молодёжи найти себе пару. Больше всего внимания и почестей оказывается на Масленице молодожёнам. Традиция требует, чтобы они нарядные выезжали "на люди" в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе; чтобы торжественно под песни скатывались с ледяной горы.

Однако самым главным событием, связанным с молодожёнами и справляемым по всей Руси, было посещение тёщи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если зять был по душе, разумеется). В некоторых местах "тёщины блины" происходили на лакомки, то есть в среду на Масленой неделе, но могли приурочиваться к пятнице.

Если в среду зятья гостили у своих тёщ, то в пятницу зятья устраивали "тёщины вечёрки" - приглашали на блины. Являлся и бывший дружка, который играл ту же роль, что и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок. Званая тёща (существовал и такой обычай) обязана была прислать с вечера всё необходимое для печения блинов: сковороду, половник и пр., а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестьем и обидой и было поводом к вечной вражде между ним и тёщей.

Суббота - золовкины посиделки: молодые невестки принимали у себя родных.

Воскресенье - проводы, целовник, прощёный день, которым завершается масленичный цикл.

В воскресенье Масленой недели "сударыню Масленицу" взгромождали на сани, рядом ставили красивую девушку, а в сани впрягались трое молодых парней, которые везли Масленицу по зимним улицам. За санями шествовал масленичный "поезд": целая вереница саней, сопровождавших Масленицу. За околицей устраивался большой костёр. Давали чучелу Масленицы блин, и "сударыня Масленица" торжественно сжигалась на костре со словами: "Гори, блины, гори, Масленица!" Блинами как бы хоронили Масленицу (блины исстари были символом поминовения усопших), принося их в жертву (блины бросали в костёр) как символ будущего плодородия. Ритуальное сжигание чучела Масленицы тоже имело древний языческий смысл: уничтожение символа зимы было необходимо для воскрешения его силы весной в злаках. По представлению древних славян, взошедшие зёрна - как бы воскресший покойник; гибель зерна в почве необходима для возрождения его новой жизни в колосе.

Хозяйкам на заметку

НЕ ЗАБУДЬТЕ порадовать себя и близких блинами. Это национальное лакомство делать не трудно. Для простых блинов вам понадобится:

Мука - 2,5 стакана

Яйца - 4-5 шт.

Сахар - 100 г

Масло - 200 г

Молоко - 3-4 стакана

Для начала нужно отделить желтки от белков. Затем растереть желтки с сахаром, понемногу вливая в полученную смесь молоко. Следом добавляют соль и растопленное сливочное масло. Осторожно всыпают муку и размешивают до получения однородной массы (главное, чтобы не было комочков!). В последнюю очередь добавляют пену взбитых белков. Блины выпекаются на смазанных маслом раскалённых сковородках.

А можно сотворить и кое-что поизощрённее, например блины с припёком. Так называют блины, в которых запечены какие-либо продукты: рубленые варёные яйца, грибы, измельчённые овощи... Получаются этакие русские предки закрытой итальянской пиццы.

Пекут их обычно так: на сковороду наливают теста меньше, чем обычно. Когда блин слегка подрумянится, кладут на него начинку ("припёк") и заливают сверху новой порцией теста так, чтобы "припёк" оказался закрыт. Затем переворачивают блин на другую сторону и вновь обжаривают.

Откуда пришла Масленица?

ПО МНЕНИЮ протоиерея Геннадия Андриянова (настоятеля храма Троицы Живоначальной в Серебряниках), нет ничего страшного в том, что Масленица пришла к нам из языческих времён. Почему бы не продолжить хорошие традиции - сходить к тёще на блины, покататься на тройке? Главное - соблюдать приличия и, что называется, не злоупотреблять, чтобы гулянья не превратились в разгул, а застолья - в пьянство и объедание, как это частенько, увы, бывает. От языческих верований в празднике сейчас остался, пожалуй, только один обряд - сделать и сжечь чучело Масленицы. Его Православная церковь всё же не приветствует.

Многие в последний день Масленицы (Прощёное воскресенье) посещают кладбище. Однако в это время уместнее сходить в храм: помолиться и об усопших, и о живых, попросить у них прощения. Масленица, как объяснил отец Геннадий, "не только питие и яствие, а поэтапная подготовка к Великому посту". Эта неделя называется также "мясопустной", потому что мясо есть уже нельзя, а масло, сыр, яйца пока ещё можно, что плавно настраивает наш организм на постную пищу. Впрочем, подготовка желудка к постной еде - это второстепенно. Важнее подготовить к Великому посту душу - держать на привязи нечистые помыслы, совершать добрые дела.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы