Примерное время чтения: 11 минут
93

Ваш выход, господин чиновник (08.04.2004)

В N 3 нашей газеты за 2004 г. были опубликованы вопросы Пенсионному фонду Российской Федерации. На днях мы получили ответ, который публикуем ниже.

Вопросы Пенсионному фонду Российской Федерации

1. Я участник Великой Отечественной войны, инвалид II группы по общему заболеванию. В свои 83 года имею стаж работы 52 года 10 месяцев. В 1980 году после выхода на пенсию я проработал на своем предприятии еще четыре года и пенсию получал максимальную. Но с 1 мая 2001 года при перерасчете моя пенсия стала близка к минимальной. Виной всему оказался тот факт, что перерасчет пришелся на время, когда по стране был слишком низкий уровень зарплаты. И в результате мой индивидуальный пенсионный коэффициент составил 095. Но разве это моя вина? И почему за это должен отвечать я, а не правительство? Сейчас я получаю чуть более 1000 рублей. Справедливо ли это?
Иван Сергеевич К о в а л е н к о, Коломна, Московская обл.

2. Проживая в Азербайджане, проработал на море судовым механиком 12 лет 10 месяцев (с 18 ноября 1988 г. по 1 октября 2001 г.). В возрасте 57 лет вышел на льготную пенсию. В июне 2002 года я принял российское гражданство, а в декабре 2002-го получил российский паспорт. Тогда же обратился в ПФР с заявлением о переоформлении пенсии. В течение года инспектор ПФР вела переписку с Баку, а после этого мне выдали официальный отказ, мотивируя тем, что после 1991 года моя работа за границей в российский пенсионный стаж не входит. Правы ли работники ПФР? Распространяется ли это условие на пенсионеров, прибывающих из других стран СНГ? Что теперь делать мне, бывшему пенсионеру?
Анатолий Андреевич К е л е х с а е в, Балашиха, Московская обл.

3. Я инвалид войны II группы, 1926 года рождения. Во время войны с 1942 по 1944 год по комсомольскому призыву работал помощником машиниста. В январе 1944 года добровольцем ушел на фронт, где воевал в составе 413-й Сибирской дивизии 65-й армии 2-го Белорусского фронта. 24 января 1945 года получил контузию, а 25 марта - тяжелое ранение. Так в 18 лет я стал инвалидом. Из-за ранения я не смог выработать полный трудовой стаж, и сейчас он составляет 38 лет 8 месяцев. Что же касается пребывания на передовой, то и тут не обошлось без нововведений. Если раньше оно учитывалось как 1 к 3, то сейчас 1 к 1. Тем самым меня, как, впрочем, и всех ветеранов, приравняли к тыловикам. Хотелось бы знать, изменится ли что-нибудь в будущем, как-никак скоро 60-летие Победы?
Виктор Иванович О р л о в, Москва

1. Уважаемый Иван Сергеевич!

Сообщаем, что с 01.01.2002 вступил в силу Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно пункту 2 статьи 30 данного Закона для определения расчетного размера трудовой пенсии принимается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд до 01.01.2002 на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

По поручению Управления Отделением ПФР по г. Москве и Московской области по документам пенсионного дела проверены фактические обстоятельства вашего пенсионного обеспечения.

Согласно информации Отделения вы как участник Великой Отечественной войны являетесь получателем двух пенсий: трудовой пенсии по старости и государственной пенсии по инвалидности II группы вследствие общего заболевания.

Пенсия исчислена при общем трудовом стаже 49 лет 3 дня, среднемесячном заработке за период работы с 01.03.93 по 28.02.94, фактическое отношение которого к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период равно 0,958.

На 31.12.2001 размер двух ваших пенсий составлял 2773 руб. 54 коп. (1201 руб. 45 коп. - пенсия по старости, 1201 руб. 45 коп. - пенсия по инвалидности, 185 руб. 32 коп. - повышение как участнику Великой Отечественной войны, 185 руб. 32 коп. - надбавка на уход). С 01.01.2002 общая сумма пенсий осталась прежней (1572 руб. 09 коп. - трудовая пенсия по старости, 1201 руб. 45 коп. - государственная пенсия по инвалидности).

С 01.08.2003 с учетом проведенных в 2002-2003 годах индексаций размер двух пенсий составил до 3741 руб. 50 коп.

С целью увеличения размера вашей трудовой пенсии по старости Отделению ПФР по г. Москве и Московской области рекомендовано оказать вам содействие в запросе справки о заработной плате за другой период работы - за любые 60 месяцев работы подряд из всей трудовой деятельности до 01.01.2002.

2. Уважаемый Анатолий Андреевич!

На основании подпункта 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются мужчины по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Порядок исчисления периодов работы, дающей право на указанную пенсию, установлен Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516.

Названными Правилами не предусмотрено включение в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, времени работы за границей, за исключением случаев, специально установленных международными договорами, а также если работа за границей осуществлялась в учреждениях Российской Федерации.

При решении вопроса о включении в стаж периодов работы после 01.01.92 в государствах - бывших республиках Союза ССР имеет значение, заключено ли с данным государством многостороннее или двустороннее соглашение в области пенсионного обеспечения.

Поскольку с Азербайджанской Республикой нет действующего соглашения, то периоды работы в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности с 1991 по 2001 год рассматриваются как периоды работы за границей и не засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.

В назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 27 Закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ вам отказано правомерно из-за отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ не менее 12 лет 6 месяцев.

3. Уважаемый Виктор Иванович!

Сообщаем, что Законом Российской Федерации от 20.11.90 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", согласно которому пенсии исчислялись до 01.01.2002, было предусмотрено два порядка определения размеров пенсий. Один из них - с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП) - был основан на принципах пенсионного страхования (статья 7 названного Закона, в редакции Федерального закона от 21.07.97 N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий"), другой - на принципах пенсионного обеспечения (статьи 16-18 Закона).

При установлении пенсий в соответствии с принципами пенсионного обеспечения периоды работы в годы Великой Отечественной войны включались в общий трудовой стаж в двойном размере, а службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также время нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы - в тройном размере, что предусматривалось статьей 94 Закона от 20.11.90 N 340-1.

Вместе с тем при расчете ИКП в соответствии со статьей 7 указанного Закона (в редакции Федерального закона от 21.07.97 N 113-ФЗ) учитывались календарно периоды работы, военной и иной приравненной к ней службы, предусмотренные статьей 89 "Работа, включаемая в общий трудовой стаж", 90 "Военная служба и другая, приравненная к ней, служба, включаемая в общий трудовой стаж", а также периоды, включаемые в трудовой стаж на основании пунктов "а", "е" и "ж" статьи 92 Закона "Иные периоды, включаемые в общий трудовой стаж".

При оценке пенсионных прав застрахованного лица в соответствии со статьей 30 Закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии по его желанию может быть исчислен исходя из предусмотренного законодательством, действовавшим до вступления в силу Закона от 17.12.2001, размера пенсии, рассчитанного без применения ИКП (включая правила подсчета общего трудового стажа, специального трудового стажа и среднемесячного заработка пенсионера) и определяемого с учетом продолжительности общего трудового стажа этого лица по состоянию на 1 января 2002 года и его среднемесячного заработка за 2000-2001 год по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд (до 1 января 2002 г.) на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Данное положение закреплено в Разъяснении Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17.10.2003 N 4 "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденном постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17.10.2003 N 70.

Для проверки целесообразности определения расчетного размера трудовой пенсии исходя из размера пенсии, рассчитанного без применения ИКП с использованием порядка исчисления общего трудового стажа, предусмотренного Законом от 20.11.90 N 340-1, рекомендуем вам обратиться в орган социальной защиты населения по месту жительства в г. Москве, где находится ваше пенсионное дело.

Начальник управления по работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей Исполнительной дирекции ПФР В. Н. САВОСТИН


В N 20 "АиФ. Долгожитель" за 2003 год мы открыли новую рубрику "Ваш выход, господин чиновник". В этой рубрике мы публикуем вопросы наших читателей, адресованные конкретным государственным чиновникам. Никто еще не отменял положения, обязывающего реагировать на запросы граждан в месячный срок. Все полученные редакцией ответы будут опубликованы. Если ответа от того или иного чиновника не последует, то об этом мы тоже проинформируем наших читателей.

Вопросы министру обороны Российской Федерации С. Б. Иванову

1. В декабре 2001 года у меня умерла жена Вера Михайловна Резвых - участница Великой Отечественной войны. Когда я обратился в военкомат с просьбой о выплате пособия на погребение и установку памятника, мне отказали на основании того, что жена не являлась военнослужащей. Мое обращение в Министерство обороны тоже ничего не дало. В январе 2003 года я подал исковое заявление в суд, который в апреле этого же года вынес решение о взыскании с военного комиссариата г. Москвы 12 000 рублей в мою пользу. В течение трех месяцев мне обещали выплатить деньги. По прошествии этого срока пришлось мне еще посетить Министерство обороны и Министерство финансов, и наконец мне пообещали выплатить всю причитающуюся сумму во втором квартале 2004 года. Разъясните, почему так исполняется закон "О ветеранах", от чего зависит своевременность осуществления декларируемых выплат? Долго ли мне еще ждать обещанного?

Илья Иванович Ц и л и к и н, ветеран Великой Отечественной войны, ветеран труда, участник обороны Москвы, почетный ветеран Москвы, инвалид II группы, Зеленоград

2. Все последние законные и подзаконные акты, по мнению правительства, были направлены на обеспечение достойного жизненного уровня военнослужащих. Но на деле оказалось, что "выравнивание" тарифных разрядов в Вооруженных силах привело к снижению в сентябре 2003 года установленных "бессрочно" в июле 2002 года пенсий на 400-600 руб., так как ФЭУ Минобороны дало указание военкоматам перечислять пенсии в сторону уменьшения примерно на 10%. С повышением денежного довольствия были отменены основные льготы военнослужащим и военным пенсионерам (отменен п. 10 статьи 15 закона "О статусе военнослужащих"). У контрактников - не офицеров из-за отмены льгот по оплате за коммунальные услуги и введения налогов реальный доход стал ниже, чем до повышения. Хотелось бы услышать комментарии на этот счет. Какие меры планирует предпринять Министерство обороны для реального улучшения жизни военнослужащих и военных пенсионеров?

А. Б. Ж и т к ов, подполковник запаса, Алатырь, Чувашская Респ.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно