Примерное время чтения: 9 минут
137

Оптинский утешитель

Знаменательное событие: в первый том Большой российской энциклопедии, недавно вышедший из печати, включена статья, посвящённая святому преподобному Амвросию Оптинскому, память которого отмечается в России 10 (23) октября, 11 (24) октября и 27 июня (10 июля).

"Обладал особым даром христианской любви, считал её высшей добродетелью, - говорится в статье о святом. - За советом и на исповедь к нему приезжали тысячи верующих, в т. ч. великий князь К. К. Романов, Ф. М. Достоевский, Вл. С. Соловьев, К. Н. Леонтьев, Л. Н. Толстой..."

Прототип героя "Братьев Карамазовых"

ВСПОМНИМ строки Достоевского о "чудном старце Зосиме" из его бессмертного романа: он "...до того много принял в душу свою откровений, сокрушений, сознаний, что под конец приобрёл прозорливость уже столь тонкую, что с первого взгляда на лицо незнакомого, приходившего к нему, мог угадывать: с чем тот пришёл, чего тому нужно и даже какого рода мучение терзает его совесть, и удивлял, смущал и почти пугал иногда пришедшего таким знанием тайны его, прежде чем тот молвил слово". Эта фантастическая прозорливость - не плод воображения писателя, но прежде всего итог общения со святым Амвросием Оптинским, поражавшим современников уникальным даром быстро узнавать по одному только выражению лица, чем страдает душа человеческая, и соответственно давать мудрое наставление. Амвросий и послужил для Федора Михайловича прототипом "чудного старца". Непостижимое умение святого проникать в недосягаемые для взора обычных смертных тайники сознания, способность видеть насквозь работу ума и сердца посетителя, столь сильно поразили Достоевского, что он посвятил изображению этого загадочного явления немало страниц в "Братьях Карамазовых".

Как же появился на Калужской земле этот провидец?

"В какое число было моё рождение, не помнила и сама матушка..."

ТАК преподобный не без юмора вспоминал обстоятельства своего появления на свет, случившееся приблизительно 22-23 ноября 1812 года в семье пономаря Михаила Федоровича и супруги его Марфы Николаевны Гренковых, живших в селе Большая Липовица Тамбовской губернии.

23 ноября (по старому стилю), как известно, православные отмечают память святого благоверного великого князя Александра Невского - младенца и нарекли в его честь. Он оказался шестым ребенком (а всего в семье пономаря родилось 4 сына и 4 дочери) и рос весёлым, бойким и непоседливым мальчуганом, часто шалившим со сверстниками. Учёба в Тамбовском духовном училище, а затем в семинарии в том же городе давалась ему на редкость легко, а жизнерадостный характер и склонность к шуткам делали его душой компании бурсаков, так что никому тогда и в голову прийти не могло, что Александр Гренков станет великим подвижником благочестия и святым...

Перерождение его началось с тяжкой болезни, постигшей в 1835 году. Дела молодого человека были так плохи, что уже послали за духовником, дабы он не отошёл без причастия. "Я сказал: "Прощай, божий свет!" - вспоминал впоследствии преподобный. - И тут же дал обет Господу, что если он воздвигнет меня от одра болезни, то я непременно пойду в монастырь". И он выздоровел, хотя болезненность постоянно давала знать о себе все последующие полстолетия его жизни.

В октябре 1839 года он приехал в Оптину пустынь, что обосновалась на берегу речки Жиздры в нескольких верстах от уездного городка Козельска. Эта обитель, по преданию, основанная раскаявшимся татем Оптой еще в XIV веке, с конца XVIII столетия возрождавшая традиции русской духовности, не показного, а внутреннего благочестия и стала тем местом, где суждено было Александру Гренкову превратиться в великого старца...

Спустя три года после прихода в монастырь он был пострижен в мантию (т. е. получил право носить полное монашеское одеяние) и принял новое имя - Амвросий, в честь святителя Медиоланского. Ещё через три года епископ Калужский рукоположил Амвросия в сан иеромонаха, и началось восхождение преподобного к высотам духовного совершенства...

Никого не осуждать, никому не досаждать...

НА ПРОТЯЖЕНИИ 60-х годов XIX столетия старец Амвросий часто и тяжело болел. Поэтому в 1870 году в 10 верстах от обители для старца была устроена лесная келья - т. н. "монастырская дача". Здесь он принимал и оптинскую братию, и народ, во всё возрастающем количестве стекавшийся к нему со всех концов России. "Богатые и бедные, образованные и необразованные, здоровые и больные непрестанной вереницей шли и ехали в Оптину пустынь, чтобы получить совет и благословение уважаемого старца, который не отказывал никому из приходящих к нему, - писал публицист Д. П. Богданов в очерке "Оптина пустынь и паломничество в неё русских писателей". - Приходил ли интеллигентный светский человек, уже успевший разочароваться в жизни, старец своей простой, бесхитростной беседой умел всегда так настроить душу посетителя, что тот уходил уже в бодром, радостном настроении. Приходил ли какой простой крестьянин за каким-либо житейским указанием, старец всегда внимательно выслушивал и давал совет. Все приходящие для него были равны. И все их вопросы, как бы мелочны они ни были, всегда находили в его душе отклик".

Не раз навещал старца и Лев Толстой. После первой встречи он восторгался: "Почувствовал духовную чистоту и мудрость Амвросия, его святость". Позднее он запишет в своём дневнике совет преподобного: "Ищите совершенства, но не удаляйтесь от Церкви". Последняя их встреча состоялась в 1890 году, причём граф Лев Николаевич выбежал из кельи мудреца в великом волнении, а старец был столь удручен общением со светилом русской и мировой литературы, что после него надолго слёг. "Горд очень", - печаловался он по поводу ошибок Толстого, явно предчувствуя, что гордыня и приведёт "ухватившего Бога за бороду" писателя к разрыву с Церковью...

Но пример с Толстым - редкое исключение. Сколько людей перебывало у старца, и все уходили в радостном, умиротворенном состоянии духа. Из известных нам высказываний Амвросия, дошедших в пересказе его посетителей, можно составить настоящую антологию афоризмов, подходящих едва ли не на все случаи жизни. "Отчего человек плох? - размышлял, например, старец вслух, приглашая задуматься очередного гостя. - Оттого, что забывает, что над ним Бог". Нетерпеливым пришельцам, впадавшим в уныние при виде длинной очереди страждущих, Амвросий говорил в свойственной ему добродушно-утешительной манере: "Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, так потерплю же и я".

А иные назидания старца впору запечатлеть на скрижалях своей памяти любому нашему современнику: "Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем - моё почтение".

Москва бьёт с носка и колотит досками

В ЖИЗНЕОПИСАНИЯХ святого встречаются многочисленные примеры, свидетельствующие о дарованном ему Богом даре предвидения. Нередко он предостерегал пришедших к нему за советом людей от опрометчивых шагов. Те, кто с полным доверием относился к словам старца и точно следовал его наставлениям, счастливо избегали беды. А вот своевольников, ослушавшихся провидца, несчастье настигало неотвратимо.

Так, некий житель Козельска жаловался Амвросию на безденежье и спрашивал у него совета: не стоит ли ему послать сына на заработки в Москву? "Москва бьёт с носка и колотит досками", - предупредил старец, напомнив, что у молодого человека есть в Козельске обязанности, ради которых ему не следует оставлять родной городок. Но отец не внял совету и всё-таки послал сына в Первопрестольную. А вскоре ему пришло известие: работавший на стройке парень попал под обрушившиеся доски и на всю жизнь стал калекой...

Лебедь на брегах Шамандра песнь последнюю поёт

В ЖИТИЙНОЙ литературе об Амвросии много говорится и о его чудесной способности к целительству. Святой не брал никакой платы за свои труды и зачастую избавлял больного от недуга как бы между делом, совсем для него незаметно: легонько толкнёт человека рукой, и у того мигом проходят все болячки. Иногда он направлял жаждущих выздоровления на источник в пустынь преподобного Тихона Калужского. Прежде там не случалось ничего сверхъестественного, но по предстательству святого Амвросия и здесь стали происходить чудесные исцеления...

Жившим близ Оптиной пустыни и Шамордина крестьянам преподобный являлся в видениях. Одну крестьянку, задремавшую в поле, он предупредил о готовящемся покушении на её мужа, а другой калужанке, заблудившейся в лесной чащобе, помог выбраться на верную дорогу... А некая монахиня и вовсе видела Амвросия в его келье парящим в воздухе (правда, преподобный запрещал рассказывать о таких случаях).

Почитатели жертвовали в пользу Оптинской обители и ее знаменитого святого большие суммы. Все пожертвования шли либо на милостыню больным, сирым и убогим, либо на монастырское строительство. Попечением Амвросия неподалёку от его лесной кельи у деревни Шамордино была устроена Казанская женская пустынь. К 90-м годам XIX cтолетия здесь обитало до 500 монахинь.

Сёстры этой пустыни и были рядом с Амвросием, когда он, предвидя свою кончину, начал готовиться в последний путь. 1 января 1891 года, выйдя из своей кельи, он навестил монахинь и, присев на диван, начал читать им стихотворение "Лебедь на брегах Меандра песнь последнюю поёт". "А мы, - с улыбкой заметил старец, - могли бы переделать сей стих так: "Лебедь на брегах Шамандра песнь последнюю поёт". И уже серьёзно пояснил, что в природе лебедь поёт только однажды - накануне своей кончины... Правда, старцу суждено было прожить еще почти год.

Амвросий отошёл в мир иной в половине двенадцатого утра 10 октября. В последний путь его провожала огромная масса людей. Останавливались в каждой деревне по дороге из Шамордина в Оптину пустынь, где по решению Святейшего синода предстояло похоронить святого, и служили в каждой литию. Современники вспоминали, что это более походило на перенесение святых мощей, чем на похороны. И ведь что поразительно: несмотря на порывистый ветер и ливень, ни одна свеча в руках у людей, провожавших в последний путь великого утешителя, так и не погасла!

СТАРЦА канонизировали в дни празднования 1000-летнего юбилея Крещения Руси, на Поместном соборе РПЦ в июне 1988 года. К тому времени была возобновлена иноческая жизнь во Введенской Оптиной пустыни. А через 10 лет, в июле 1998 года, произошло чудесное обретение мощей святого Амвросия, покоящихся ныне во Введенском соборе этой обители.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно