Примерное время чтения: 9 минут
4125

Ушел из авиации - стал нищим

О том, что происходит с пилотами и бортпроводниками гражданской авиации после того, как они налетают положенное им по закону количество лет, рассказывает член президиума профсоюзов летного состава России, член общественного совета Госдумы Вилли Петрович ВЕЧИРКО.

Возраст - помеха?

ЛЕТЧИК имеет право уйти на пенсию, пролетав 25 лет. На самом деле это правильно. Труд его воистину убийственный. На пилота действуют сильнейшие нервные перегрузки, давит моральная ответственность за безопасность полета, он по несколько раз в день перепрыгивает часовые пояса, выбивая себя из нормального ритма жизни, попадает под влияние повышенной радиации. Все это ведет к тому, что, по-хорошему отлетав положенный срок, сидеть бы ему на даче, на цветочки любоваться, лелеять свое пошатнувшееся здоровье... В советские времена каждого летчика в обязательном порядке за госсчет отправляли раз в год в санаторий. За пролет туда-обратно ему платило Министерство гражданской авиации, а его семье оно же оплачивало 50% стоимости дороги.

Конечно, небо манит, расставаться с ним - мучение. Если летчик мог по состоянию здоровья пройти очень строгую медицинскую комиссию, то задерживался у штурвала лет до пятидесяти, но уж на больший срок - вряд ли. А на смену ему шли дружными рядами молодые: множество летных училищ выбрасывали каждый год на рынок труда "бравых парней", охочих до небесной романтики и связанных с нею немалых привилегий. Плохо ли - зарплата от 350 до 1200 рублей (это когда у наземного работника - 120!), ранний выход на пенсию, да на какую: вполовину больше средней! От 180 до 250 рублей выходило, в зависимости от заслуг... Увы, миновали те времена.

Нынче летных училищ вместо прежнего десятка осталось четыре, выпускают они по 50 человек в год, а не как прежде - каждое минимум 250... Да выпускники двух последних лет еще и ждали два года возможности налетать практику - не было денег на керосин! Пока депутаты Госдумы по настоятельной просьбе летных профсоюзов не внесли в бюджет дополнительных денег, так на земле и сидели... Да что там: раньше конкурс в училище был больше 20 человек на место, теперь не по уму и знаниям выбирают, а по здоровью - чтобы хоть одного здоровенького найти, приходится около тысячи хворых перетрясти...

Ну, по чести сказать, и поманить-то в летчики особо нечем. Нынче в небе медом не намазано. Авиационные компании частные, что хотят, то и воротят. Скажут в Нью-Йорк и обратно за один день слетать, и лети, куда сказали! Правда, зарплата у летного состава в некоторых крупных авиакомпаниях достигает 35-40 тысяч рублей, но ведь в мелких-то - как у кондуктора автобуса в Москве! Командиру воздушного судна около 5 тысяч, и все. Никаких льгот и санаториев. Более того, когда выжатый как лимон летчик все же окажется на земле (будем откровенны, он гораздо ближе к инвалидности сразу по трем-четырем показателям, чем ему бы хотелось!), он получит... 1800 рублей пенсии!

Посчитали - прослезились...

В НАШЕ время народ строго делится на "более и менее равных". Вот, например, госчиновник пойдет в отставку и будет получать 75% от своей зарплаты. И его пенсия будет реально привязана к ТЕПЕРЕШНЕМУ уровню зарплаты чиновников соответствующего ранга. А наша с вами (да и летчицкая) трудовая копейка привязана к коэффициенту, да так хитро, что даже летчик-испытатель, жизнью рисковавший ежедневно, но вышедший на пенсию давно, когда зарплаты были совсем другие, больше 2,5 тысячи в месяц не увидит.

Профсоюзы летчиков два года бились, проталкивали новый закон по пенсионному обеспечению летного состава. С огромным, титаническим буквально трудом пробили, чтоб отныне компании-авиаперевозчики платили в Пенсионный фонд еще 14% сверх тех, что и так по общим правилам отчисляют. Цель благая - эти деньги аккумулировать, да и приплачивать бывшим своим работникам-авиаторам как добавку. Если б все авиакомпании так и поступили, верные 1600-1800 рублей отставному пилоту в довесочек к основной пенсии доставались бы. Увы, платят далеко не все. То есть эти лишние 14% в цену билетов они внести не забывают, а перечислять денежки пенсионерам - все как-то недосуг... Ну хорошо - платят не все, но хоть рублей 900 на брата, а все же набирается? Набирается. Да не так-то просто наше государство! Оно взяло да и пересчитало основную пенсию летчикам в соответствии с федеральным законом от 1999 года по такой схеме, что для тех, кто вышел на пенсию до 1993-го, она стала еще вдвое меньше. Тогда - простая арифметика: минус половина пенсии, плюс половина пенсии, получай, пилот, полноценную добавку - аж ТРИ РУБЛЯ!!!

Опять кинулись в бой профсоюзы: два года ушло на то, чтобы принять новый пенсионный закон, уравнивающий в правах недавно и давно вышедших на пенсию. А насчет 14% доплаты - вот если бы заставить платить всех авиаперевозчиков, то дополнительные выплаты стали бы более-менее реальными. Увы, механизма принудить их раскошелиться практически не существует. Судите сами: по положению Федеральных авиационных правил можно приостановить не исполняющей условий авиакомпании сертификат на летную деятельность. Для этого требуется справка из Пенсионного фонда о том, какая компания платит, а какая - нет. Но Пенсионный фонд упорно выдает такие справки не по компаниям, а по РЕГИОНАМ. Что прикажете, с региона денег требовать, что ли? Кое-каких подвижек разово добились, когда генеральный прокурор В. В. Устинов, председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике В. А. Петренко, депутаты Госдумы В. Р. Пашуто, А. К. Исаев, А. В. Селиванов, А. Н. Чилингаров (спасибо им) лично подключились. На три месяца выравняли положение. Но началась очередная аппаратная пертурбация, от проблем летчиков на минуточку отвлеклись, и вопросы дополнительных выплат немедленно снова "ушли в штопор". Что ж теперь - генпрокурору и депутатам Федерального собрания так и стоять в угрожающей позе над неплательщиками, у них что, других дел нет? А между тем в не слишком богатой Украине и вовсе бедной Белоруссии пенсия летному составу стабильная - 140-150 долларов...

Перевозчик в законе

КОМПАНИЯ-авиаперевозчик прежде всего блюдет свой интерес. А интересно ей, чтобы стюардессы были молоденькие и хорошенькие, а летчики не цеплялись за штурвал до самой смерти. Но стюардесса "на землю" все же уходит без особых скандалов - налетала положенные 10 лет, выросла по габаритам из казенного 46-го размера формы, заработала право на пенсию с сорока пяти - и вперед, на поиск нового светлого будущего. Если начала работать в 20, ушла в 32-35, так еще пол- жизни впереди, чтобы новую стезю выбрать... Конечно, тоже им трудно. Неофициальная статистика говорит, что около 70% из них так никакой приличной земной работы и не находит. Но хоть здоровье не настолько сломано, как у летчиков. Кстати, стюардесс никто в расчет при выплате тех самых дополнительных денежек, о которых выше говорилось, вовсе не принимает: не положено.

А вот пилот твердо знает: ушел из авиации - стал нищим. Ведь не в том дело, что работать никем другим не хочет. Не может! В Москве, правда, еще кое-как пристроится, скажем, вахтером куда-нибудь, с его-то здоровьем ни на что большее претендовать нельзя, а вот на периферии работы вовсе никакой нет. Так что, чтоб его из-за штурвала выпихнуть, работодатель на всякие ухищрения пускается. Например, вдруг объявляют по авиакомпании, что всем, кто достиг пенсионного возраста и ушел по своей воле за 3 выделенных на это решение месяца, станут доплачивать тысячу рублей к пенсии. Сразу встает два вопроса: во-первых, проводил ли кто исследование, сколько надо предлагать, чтоб ушли? Может, на восемьсот согласятся, а может, и трех тысяч мало? И во-вторых: скажите, чем хуже те, кто ушел раньше и по состоянию здоровья, чем те, кто сегодня и за лишнюю тысячу? Почему одним пенсионерам доплата, а другим, больше их налетавшим и не менее больным, - фигушки? Несправедливо...

В "Шереметьево" я столкнулась с группой летчиков-пенсионеров, приехавших на профсоюзную конференцию, все такие грустные. И все в старых форменных кителях - погончики только отпороли да пуговицы пластмассовые взамен металлических пришили, вот и выходной костюм. Новый-то купить пенсия не позволяет... Старые, больные, потерявшие все сбережения, брошенные... Ждут справедливости.

Государство, увы, выпустило из рук все свои права в отношении регулирования действий гражданской авиации. Авиаперевозчик - царь и бог и выдумывает собственные правила, так что никто ему не указ. В руках у госорганов - только проверка документов, дали их тебе, вот и смотри - соответствуют или нет. А реально надавить, заставить что-то в социальной сфере сделать - просто нечем. Никаких экономических рычагов в этом смысле государство за собой не оставило.


Вы садитесь в мягкое кресло, начинают гудеть моторы, миленькие бортпроводницы демонстрируют, как правильно пользоваться средствами спасения, внушающий доверие баритон из динамиков сообщает, что вас приветствует командир корабля, полет пройдет на такой-то высоте... Вы достаете газету, углубляетесь в чтение и не смотрите на бортпроводниц, трясущих у вас перед носом кислородными масками... А очень зря, между прочим! Знаете ли вы, например, что в России больше 230 авиакомпаний, крупных - мало, а большинству мелких не хватает средств обновлять стареющую авиатехнику, что пилот зачастую вместо положенного ему по закону восьмичасового рабочего дня проводит за штурвалом заметно больше, что в критической ситуации он должен принять верное решение и развернуть в нужную сторону свою, мягко скажем, не новую машину с тремястами пятьюдесятью пассажирами на борту за 5 секунд? Если вы все это знаете, то вам не покажется странным утверждение одного современного писателя: "Боюсь я в России на поездах ездить. На них самолеты часто падают..."

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно