Примерное время чтения: 7 минут
180

"Тяжкий крест" Анны Ефремовой

Анна Яковлевна ЕФРЕМОВА - человек удивительной судьбы. В феврале 2004 года семья отметит ее 85-летие. Несмотря на почтенный возраст, дряхлой старушкой ее не назовешь. Какое там! Поет, играет на гитаре, вышивает, пишет книги, стихи сочиняет - и во всем самоучка. Про таких говорят "самородок".

Предсказание

НАПРАСНО думать, будто в конце тридцатых годов люди были беззаветно привержены коммунистической идеологии. Партийной Анна не была, из комсомола выбыла за неуплату членских взносов. Не туманное светлое будущее всего советского народа волновало девушку, интересовало ее другое: что суждено в жизни лично ей? Присоветовали подруги навестить бердского ворожея. Только на порог ступила, тот спросил: "Как звать?" - "Анна". Он оглядел ее с ног до головы, затем долго листал какую-то толстенную книгу, сидя перед зеркалом, с зажженной свечой. А про жизнь будущую рассказывал, глядя в стакан с водой и золотым кольцом в нем: "Вот, Анна, какая твоя планида - два отца у тебя, две матери, а жить негде. Кому некого обидеть - тебя обидят, кого некого наказать - тебя накажут..." Предскажет ворожей и не одно замужество, скажет, кто родится у нее, и сколько горя да страданий вынести придется, и в каких местах побывать, и даже то, что век у Анны будет долгий - девяносто два года суждено ей нести свой крест. Старый пророк не ошибся ни в одном своем предсказании.

Сорванный урок

УЧЕНИЦЕ школы шоферов города Бердска Новосибирской области восемнадцатилетней Ане Хажаевой учительница не нашла что возразить, когда девушка вызвалась на уроке русского языка просклонять имя существительное: "Я просклоняю фамилию Сталин. Кто? - Сталин. Нет кого? - Сталина. Дам кому? - Сталину. Винить кого? - Сталина..." Ее бойкий ответ прервал взрыв хохота. Учительница густо покраснела и выбежала из класса. Инцидент добром не закончился. "Строгача" с занесением в личное дело получили учитель и директор вечерней школы, завуча уволили. Воспитанницу по окончании школы шоферов не стали задерживать в Бердске, распределили "крутить баранку" в Казахстан.

Шито-крыто

НА СТЕНЕ в маленькой однокомнатной квартирке по улице Моисеева, где сейчас живут супруги Ефремовы, висит красочный ковер - гордость Анны Яковлевны. Когда-то сама вышивала и фон, и цветы на брезентовой, прочной основе. Достать нитки для художественной глади было большой проблемой. Поэтому в ход шли распущенные трикотажные вещи, не всегда самые ветхие, а те, что удачно подходили по цветовой гамме. Зеленые листочки и трава из полушерстяных ниток попали в узор из рейтуз соседки, лепестки роз - бывшая кофточка дочери... Такого же происхождения и те нитки, из которых Анна вышивала портрет Ленина, который отправила затем в Москву к 100-летию со дня рождения вождя. В качестве благодарности за него она получила из Первопрестольной грамоту.

Финансы поют романсы

В ВОРОНЕЖСКОЙ области, по статистике, люди пожилого возраста составляют более 30% от общей численности населения. До почтенного возраста - 80 и более лет - доживают единицы. Социологи и политики видят причину небольшой средней продолжительности жизни воронежцев, а это 66,6 лет, в том, что старики живут за чертой бедности, денег у них катастрофически не хватает ни на еду, ни на лекарства. Дед да бабка Ефремовы на недостаток финансов не жалуются: "Когда старики сетуют, что денег не хватает, - говорит Анна Яковлевна, - я думаю, что это не им, а их детям и внукам все мало, а может, кто и пьет. Тут уж тысячей не обойдешься. Спасибо Путину, прибавил пенсию, мы и мясо, и молочное покупаем, и фрукты в доме всегда есть. Еще и внуку когда деньжат подброшу". Думаю, хорохорится бабушка Аня. Старческие недуги коварные - куда от них денешься? Вот деда ревматизм крутит, у самой катаракта глаз, ноги судорогой сводит... Год назад весила под 170 кг, а теперь на девяносто меньше. Шутит, говорит, на диету села, а то дед разлюбит... Лежать и охать или замыкаться на собственных хворобах старики Ефремовы себе не позволяют.

Анна Яковлевна, опираясь на тросточку, подходит к шкафу и снимает с гвоздя гитару: узловатые от артрита пальцы уверенно трогают струны, она начинает напевать о том, что бередит душу, радует и огорчает.

Наследство

"АННА Яковлевна, вы нигде никаким искусствам профессионально не обучались, однако на фотографиях то поете, то танцуете в костюмах, с кавалерами. Откуда в вас этот дар?" - спрашиваю хозяйку.

Оказывается, отец ее, Яков, виртуозно играл на струнных инструментах. С четырех годков не выпускал из рук балалайку, а в семь сам смастерил инструмент. Потом были гитара, скрипка, мандолина. Он не только пел, плясал, рисовал хорошо, но и с людьми ладил замечательно, умел найти подход. Его, с четырьмя-то классами образования, ценили руководители области: какое-то время он был управляющим сибирскими золотыми приисками, потом возглавлял группу по перевозке экспортных товаров в Монголию. За хорошую работу его наградили подарком - национальной верхней одеждой: на белый каракуль нашита малиновая парча, края шубы оторочены куницей, а шапка из беличьих хвостиков. Отец гордился подарком, с удовольствием носил.

"Вот и я на балалайке с 8 лет играю, на гитаре с 12. На уроках в школе отвечала стихами. На заводе, на фабрике во время концертов самодеятельности пела так, что зал стоя аплодировал, как Алле Пугачевой". Анна Яковлевна написала более 20 песен, грустных и веселых. Такой она человек, что на любые важные события в мире отвечает "душевным порывом". Когда в космос слетала Валентина Терешкова, Ефремова сочинила частушки: "Что случилось вдруг со мной, потеряла я покой. В космос хочется слетать, на планетах побывать. Терешкова отдохнет, а я сделаю полет на Венеру, на Луну, на Юпитер заверну. На ракете полечу, свои вещи захвачу: и перину, и кровать, чтоб удобней было спать. А настенные часы я возьму лишь для красы. Телевизор уложу - луночарам покажу. Паровой утюг с трубой захвачу туда с собой, и корыто надо взять, чтоб бельишко постирать. Керогаз бы не забыть - на Луне обед сварить. С керосином взять бидон - пригодится тоже он. Чтоб пожара не было, не сгорело бы добро, я пожарника Кузьму на Луну с собой возьму. Чашки, ложки, самовар упакую в чемодан. Будем с Кузей пить чаек и плевать на потолок. Но разладились дела - груз ракета не взяла. Я не стану горевать. Буду с вами доживать!"

Книга

ДВА года шла кропотливая работа над "романом в стихах", и два года Анна Яковлевна копила деньги. Собрала около 17 тысяч и обратилась в Центрально-Черноземное книжное издательство с просьбой напечатать ее книгу. В прошлом году, к радости автора ("Дожила", - говорит она, перелистывая свой почти двухсотстраничный труд), книга "Тяжкий крест" вышла тиражом 1000 экземпляров. "Когда я решила издать книгу, очень надеялась, что в нынешних условиях, когда так много жалоб на неустроенность, когда уныние возводят в ранг добродетели, когда взаимные упреки и претензии разрывают души родных по крови людей, мой "роман в стихах" прозвучит современно. Ведь я пишу о том, как важно не покоряться обстоятельствам, а находить в себе мужество побеждать их".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно