aif.ru counter
09.12.2004 00:00
147

Все, что вы хотели знать о пенсии (08.12.2004)

АиФ Долгожитель № 23 09/12/2004

В 1990 году назначена пенсия по старости в связи с особыми условиями труда с учетом районного коэффициента. Стаж работы в районах Крайнего Севера составляет 12 лет и 4 месяца. После выезда на постоянное место жительства за пределы северных регионов в Республику Дагестан выплата пенсии с учетом районного коэффициента была прекращена. Правильно ли это?
Д. А. Г а с а н о в, с. Хурух, Республика Дагестан

В СООТВЕТСТВИИ с пунктом 2 статьи 30 Закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 указанного закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в повышенных размерах, а именно не свыше 1,4; 1,7; 1,9 (в обычном случае - 1,2).

Законом от 17.12.2001 г. также предусмотрено, что повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плане в стране в размерах не свыше 1,4; 1,7; 1,9 применяется для лиц, независимо от их места жительства, - в частности, мужчин, достигших возраста 55 лет (независимо от даты достижения указанного возраста: от 01.01.2002 г. или после), если они по состоянию на 1 января 2002 г. проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж не менее 25 лет.

Таким образом, для применения повышенного отношения заработков для лиц, проживающих за пределами северных регионов, необходим стаж работы на Крайнем Севере не менее 15 календарных лет.

У автора вопроса на 1 января 2002 г. отсутствует необходимая продолжительность работы в районах Крайнего Севера, следовательно повышенное отношение заработков к нему не может быть применено.

***

Предусматривается ли действующим пенсионным законодательством включение в трудовой стаж периодов обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, как это было предусмотрено прежним пенсионным законодательством? При этом имеет ли значение время назначения трудовой пенсии - до 1 января 2002 года или после?
А. В. С л а у т и н а, Магаданская обл.

В СООТВЕТСТВИИ с пенсионным законодательством, действовавшим до вступления в силу новых пенсионных законов (до 1 января 2002 г.), период обучения в высших и средних специальных учебных заведениях и ряде других учебных заведений подлежал включению в общий трудовой стаж наравне с работой (статья 91 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации").

С 1 января 2002 г. действует новое пенсионное законодательство, в том числе Федеральный закон от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которым с этой даты осуществляется пенсионное обеспечение застрахованных лиц, а Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" утратил силу.

Закон от 17.12.2001 г. содержит понятие страхового стажа, который определяется как учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Статьей 10 закона от 17.12.2001 г. определено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности при соблюдении определенных условий, а именно: это должны быть именно периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в системе обязательного пенсионного страхования, и при этом за указанные периоды должны быть уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Таким образом, поскольку периоды учебы не являются работой и не могут быть отнесены к периодам иной деятельности (к которой относится работа, выполняемая не по трудовому договору, например, деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, частнопрактикующих нотариусов, адвокатов, творческая деятельность членов творческих союзов и др.) и за них не производится уплата страховых взносов, то указанные периоды не подлежат включению в страховой стаж согласно статье 10 закона от 17.12.2001 г.

Также в соответствии с законом от 17.12.2001 г. в страховой стаж наряду с периодами работы и (или) иной деятельности могут быть зачтены иные, не связанные с уплатой страховых взносов периоды, исчерпывающий перечень которых определен статьей 11 закона. Период обучения в высших и средних специальных учебных заведениях не предусмотрен данной статьей закона, в связи с чем указанный период также не может быть засчитан в страховой стаж.

В связи с введением в действие закона от 17.12.2001 г. производится оценка пенсионных прав застрахованных лиц, приобретенных по состоянию на 1 января 2002 г. (то есть за периоды до 1 января 2002 г.), путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, осуществляемая в соответствии со статьей 30 закона от 17.12.2001 г.

Для оценки пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 г. во внимание принимается общий трудовой стаж, под которым понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включаются периоды, предусмотренные пунктом 4 статьи 30 закона от 17.12.2001 г. В указанном пункте период обучения в высших и средних специальных учебных заведениях не предусмотрен и следовательно в общий трудовой стаж для целей конвертации пенсионных прав не включается.

Таким образом, действующее законодательство не предусматривает зачет в трудовой стаж застрахованного лица периодов обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, причем независимо от времени назначения трудовой пенсии (до 1 января 2002 г. или после).


***

Имею ли я право, являясь получателем трудовой пенсии по старости (возраст 68 лет), перейти на трудовую пенсию по случаю потери кормильца за умершего супруга, смерть которого наступила в 1990 году? Он не достиг на тот момент пенсионного возраста и не являлся получателем пенсии. При этом на момент смерти супруга я работала, однако заработок супруга являлся основным источником средств к существованию семьи.
А. С. К л ю е в а, г. Жуков, Калужская обл.

ПУНКТОМ 6 статьи 9 закона от 17.12.2001 г. предусмотрено право членам семьи умершего кормильца, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, которые сами получают какую-либо пенсию, перейти на трудовую пенсию по случаю потери кормильца.

Для реализации этого права необходимо, чтобы член семьи умершего кормильца относился к кругу лиц, имеющих право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, определенному статьей 9 закона от 17.12.2001 г.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 9 закона от 17.12.2001 г. нетрудоспособным членом семьи умершего кормильца признается, в частности, супруг умершего кормильца, если он достиг возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо является инвалидом, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности.

Таким образом, супруг умершего кормильца, получающий трудовую пенсию по старости, может перейти на трудовую пенсию по случаю потери кормильца при условии, если помощь умершего кормильца была для него постоянным и основным источником средств к существованию.

При этом данное обстоятельство должно быть подтверждено документально.

В качестве документов, подтверждающих, что помощь умершего кормильца была постоянным и основным источником средств к существованию, могут быть представлены справки жилищных органов или органов местного самоуправления, справки о доходах всех членов семьи, иные документы, содержащие требуемые сведения.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, оценивает сведения, содержащиеся в представленных документах, и приходит к выводу о том, являлась ли помощь умершего кормильца для обратившегося члена семьи постоянным и основным источником средств к существованию или нет.

В случае если орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не имеет возможности сделать вывод о том, что помощь умершего кормильца для обратившегося члена семьи умершего кормильца являлась постоянным и основным источником средств к существованию, данный факт может быть подтвержден в судебном порядке.

***

В настоящее время увольняюсь из органов внутренних дел. Пенсионный отдел отказывается включать в выслугу лет для назначения пенсии периоды моей службы в таможенных органах, в то время как Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 43 предусмотрен зачет этой службы в выслугу лет.
А. П. В и н о г р а д о в, г. Владимир

СОГЛАСНО статье 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" не предусматривается зачет в выслугу лет периодов работы в таможенных органах.

Что касается Постановления Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 43 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации", то оно регламентирует исчисление выслуги лет для исчисления процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания.

Учитывая изложенное, правовых оснований для включения вам в выслугу лет для назначения пенсии периода службы в Государственном таможенном комитете Российской Федерации не имеется.

При подготовке полосы использованы материалы журнала "Пенсия"

Смотрите также:

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество