Примерное время чтения: 9 минут
109

Если я обеднею, к врачам обращаться не стану

В последние десятилетия заметно расширился рынок платных медицинских услуг. Оказание таких услуг регулируется Законом РФ "О защите прав потребителей", однако медицина - область специфическая и, как правило, потребителю малознакомая. Вверяя докторам свое здоровье, а подчас и жизнь, особенно важно знать свои права и уметь при необходимости их защитить.

Платные бесплатные

НАВЕРНЯКА многим знакома такая ситуация. Больному сообщают, что ему необходимо пройти какое-то обследование. Да вот беда, очередь на него огромная - прием расписан на несколько месяцев вперед. Но есть возможность сократить ожидание, правда не бесплатная. Что делать, здоровье дороже. И мы покорно отдаем наши кровные за услугу, которую нам и без этого обязаны оказать, поскольку она входит в перечень видов бесплатной помощи. Кроме того, частенько требуют оплатить прием врача, поскольку у больного нет местной прописки; иногда в расчете на нашу неосведомленность ссылаются на то, что необходимая медицинская помощь не входит в гарантируемый минимум бесплатных медицинских услуг.

Безусловно, пациент зависит от врача, поэтому вряд ли стоит идти на конфликт и качать права, превозмогая недуг. Целесообразнее поначалу принять условия игры и оплатить требуемую сумму, при этом обязательно настояв на выдаче квитанции либо иного подтверждающего оплату документа. Впоследствии он пригодится, чтобы потребовать возврата внесенной суммы с данного медицинского учреждения через территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Но прежде нужно убедиться, действительно ли необходимая помощь должна предоставляться бесплатно. В рамках базовой программы обязательного медицинского страхования граждан РФ бесплатно оказывается амбулаторно-поликлиническая и стационарная медицинская помощь при:

  • инфекционных и паразитарных заболеваниях;

  • новообразованиях;

  • болезнях эндокринной системы;

  • расстройствах питания и нарушении обмена веществ;

  • болезнях нервной системы;

  • болезнях крови, кроветворных органов, отдельных нарушениях, вовлекающих иммунный механизм;

  • болезнях глаза и его придаточного аппарата;

  • болезнях уха и сосцевидного отростка;

  • болезнях системы кровообращения;

  • болезнях органов дыхания;

  • болезнях органов пищеварения;

  • болезнях мочеполовой системы;

  • болезнях кожи и подкожной клетчатки;

  • болезнях костно-мышечной системы и соединительной ткани;

  • заболеваниях зубов и полости рта;

  • беременности, родах и в послеродовом периоде, включая аборты;

  • травмах, отравлениях и некоторых других последствиях воздействия внешних причин;

  • врожденных аномалиях (пороках развития);

  • деформациях и хромосомных нарушениях у взрослых.

Перечисленные виды медицинских услуг предполагают и профилактические мероприятия, и диагностику, и лечение заболеваний. Поскольку указанная базовая программа реализуется за счет средств обязательного медицинского страхования, то и помощь в ее рамках гражданам РФ оказывается бесплатно, причем на всей территории России, независимо от места прописки пациента.

Заявление для возврата незаконно востребованных денег, которое подают в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

Исполнительному директору ___________________
территориального фонда
обязательного медицинского страхования
от застрахованного ___________________ (ф. и. о.)
страховой полис N ___________________________
выдан ______________________________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

___(дата) я обратился _________________(название медицинского учреждения) за получением ___________ (название медицинской услуги). Мне эту услугу оказали платно. Я заплатил за названную услугу ________ рублей (сумма прописью). Чек (квитанция), подтверждающий факт оплаты, прилагается. На момент оплаты услуги я не знал, что она включена в Программу государственных гарантий по обеспечению граждан РФ бесплатной медицинской помощью. На основании ст. 41 Конституции РФ, постановления Правительства РФ от 11 сентября 1998 г. "Об утверждении Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи" прошу вернуть мне деньги за оплату __________(название услуги) в сумме _________ согласно чеку (квитанции) об оплате (прилагается).

Число, подпись _________________

Борьба с возрастом

РАНО или поздно у каждой женщины наступает период, когда зеркало из союзника превращается в неумолимого критика, безжалостно отражающего все появляющиеся на лице морщинки. Представим себе ситуацию: стареющая красавица обращается в косметологический центр. Ей назначают дорогостоящие процедуры, которые якобы предотвратят старение кожи и восстановят ее структуру. С трудом - красота, как известно, требует жертв - женщина наскребла требуемую сумму.

И вот все процедуры позади. Но, увы, каких-либо заметных изменений в лице красавицы не произошло. Своей тревогой по этому поводу она поделилась с врачом. И только тут узнала, что для достижения эффекта этот курс ей нужно пройти еще минимум три раза в течение года и затем один-два раза повторять ежегодно, в зависимости от состояния кожи. К таким тратам пациентка не была готова. Но главное, ее никто заранее о них не предупредил.

Внимание!

Услуги в платных клиниках (центрах и т. д.) подпадают под действие Закона РФ "О защите прав потребителей". А в соответствии с ним (ст. 12) за непредоставление информации об оказываемой помощи исполнитель несет ответственность: клиент вправе потребовать в этом случае расторжения договора и возврата уплаченной за работу суммы.

Квитанция - еще не договор

МЕЖДУ медицинским учреждением и пациентом, как правило, заключается договор. Но иногда клиники ограничиваются квитанцией об оплате услуг. Это существенное нарушение Правил предоставления платных медицинских услуг (п. 11), ущемление прав потребителей. В договоре должны содержаться пункты об условиях и сроках получения помощи, порядке расчетов, о правах, обязанностях и ответственности сторон. Если такого документа нет, у потребителя могут возникнуть сложности при отстаивании своих нарушенных прав. К примеру, трудно доказать, что исполнитель нарушил сроки выполнения какой-либо работы. Поэтому лучше настоять на заключении договора. Если же клиника в этом отказывает, можно обратиться с жалобой в орган, выдавший ей лицензию (кстати, ее наличие - непременное условие работы любого платного медицинского учреждения). В заявлении сошлитесь на нарушение клиникой Правил предоставления платных медицинских услуг.

При несоблюдении медицинским учреждением обязательств по срокам исполнения услуг потребитель вправе по своему выбору: назначить новый срок оказания услуги; потребовать уменьшения стоимости предоставленной услуги; потребовать исполнения услуги другим специалистом; расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков (п. 17 Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями).

И как крайняя мера - обратиться в суд. Приводим образец искового заявления.

В____________________________суд
Истец:________(ф.и.о. полностью),
проживающий по адресу____________
Ответчик:_________(полное название)
медицинского учреждения)

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

_____(дата) я обратился в_______(название учреждения полностью), находящееся по адресу____________________, для протезирования зубов. Об оказании названной услуги был заключен договор N___от_____(дата), согласно которому я заплатил за работу__________(сумма прописью) (договор и квитанция об оплате прилагаются). По договору протез должен был быть изготовлен к________(число). Поскольку моя работа связана с общением с людьми, а в результате удаления зубов я был лишен такой возможности, мне пришлось оформить отпуск без сохранения содержания с_____по_______(числа). К обозначенному сроку протез готов не был, отпуск я вынужден был продлить. Мои неоднократные напоминания изготовителю о нарушении им сроков исполнения заказа результатов не давали. Из-за длительного отсутствия с работы я был уволен (приказ об увольнении N___от______, копия прилагается). Другой работы, не требующей общения с клиентами, работодатель мне предложить не смог. Кроме того, в течение _______месяцев я был лишен общения со знакомыми и близкими, испытывал трудности при потреблении пищи. Работа изготовителем была завершена лишь_______(дата). Я обращался в клинику с требованием возместить мне ущерб, причиненный вследствие нарушения ими условий договора (экземпляр заявления с отметкой исполнителя о его получении прилагается). Однако мое заявление было оставлено без внимания.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 14, 15, 23 Закона РФ "О защите прав потребителей", а также Правилами предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 января 1996 г. N 27, прошу:

1. Расторгнуть договор с ответчиком и взыскать с него стоимость произведенной работы по договору N________.

2. Взыскать с ответчика неустойку за просрочку исполнения заявленных мной ранее требований в размере 1 процента от стоимости заказа за каждый день просрочки, что составляет сумму____________руб.

3. Взыскать с ответчика сумму не полученной мной по его вине заработной платы за _______месяцев, что составляет________руб.

4. Взыскать с ответчика________руб. за причиненный мне моральный вред.

5. Взыскать с ответчика________руб., уплаченных мной за помощь адвоката.

К настоящему заявлению прилагаются:

- договор об оказании медицинской услуги N___от_____;

- квитанция об уплате N____от______;

- справка о размере моей заработной платы;

- копия приказа об увольнении N_____от______;

- заявление с требованием о возмещении вреда, направленное мной ответчику, от___________(число).

_________________(дата)____________________(подпись)


Чтобы вернуть потраченные, как оказалось, напрасно деньги, пострадавшей даме нужно в первую очередь подать генеральному директору медицинского центра заявление следующего содержания.

Генеральному директору
медицинского центра _____________________________________
(полное название)
от ______________________________________________(ф. и. о.)

ЗАЯВЛЕНИЕ

______(дата) я обратилась в центр для оказания мне ____________ (название услуги). Консультировал меня и проводил лечение врач _________ (ф. и. о.). Ни в процессе консультирования, ни при заключении договора N _____ от _______ (число) я не была предупреждена о том, что назначенные процедуры дают результат только при их многократном повторении (три раза в течение первого года и по разу ежегодно). Тем самым были нарушены мои права, закрепленные в ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей", а также в Правилах предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 января 1996 г. N 27. За первичный курс процедур я заплатила _______ (сумма прописью) согласно упомянутому договору. Копия квитанции прилагается. В соответствии со ст. 12 Закона РФ "О защите прав потребителей" прошу вернуть мне названную сумму.

_________ (число) __________ (подпись)

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно