Примерное время чтения: 6 минут
116

Эти странные русские

Автор бестселлера "Поле брани" Владимир Жельвис, доктор филологических наук, отец двух взрослых дочерей и очаровательных внуков, которому, по его же признанию, "семейная жизнь не помешала написать две диссертации". В 10 лет он пережил блокаду Ленинграда, а сейчас, в 72, каждое утро бегает 8 км.

Национализм и самовосприятие

- Владимир Ильич, в своей книге "Эти странные русские" вы часто сравниваете русских и американцев. И все мы какие-то непутевые получаемся, да и живем хуже. Почему?

- Когда американец видит богатого человека, он думает: "Какой умный - столько денег заработал". А русский в этом случае говорит: "Гад, где он столько хапнул?!" У нас исторически очень сильны имперские, захватнические амбиции.

- А американцев в Ирак толкают не имперские амбиции?

- Скорее экономические интересы - прежде всего нефть. И потом, они действительно боятся гнезда терроризма.

- Почему же тогда России нельзя разобраться со своими террористами в Чечне?

- Это особый разговор. Мы же завоевываем Чечню еще с пушкинских времен, причем очень жестоко. Чеченские матери до сих пор пугают детей генералом Ермоловым. Но тогда мы действовали тоньше, чем сейчас. Того же Шамиля отправили в почетную ссылку, после которой он, кстати, сказал: "Я не знал, что Россия такая большая". Сохранили звания чеченским князьям, не угнетали ислам. Царское правительство действовало кроваво, но мудро. Хотя чеченцы и тогда не подчинились.

Сталин совершил страшное преступление, сделав Чечню не самостоятельной, а только автономной. Если бы не это, после Беловежского соглашения у России вообще проблемы Чечни не существовало бы. Нельзя забывать и про то, что во время репрессий все население Чечни, включая детей, было сослано. Большинство из них умерло, а вернувшиеся сразу стали выживать приезжих, которыми Сталин за это время успел населить Чечню. Вражда никогда не утихала. Это только Грачев мог заявить, что одним батальоном возьмет Грозный.

Так же неосмотрительно мы, русские, вели себя и в других республиках СССР. Как в анекдоте. Муж привез русскую жену к себе на родину, в Молдавию, где она ему заявила: "Брось болтать на своем собачьем языке!" Если бы я приехал в чужую страну, то уже утром стоял бы у дверей книжного магазина, чтобы купить словарь.

- А какие у вас корни, Владимир Ильич?

- Дед мой пришел в Россию из Литвы, был ходатаем - кем-то вроде адвоката без образования. Бабушка была из Белоруссии, работала в Мариинке костюмершей.

От любви до мата один шаг

- Владимир Ильич, хочу спросить про ваше знаменитое "Поле брани". Не страшно было браться за такую скользкую тему? Могли бы на всю жизнь ярлык повесить.

- Так и было. До сих пор вешают. Но это и интересно. Хотя я не люблю, когда меня ругают. Вот такой я странный. Мне нравится, когда меня любят.

- Сейчас вы, наверное, уже не занимаетесь этой темой?

- Ну почему же. Вот сейчас начинаю изучать генеральский мат. Это одна из разновидностей отношений между начальником и подчиненным. Вышестоящий чин может обругать нижестоящего как минимум тремя способами: распекающе, по-отечески и дружески.

- Что такое мат в вашем понимании?

- Мат - это нарушение табу. Нормальный человек ругается, чтобы перешагнуть какие-то моральные устои. Это только пьяницы в пивных матом, что называется, не ругаются, а на нем разговаривают. До тех пор, пока люди ненавидят друг друга, мат будет существовать. Но если выбирать между матом или кирпичом по голове, то, естественно, лучше первое.

- Почему русские так много ругаются?

- Мы ругаемся не больше, чем другие нации. Другое дело, что в нашем языке много сексуальных ругательств, которые опошляют один из величайших и красивейших актов человеческой жизни. В книге Вересаева жена говорит мужу: "Меня за грудь хватал, а сейчас за обед садишься". Для русского человека секс - это грязь. Все его смешки - от смущения и плохого воспитания. Он матерится, оттого что смущен, и смущен, оттого что матерится. Это взаимосвязанные вещи. Вообще, русские - экстремисты, нация крайностей.

- А сами вы ругаетесь?

- Вот недавно встал ночью и нечаянно задел банку с краской, которая все залила. Ну, тут надо было что-то сказать. Но покрыть матом человека для меня недопустимо.

Из книги "Эти странные русские"

  • "Россия - необычная страна. Такая необычная, что и половины этой необычности хватило бы с лихвой".

  • "Самая характерная черта русских - это их чувство локтя. Русский, энергично работая локтями, пробьется в салон, в котором людей - как опилок в круглом животике Винни-Пуха. А когда он там окажется, он тут же полностью отключится от окружающих, которые, кажется, собрались выдавить из него душу, удобно устроится на чьих-то мозолях и даже будет в состоянии вытащить из кармана газету и примется ее с удовольствием читать".

  • "Поскребите" русского, и вы скоро обнаружите в нем романтика".

  • "Русская интеллигенция - это такая часть нации, какой ни у одной другой нации нет. Считаться интеллигентом очень лестно, хотя нередко кто-нибудь, желая уязвить собеседника, к слову "интеллигент" добавляет эпитет "вшивый".

  • "Русские достаточно суеверны. Они соорудили небольшой памятник зайцу, который зимой 1825 года перебежал дорогу Пушкину".

  • "Если в России есть хоть одна система, которая работает как часы, то это блат".

  • "Русская загадка: у кого коричневая спинка, белое брюшко, а лапки все в навозе? Ответ: у владельца садового участка".

  • "Свобода - это воля, ограниченная законом, - ненавистная мысль для русского вольнодумца".

  • "При встрече русские мужчины, если они хорошие друзья и давно друг друга не видели, могут расцеловаться в обе щеки. Три поцелуя возможны, если это священники или один из них - Брежнев".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно