Примерное время чтения: 5 минут
118

Благородный плебей

Отрывок из воспоминаний брата композитора Модеста Чайковского

Щепетильность, граничащая с фатовством

ОДНОЙ из оригинальнейших и характернейших черт Петра Ильича Чайковского было иронически недоверчивое отношение к благородству своего происхождения. Он не упускал случая поглумиться над гербом и дворянской короной своей фамилии, считая их фантастическими, и с упорством, переходящим иногда в своеобразное фатовство, настаивал на плебействе рода Чайковских. Это не являлось только результатом его демократических убеждений и симпатий, но также - щепетильной добросовестности и отчасти гордости, бывших в основе его нравственной личности. Он не считал себя столбовым дворянином потому, что среди ближайших предков ни по мужской, ни по женской линии не знал ни одного боярина, ни одного вотчинного землевладельца, а в качестве крепостных собственников мог назвать только своего отца, обладавшего семьею повара в четыре души. Вполне удовлетворенный сознанием, что носит имя безукоризненно честной и уважаемой семьи, он успокоился на этом и, так как заверения некоторых его родственников о древности происхождения фамилии Чайковских никогда документально не были доказаны, предпочитал идти навстречу возможным в том обществе, среди которого он вращался, намекам на его незнатность с открытым и несколько излишне подчеркнутым заявлением своего плебейства.

"Le petit Pouchkine"

ФАННИ (гувернантка-француженка. - Ред.) заставляла очень много заниматься. С 6 часов утра до вечера время было строго распределено. Свобода бегать, играть в течение дня была очень ограничена, поэтому она настаивала на том, чтобы часы рекреаций проходили в действенных упражнениях. Петя же по окончании уроков неизбежно бежал к фортепиано, и приходилось почти постоянно отрывать его от него, причем он слушался очень легко и с удовольствием бегал и резвился. Но всегда надо было навести его на это. Предоставленный сам себе, он охотнее шел к музыке или принимался за сочинение стихов, так что и получил даже прозвище "le petit Pouchkine" (маленький Пушкин - Ред.). Свои произведения он редко кому показывал, кроме Фанни, так что наша мать почти не знала их. К сожалению, Фанни не была совсем музыкантшей и поэтому лично мало обращала внимание на его музыкальность. Будущности музыканта она не хотела для своего любимца и поэтому отнюдь не поощряла его таланта.

Родители же обратили внимание на его музыкальность после следующего случая. Петя целый день после урока музыки на чем попало продолжал пальцами наигрывать что-нибудь и однажды так разыгрался на стекле оконной рамы, что разбил его и легко поранил себе руку; тогда было решено выписать учительницу музыки.

Францию прикрыл рукой

ВСЕ слабое и несчастное имело горячего защитника в лице Пети; он страшно любил зверей. Однажды ему удалось спасти котенка, которого хотели утопить, и он был так счастлив, что его просьбу выполнили, что думал, все в доме только этим событием дня и интересуются, и, войдя в кабинет к отцу, который вел серьезный разговор с деловыми людьми, поспешил их успокоить относительно участи котенка.

Петя отличался совершенно исключительною любовью к России. Однажды он, сидя за атласом, развернул его и, смотря на карту Европы, начал покрывать поцелуями Россию, затем делал вид, что плюет на всю остальную Европу. Фанни остановила его и начала объяснять, что стыдно так относиться к существам, которые так же, как и он, Петя, говорят Богу "Отче наш", что презирать ближних только за то, что они не русские, стыдно и проч. Тогда Петя ответил ей: "Вы напрасно меня браните, потому что, вероятно, не заметили, что, оплевывая все страны, я прикрыл рукою Францию".


"Не подумай, что я воображаю сделаться великим артистом, - просто я хочу делать то, к чему меня влечет призвание; буду ли я знаменитый композитор или бедный учитель, - но совесть моя будет спокойна и я не буду иметь тяжкого права роптать на судьбу и на людей".
Из письма П. И. Чайковского к сестре.


Французский писатель Р. Роллан о Чайковском:
"Голова дипломата или русского офицера. Бакенбарды и квадратная бородка. Открытый лоб, костистый, углубленный посередине большой поперечной морщиной; выпуклые надбровные дуги; взгляд пристальный, неподвижно устремленный прямо перед собой и в то же время как бы внутрь себя. Высокий, худощавый. Безупречно корректный, в белых перчатках и галстуке. Когда он дирижирует, его высокая фигура не шелохнется, в то время как правая рука твердо и сухо отбивает ритм, отталкиваясь тяжело и сильно с неистовой энергией, благодаря чему трясется правое плечо, а все остальное тело неподвижно. Кланяется автоматически, стремительно, сухо, всем туловищем, три раза подряд".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно