Примерное время чтения: 12 минут
684

Прийти однажды, чтобы остаться навсегда...

Впервые увидев на экране Фросю Бурлакову, я буквально влюбилась в героиню фильма "Приходите завтра". Захотелось узнать, в каких еще фильмах снялась Екатерина САВИНОВА. Увы, их оказалось до обидного мало...

О трагической судьбе актрисы рассказывает муж Екатерины Савиновой, известный кинорежиссер Евгений ТАШКОВ.

Бог дал ей много талантов

- ЕВГЕНИЙ Иванович, кинодебют Екатерины Савиновой состоялся в фильме Ивана Пырьева "Кубанские казаки", где она сыграла роль белокурой, жизнерадостной озорницы Любочки. Затем наступило долгое затишье. Почему?

- В те годы в СССР снимали лишь восемь картин в год. Катю часто приглашали на пробы, но утверждали на роли других актрис. Катю это травмировало, она часто плакала...

- Ее называли "наша Има Сумак", в знак восхищения необыкновенными вокальными данными...

- У Кати был замечательный голос - три с половиной октавы. Поначалу она занималась вокалом с репетиторами, а через некоторое время после окончания ВГИКа поступила в Институт имени Гнесиных и на четвертом курсе исполняла арии из классических опер! Когда учеба в Гнесинском институте подходила к концу, ей сделали два очень заманчивых предложения. Одно - в Большой театр, другое - на эстраду, ей давали оркестр. Но она не приняла ни того ни другого. Говорю: "Катенька, подумай!" А она: "Сегодня мы с Александрой Дмитриевной (Кильчевской) два с половиной часа занимались. Голос так хорошо звучал..." Вот так! При чем тут Большой театр? К чему оркестр? Катя получала удовольствие от самого процесса репетиций.

- Она могла стать великой певицей, выдающейся комической, а может быть, даже драматической или трагической актрисой. Но этого, к сожалению, не произошло.

- Бог дал ей много талантов. Куда "вписаться", не обрубив при этом ни один из них? Этот вопрос возникал и в Гнесинском институте. Какой у нее голос: контральто? Меццо-сопрано? Лирическое сопрано? Драматическое? А может, колоратурное? Ограничение ее творческих возможностей, разделение на амплуа было настоящей драмой. Это в полной мере относится и к кино, и к театру.

Проза жизни и поэзия души

- КАТЯ была невероятно добрым, светлым и отзывчивым человеком. Обладала неистребимой фантазией и необычайной работоспособностью. Характер у нее был удивительный: простой, доверчивый. Когда она жила в общежитии, бывало, ее разыгрывали: "Катя, позвони, узнай, сколько времени". Она набирала номер, слушала автоответчик и говорила: "Что же это такое! Бросают трубку! Не успеваю сказать "спасибо!". Она обладала необыкновенным даром располагать к себе людей.

- Этим она, наверное, и вас покорила?

- Мы с Катей учились на одном курсе, дружили... А предложение я ей сделал через восемь месяцев после окончания ВГИКа. Ее реакция была немного странной, она расплакалась. Почему? Об этом я могу только догадываться. Может быть, она вообще не хотела выходить замуж, а мечтала посвятить всю свою жизнь кино, театру, пению?

- И все же она приняла предложение. Как складывалась ваша семейная жизнь?

- Год мы жили в Скатертном переулке, на третьем этаже двухэтажного здания в маленькой двухкомнатной квартирке, практически на чердаке. Борис Бибиков, руководитель нашего курса, приходя к нам в гости, вынужден был снимать и одевать пальто в полусогнутом состоянии. При этом он обязательно пачкал о потолок рукава - так там было тесно. В 1952 году мы стали играть в Театре киноактера, и нам выделили комнату в коммуналке. А в 1957 году у нас родился сын Андрей. Катя была хорошей матерью и прекрасной хозяйкой: если бралась за уборку или готовку, то делала это с блеском, но душой витала где-то над бытом.

- Как же на одном семейном пространстве уживались проза жизни и поэзия души?

- Мы с Катей скорее были не мужем и женой, а хорошими товарищами. И у нее и у меня на первом месте стояла профессия, а потом уже все остальное. Родственными были и наши взгляды на мир, жизненные ценности. Например, отношение к искусству. Мы учились у замечательных педагогов - Ольги Пыжовой и Бориса Бибикова. В свое время Ольга Ивановна играла с Константином Сергеевичем Станиславским. Школа Станиславского предполагает такую этику: не я в искусстве, а искусство - во мне, что наши преподаватели и стремились передать нам, своим студентам.

Это явление

- НЕСМОТРЯ на огромный потенциал Екатерины Савиновой, театр тоже не баловал ее ролями. Защитив в 1950 году дипломный спектакль "Там, где не было затемнения" на "отлично", более 10 лет она играла лишь проходные роли. Приступая к новой роли, Катя погружалась в нее настолько, что могло показаться - ни на что другое она не способна. Невероятное заблуждение! В спектакле "Там, где не было затемнения" она играла старуху Гурьяновну, мать взрослых детей. И многие всерьез говорили, что ей на роду написано всю жизнь только таких старух и играть. Это в двадцать один-то год?! Интересно, что никакого особого грима ей не требовалось. Припудривала волосы, обесцвечивала губы, рисовала чуть-чуть морщинки под глазами. А когда выходила из гримерной, я ловил себя на том, что разговариваю уже не с Катей. Гурьяновна брала верх и поворачивала разговор в свое русло. За те два с половиной года, что шел спектакль в Театре киноактера, ни одна актриса, даже в возрасте, не попыталась примерить на себя эту роль, потому что не могла соответствовать той глубине и поразительной парадоксальности поведения, которая отличала ее Гурьяновну.

Когда в Театр киноактера пришел Алексей Денисович Дикий и стал репетировать пьесу "Бедность не порок", он поручил Кате роль первой гостьи - властной старухи. Несмотря на то что это был довольно маленький эпизод, она сыграла так, что Алексей Денисович пришел в Малый театр и сказал: "Ребята, я вам советую посмотреть первую гостью. Это явление!" Катя была невысокого роста, но в этой роли непостижимым образом становилась громадной...

Потом специально "на Катю" Алексей Дикий решил поставить "Грозу". Репетируя Кабаниху, Катя на глазах стала меняться. Что-то незнакомое появилось в лице, чуть опустились уголки рта... Не знаю, к чему бы в конце концов привело столь глубинное постижение роли, но месяца через три после начала репетиций по неизвестным мне причинам "Грозу" закрыли.

"Дуракам полработы не показывают"

- ФРОСЯ Бурлакова - единственная большая роль в кино Екатерины Савиновой. Правда, что сценарий фильма "Приходите завтра" вы написали специально для своей жены?

- Да, он писался для Кати и под Катю, в него вошло многое из ее биографии. Младшая дочь в многодетной семье колхозников из села Ельцовка Алтайского края, окончив школу, отправилась в Москву учиться на артистку. Но, опоздав на вступительные экзамены, полгода проучилась в землеустроительном институте, пока не узнала, что во ВГИКе начался зимний набор на курсы Василия Ванина. Она сдала экзамены и поступила, но после первого семестра была отчислена. Ванин сказал Кате, что она замечательная актриса для театра, однако кино не для нее.

- И оказался не прав...

- Позднее Катя поступила в мастерскую Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой. Конкурс был огромный, из трех тысяч абитуриентов отобрали сорок человек, а спустя полгода оставили только двадцать. И среди них Вячеслав Тихонов, Нонна Мордюкова и... Екатерина Савинова. После выхода кинофильма "Приходите завтра" на киноэкраны страны, роль Фроси Бурлаковой была отмечена как лучшая женская роль года. Кстати, мало кто знает, что в фильме Катя озвучивала и домработницу. Вот что значит три с половиной октавы!

А вскоре Кате было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР.

- Я слышала, что предпрокатная судьба у фильма была не из легких.

- Когда было снято 800 метров - почти треть картины, приехали два представителя из Москвы (один из Министерства кинематографии, другой - известный критик), прочитали сценарий, посмотрели отснятый материал и вынесли вердикт: "Картину немедленно закрыть! Полное безобразие! Смотреть невозможно!" Однако, поскольку денег уже было затрачено немало, нам удалось получить разрешение продолжить съемки. Эта история стала для меня хорошим уроком. Говорят ведь: "Дуракам полработы не показывают".

Когда съемки были закончены, на нас обрушились обвинения, что мы выступаем против соцреализма. Почему? Потому что скульптор, которого блестяще сыграл Анатолий Папанов, разбивает статуи, сделанные именно в этом стиле. Меня ругали за то, что оказалась разбитой якобы маска Карла Маркса. На самом деле это была маска Герцена. Наконец мне сказали, что я выступил против считавшегося тогда "официальным" скульптора Томского. Оказалось, что его звали так же, как и героя Папанова, - Николай Васильевич...

Но были и забавные моменты. Когда картина после долгих мытарств все-таки вышла в прокат, люди звонили в кинотеатры, спрашивали: "Какой сегодня фильм?" А им отвечали: "Приходите завтра". Они вновь: "Ну, а сегодня-то какой?". В общем, и грустно и смешно.

Мне повезло, что я четверть века был с ней

- Судьба Фроси Бурлаковой сложилась удачно, чего не скажешь о судьбе Екатерины Савиновой...

- В сентябре 1961 года обнаружилось, что Катя серьезно больна. Все началось с температуры: каждый день 37,4. Когда я узнал, Катя призналась: "Да у меня уже месяца три-четыре она держится". Врачи долго не могли поставить правильный диагноз. Приглашаем психиатров: "Это не наш пациент. Нужен невропатолог". Вызываем невропатологов. Они тоже не знают, что делать. В конце концов Катя попала к профессору из Одессы, который считал, что все психические заболевания происходят из-за попадания в организм какой-то инфекции. И нашел у нее бруцеллез. Он сосредоточился на лечении этой болезни, назначал бесконечные переливания крови и упустил из виду сопутствующее заболевание - шизофрению.

- Откуда у Савиновой взялся бруцеллез?

- Снимаясь в Крыму в эпизоде у Герасимова, Катя на базаре регулярно покупала парное молоко, которое очень любила. Так она и подхватила бруцеллез. Период его созревания в организме - восемь месяцев. Инфекция выбирает самые уязвимые места и может поразить любой орган. А поскольку во время съемок кинофильма "Приходите завтра" за 30 сентябрьских дней у нас был 31 съемочный, то она работала на пределе нервного истощения. В результате болезнь затронула центральную нервную систему, Катя слегла, а съемки отложили на год. Кстати, когда врачи посмотрели фильм, сказали: "Мы точно знаем, где она больна, а где здорова". И ни разу не угадали. Попали пальцем в небо. Думали: там, где она разухабистая, веселая, - это до болезни. Оказалось, совсем наоборот.

В общей сложности Катя болела девять лет. Два-четыре месяца в году она лежала в больнице. В промежутках мы ездили на гастроли, давали концерты - надо было зарабатывать на жизнь. Первое отделение вел я, второе - она. Читала свои смешные трогательные рассказики, пела...

Весной 1970 года Катя поехала в Новосибирск навестить сестру. Оставила два письма: мне и сыну. Теперь-то я понимаю, что она поехала погибать. Наверное, ей не хотелось, чтобы это случилось на глазах у сына. Несмотря на то что Катя до последнего сохраняла ясный ум, болезнь не оставляла ее. Как-то она пожаловалась, что все ее тело охвачено огненными кольцами. Она все чаще спрашивала: "Как же мне быть, если я не смогу выступать, петь?"

"...На чем я остановилась? На том, что не могу придумать положения, в котором жизнь не была бы мучением, что все мы созданы затем, чтобы мучиться, и что все мы знаем это, но все придумываем средства, как бы обмануть себя. А когда видишь правду, что же делать? Отчего же не потушить свечу, когда смотреть больше нечего?" Этот монолог Анны Карениной Савинова читала на вступительных экзаменах перед приемной комиссией. И так же, как ее любимая героиня, она ушла из жизни.

- В апреле 1970-го Катя бросилась на рельсы, угодив под движущийся поезд. Ей было всего 43. Думаю, это мы, близкие, и врачи загубили ее. Лечили не так и не тем.

В 1973 году я прочитал книгу "Проблемы лечебного голодания" Юрия Николаева. Оказывается, Катю можно было вылечить где-то за 28 дней. Увы...

Она была уникальным человеком. Мне повезло, что я четверть века находился рядом с ней.

Фильмография:

1949 - "Кубанские казаки"

1953 - "Таинственная находка"

1954 - "Большая семья"

1954 - "Дети партизана"

1955 - "Тень у пирса"

1956 - "Медовый месяц"

1958 - "Человек с планеты Земля"

1960 - "Колыбельная"

1960 - "Месть"

1963 - "Приходите завтра"

1964 - "Женитьба Бальзаминова"

1964 - "Ко мне, Мухтар!"

1965 - "Дорога к морю"

1968 - "Зигзаг удачи"

1970 - "Расплата"

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно