Примерное время чтения: 10 минут
169

И все-таки жизнь продолжается...

Вас не оставят в беде

СТАРОСТЬ - не радость. Так гласит народная мудрость. И все-таки, хотя народ ошибается редко, можно с этим утверждением поспорить. Примеров тому, что и в старости человек может жить полноценной жизнью, множество. Начнем с классического. Лев Николаевич Толстой, как известно, дожил до 82 лет. И на склоне жизни он еще катался на велосипеде и ездил верхом на лошади, а немногим раньше - ходил за плугом. Он, кстати, и утверждал, что в каждом возрасте есть свои прелести. Правда, незадолго до смерти великий писатель, как говорится, выкинул фортель: сбежал из дому. Но это, как выяснилось, было не проявлением старческого маразма, а всего лишь практическим выражением религиозно-философских взглядов графа.

Но Толстой - это Толстой. Между тем каждый из нас наверняка знает самых обыкновенных пожилых и очень пожилых людей, которые живут нормальной жизнью. Об этом, в частности, свидетельствует почта нашей газеты "АиФ. Долгожитель". Некоторые из авторов писем прямо заявляют, что живут они хорошо и даже счастливы.

И это прекрасно. Однако жизнь есть жизнь, и в ней каждого подстерегают многие опасности. Случилось несчастье: в результате какой-то ситуации человек потерял руку или ногу, зрение или слух, заработал инфаркт или инсульт. Впрочем, многое из перечисленного может быть просто следствием возраста и нелегкой жизни. Итак, пожилой человек превратился в инвалида. "И жизнь его, которая и прежде не текла молоком и медом, станет совсем уже дрянной" (И. Ильф, Е. Петров "Золотой теленок").

И все-таки не стоит отчаиваться и считать, что теперь-то жизнь наверняка кончена. Есть, слава богу, в нашей стране люди и целые организации, главной задачей которых является забота об инвалидах. Один из таких людей - Сергей Никифорович ПУЗИН. Он - доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ, генеральный директор Федерального научно-практического центра медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.

Прошу считать меня инвалидом

- СЕРГЕЙ Никифорович, как известно, статистика знает все. Знает она и то, что в нашей стране около 11 миллионов инвалидов. А вот известно ли, какую часть от этого числа составляют люди пенсионного возраста?

- Насчет статистики не могу сказать, но мы-то знаем точно: в этих 11 миллионах пенсионеров и людей предпенсионного возраста большинство, более 50 процентов. Могу еще добавить, что ежегодный прирост числа инвалидов по Российской Федерации составляет более миллиона человек.

- Эта ситуация не совсем понятна. Ведь пожилые люди, как правило, не работают на производстве, где можно получить травму, они реже попадают в экстремальные ситуации...

- Правильно, но дело не в этом. С возрастом обостряются или приходят болезни. Но самое главное - ситуация в нашем обществе. В обстановке социального неблагополучия многим пенсионерам просто выгодно получить группу инвалидности, потому что вместе с ней они получают определенные льготы. Скажем, инвалиды II группы имеют льготы на оплату жилья, телефона, электроэнергии, они бесплатно обеспечиваются лекарствами и так далее. Есть льготы и у инвалидов III группы, но несколько меньшие. Ну а о I группе я уже не говорю.

- Но ведь для того, чтобы получить группу инвалидности, нужны какие-то объективные медицинские показатели?

- Да, конечно. Но не секрет, что объективные показатели всегда, так сказать, имеют место. Ведь наше здоровье, надо это признать, оставляет желать лучшего. А здоровье стариков и подавно. Если обращаться к упомянутой вами статистике, то она свидетельствует, что средняя продолжительность жизни мужчины в нашей стране 57 лет, то есть он не доживает даже до пенсионного возраста. Причин такого положения существует множество: это и неправильное питание, и нездоровый образ жизни, и алкоголизм, и курение, и прочее и прочее... Когда существовал Советский Союз, за здоровьем граждан как-то еще следили, о нем беспокоились, в особенности если речь шла о работающих людях. И вообще народ жил лучше, здоровее. Это не тоска по прошлому, это медицинский факт. А сейчас... Впрочем, не стоит тратить время, ситуация общеизвестна.

- Итак, человек стал инвалидом. Он нуждается в лечении, в протезировании, в реабилитации, наконец. Он попал в ваш центр. Во что обойдутся ему ваши услуги?

- Слава богу, в нашем государстве пока все это ничего не стоит. Если человек, скажем, потерял руку или ногу, протез ему делается бесплатно. Другое дело, если он хочет иметь протез иностранного производства. Тогда нужно доплачивать.

- А наши протезы, какое у них качество?

- Нормальное качество. Они вполне функциональны. Хотя встречаются люди, которые протезы меняют по нескольку раз и все-таки остаются ими недовольны. Но я полагаю, что это - от чрезмерной требовательности и непонимания того, что никакой, даже самый совершенный протез не заменит живого органа.

Приходите к нам лечиться

ЦЕНТР медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов был создан в 2000 году в результате объединения двух институтов - ЦНИИ экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов и ЦНИИ протезирования и протезостроения. Такой шаг дал возможность врачам этих двух направлений работать вместе, что значительно облегчило жизнь пациентов: теперь они могут получать необходимую помощь в одном лечебном учреждении.

По просьбе руководителя центра для меня провели небольшую экскурсию по этому многоэтажному зданию. Думаю, читатель согласится со мной, если я скажу, что посещение лечебного учреждения, да еще такого, где находятся тяжелобольные люди, не очень большое удовольствие. Однако именно удовольствие я испытал: никаких больничных запахов, чистота в коридорах и палатах, милые, приветливые сестры на постах (а ведь день был самый обычный, комиссии сегодня не ждали).

Еще до этой экскурсии во время нашей беседы Сергей Никифорович неожиданно сказал:

- Ложитесь-ка вы к нам на недельку, мы вас посмотрим, подлечим...

- Да я, кажется, пока не инвалид...

Пузин вроде бы даже обиделся:

- При чем здесь инвалид? Наш центр по медицинской базе мало кому уступает. У нас все есть.

Экскурсия это убедительно подтвердила. Заместитель главного врача Павел Рыльников назвал мне несколько фамилий людей, которые проходят курс лечения в центре. Это чиновники высокого ранга, писатели, актеры. В частности, Георгий Жженов...

Собственно, удивляться здесь нечему: ведь инвалид - это не только тот человек, у которого нет руки или ноги. Заболевания сердца, сосудов, легких, онкология - все это часто делает человека инвалидом. А если уж центр занимается такими людьми вплотную, то понятно, что здесь должны быть для этого все условия. В чем мы и убедились.

Все зависит от нашей культуры

- А КАК, по-вашему, Сергей Никифорович, вообще выглядит ситуация с инвалидами в нашей стране? Я имею в виду сейчас не социальное их положение, а отношение к ним со стороны государства и населения.

- В этом смысле положение резко изменилось. Буквально в последние десять лет мы к этой проблеме гораздо чаще стали обращаться. Сейчас многое делается для того, чтобы создать инвалидам условия для нормальной жизни. Для того чтобы они могли свободно общаться, передвигаться, ездить в общественном транспорте... Что же касается отношения к инвалидам со стороны, так сказать, народных масс, то тут очень многое зависит от индивидуальной культуры человека, но в целом можно сказать, что отношение вполне приемлемое. Хотя... Вот в Москве принят закон о предоставлении рабочих мест инвалидам, но выполняется он плохо. Частные предприниматели относятся к этому формально: платят инвалидам какие-то копейки (чтобы с них, предпринимателей, сняли определенную часть налогов), но настоящей заинтересованности в создании рабочих мест для инвалидов не проявляют. Оно и понятно: это новые хлопоты, новые затраты. И если опять обращаться к советским временам, то тогда рабочих мест для инвалидов - и нормально оплачиваемых - было куда как больше.

Впрочем, здесь надо быть оптимистом. Сейчас четко обозначилась тенденция к улучшению отношения к инвалидам, к безоговорочному признанию их полноценными членами общества. Будем надеяться, что эта тенденция не умрет.

Жизнь - это движение

- СЕРГЕЙ Никифорович, при всей оснащенности вашего центра, при всей высокой квалификации его персонала лечение и реабилитацию здесь может пройти только очень небольшая часть инвалидов. В связи с этим не могли бы вы дать через нашу газету какие-то рекомендации тем, кто не сможет попасть в ваш центр?

- Для начала насчет "попасть". У нас есть возможность принять больше пациентов, чем мы имеем сейчас. Увы, не от нас это зависит. Центр находится практически на окраине Москвы, в спальном районе. Добраться сюда можно только на метро плюс автобус. Ну и на машине, конечно. Только откуда у пенсионера машина?

- Но ведь буквально напротив вас находится клиника Федорова. А туда со всей страны люди едут.

- Верно, едут. Но не нужно забывать о том, что эта клиника имеет совершенно точную направленность - глаза. А многим нашим пациентам, к примеру с травмами опорно-двигательного аппарата или с сердечно-сосудистыми заболеваниями, просто не под силу преодолеть расстояние от дома до нас... Не хочу жаловаться, но все-таки замечу, что, если бы наше учреждение находилось ближе к центру города, его пациентам было бы куда как легче.

- С этим можно согласиться. Однако все-таки - рекомендации...

- Давайте вот о чем договоримся. Инвалиды - и на этом я настаиваю - точно такие же люди, как мы с вами. Просто человеку в силу каких-то обстоятельств не повезло: травма, заболевания, связанные с возрастом... А в остальном - те же проблемы, те же радости. Отсюда главная и единственная моя рекомендация: только активный образ жизни. Человек ни в коем случае не должен замирать: как только он перестает двигаться, он умирает. Он всегда должен думать, что он нужен, он необходим - родным, друзьям, коллегам... А мы со своей стороны должны поддерживать в нем это убеждение.

- Ну а какие-то диеты, физические упражнения...

- Здесь рекомендации самые примитивные: не ешьте того, что вам вредно, не делайте физических упражнений, которые вам не под силу. Все остальное - пожалуйста, но опять-таки без переборов.

- То есть старая истина: все хорошо в меру.

- Вот именно. Единственное, чего нужно избегать, особенно в возрасте, - это курения и долговременного употребления алкоголя. Хотя алкоголь в малых дозах вовсе не повредит. И вообще инвалид в возрасте вполне может и даже должен жить привычной для него жизнью, разумеется, кроме тех случаев, когда инвалидность не позволяет ему этого делать. Но, повторюсь, главное - движение. Движение - это жизнь.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно