Примерное время чтения: 11 минут
66

Анвар Шамузафаров, председатель Госстроя России: Как прожить зимой холодной

Среди писем, поступивших в редакцию "Долгожителя" в сентябре и октябре, немалая часть посвящена началу отопительного сезона. Это и понятно - осень на дворе. Причем не некрасовская "славная". К нынешней погоде скорее подошло бы определение Аркадия Райкина - "мерзопакостнейшая"... Синоптики говорят, что погода на 2-3 градуса холоднее, чем положено ей быть в эту пору. Где-то льют беспросветные дожди, в другом месте уже и пурга разгулялась, а еще где-то мороз под двадцать... Вот и спрашивают наши читатели: что будет, не замерзнем ли, какие меры принимать, если уже сейчас в квартире холодно, а впереди никак не меньше полугода не самой теплой погоды? Прежде всего давайте, дорогие друзья, не будем паниковать: выбрасывать лозунги типа "Спасайся, кто может!" и прикидывать, какую мебель в первую очередь придется рубить на дрова. Давайте подумаем над тем, как жить дальше. Хотя, вообще-то говоря, думать об этом во многих случаях надо было раньше.

Хотелось бы не замерзнуть

- Анвар Шамухамедович, мы не предлагаем вам подробно знакомиться с письмами читателей "АиФ. Долгожителя", не будем даже излагать их содержание, а просто попросим вас ответить на вопросы, которые чаще всего встречаются в этих письмах. И первый вопрос - он же самый главный - звучит так: не замерзнем мы в этом году?

- Для всех нас было бы лучше, если бы на этот вопрос я мог ответить коротко и однозначно: нет. К сожалению, я вынужден выбрать другой вариант ответа: не хотелось бы...

- Вариант не самый оптимистичный. Что побуждает вас избрать именно его?

- Жизнь. Конкретно - обстановка, которая сложилась в стране. Она сложнее, чем была в прошлом году, а тогда, вы помните, жителям некоторых районов пришлось очень нелегко. Но в прошлом году у нас было шесть критических регионов, а к осени нынешнего года их 15. Правда, и я с удовольствием говорю об этом, некоторые из них к началу октября доложили о том, что ситуацию не только выровняли, но и улучшили. Это Карелия, Вологодская и Кировская области. Тем не менее проблемных точек осталось еще более десятка. Это много.

- Итак, 12 регионов. А как в целом выглядит обстановка по стране? Означают ли ваши слова, что в остальных районах России все проблемы с началом отопительного сезона решены на 100 процентов?

- К сожалению, нет. Тут нам придется обратиться к статистике. Отопительный период 2002-2003 годов полностью начался в 9 субъектах Российской Федерации: Республике Саха (Якутия), Магаданской области, Ненецком, Ханты-Мансийском, Таймырском (Долгано-Ненецком), Эвенкийском, Чукотском, Ямало-Ненецком, Корякском автономных округах. Это - полностью. Частично - в 37 субъектах Российской Федерации, в основном Дальневосточного, Сибирского и Северо-Западного федеральных округов. В целом по России на 1 октября готовность жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры к нынешнему отопительному сезону выглядит так: жилищный фонд - 74 процента, котельные - 73,2 процента, тепловые сети - 76,4 процента, водопроводные сети - 75,1. Замена ветхих тепловых сетей - 59,7 процента, водопроводных - 57,3. Как видите, работа предстоит еще большая.

Как всегда, не хватает денег

- Что, на ваш взгляд, сегодня является главной помехой для выхода из сложившейся ситуации?

- Что бы мы ни говорили о готовности предприятий и отопительных систем к зиме, о запасах топлива и прочем, самым главным остается отсутствие финансовых ресурсов. Нечем расплачиваться за уже завезенный уголь и закупленный мазут, задолженность здесь у нас колоссальная. Я не буду называть какие-то абсолютные цифры, потому что некоторые положительные сдвиги здесь все-таки намечаются. Но другие цифры, хотя это и может показаться скучным, я все-таки назову, иначе не совсем понятно будет, о чем идет речь. Вот посмотрите. За прошлый год из 360 млрд. рублей стоимости услуг, оказанных населению, не было оплачено 60 млрд., то есть шестая часть. Сейчас эта ситуация усугубилась. Только за прошедшие девять месяцев недофинансирование составляет 58 млрд. рублей, и это, естественно, в очень большой степени сказывается на подготовке жилищно-коммунального хозяйства к зиме. Конечно, мы предпринимаем максимум усилий для того, чтобы эту брешь в недофинансировании именно в рамках подготовки к зиме закрыть. Например, есть у нас 20 млрд. рублей, выделенных из федерального бюджета. Есть и кое-какие другие возможности. Но в целом, повторяю, ситуация сложная. И здесь я еще об одном хочу сказать: о платежах населения за коммунальные услуги, в том числе за тепло. Вопрос это больной, но вместе с тем и очень важный. К сожалению, в рамки темы, на которую мы разговариваем, он просто не умещается. Это - предмет особого разговора, и к такому разговору я готов.

- Спасибо, Анвар Шамухамедович. Мы с удовольствием вернемся в свое время к этой теме. Ну а пока проблема, по-видимому, выглядит так: будут деньги, будет и тепло. Все упирается в финансы.

Деньги деньгами, но и руководителям надо пошевеливаться

- Представьте себе, это не совсем так. Ситуацию в подготовке жилищно-коммунального хозяйства к зиме усугубляет недостаточное внимание руководителей предприятий к проведению капитального ремонта изношенного оборудования сетевого хозяйства, к восстановлению разукомлектованной автоматики безопасности в отопительных котельных и укомплектованию штатов аттестованным и квалифицированным персоналом. Кроме того, выполнение планов заготовки топлива сдерживает постоянное повышение цен на него. В течение года только на топочный мазут цены повышались в два раза. В связи с неудовлетворительной подготовкой котельных на местах задерживается выдача паспортов готовности энергетического объекта. Тут я вынужден опять прибегнуть к цифрам, чтобы стали понятны масштабы этого, прямо скажу, бедствия. Органы Гостехнадзора России выявили 128492 нарушения норм и правил безопасности, привлечено к ответственности 4250 должностных лиц и работников, допустивших эти нарушения, отстранено от работы 918 руководителей, специалистов и рабочих.

- Судя по вашим словам, одной из причин сбоев в подготовке к зиме является пресловутый человеческий фактор.

- Можете не сомневаться. И вот еще одно подтверждение этого тезиса. Возьмем Ульяновскую область. Она числится у нас в проблемных. Конечно, это не самый юг, но и не Крайний Север. В чем же тогда дело? А в том, что мы получили тяжелое наследие от бывшего губернатора области Горячева. И сегодня преодолеть кризис, который сложился в жилищно-коммунальной сфере, очень непросто. Здесь нужны большая организаторская работа, большие деньги и главное - большое желание выправить положение. А это, как вы понимаете, зависит прежде всего от людей, от руководителей. Вот вам и человеческий фактор.

- Анвар Шамухамедович, вы в начале беседы сказали, что сейчас в стране существует 12 проблемных регионов. В их числе находятся Сахалин, Камчатка, Чукотка и некоторые другие. Это в основном районы Крайнего Севера и Дальнего Востока. Во многом такая ситуация, понятно, объясняется их географическим положением и, соответственно, климатическими условиями. Но вот в почте "АиФ. Долгожителя" вдруг появились письма с Северного Кавказа, из Краснодарского края. И вопросы их авторы задают примерно те же, что и жители отдаленных районов. В чем здесь дело?

- Конечно, это может показаться странным, хотя на самом деле ничего странного здесь нет. Вспомните-ка минувшее лето: наводнения, ураганы, сели и прочие природные катаклизмы. Урон населению причинен огромный. Многие, что самое страшное, лишились жилья, иные - элементарных бытовых удобств, в том числе отопления. Пострадала примерно 41 тысяча семей. Мы уверены, что все их проблемы будут решены до января следующего года. Но... Если в Ставропольском крае, Адыгее, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии (Алании), Ингушетии списки пострадавших были составлены своевременно и, следовательно, они своевременно получили помощь, то в некоторых регионах опоздали со списками (опять человеческий фактор). Это относится к Краснодарскому краю, к Дагестану, частично к Чеченской Республике. И потому из 41 тысячи семей 2- 2,5 тысячи будут испытывать трудности. По этим вопросам решение принято, но денег пока нет. Однако люди без тепла не останутся: если для них не будут куплены или построены дома, то их поселят в пунктах временного проживания, где они смогут провести начало зимы в тепле. Буквально на днях мы получили списки семей, пострадавших от смерча: из Новороссийска, Анапы, Абрау-Дюрсо. Сейчас идет работа по выделению средств для них, и я надеюсь, что положительное решение по этому вопросу будет принято в ближайшее время.

К нынешней зиме мы подготовлены хуже, чем к прошлой

- Анвар Шамухамедович, скажите в заключение нашего разговора, как вы все-таки оцениваете состояние отопительного сезона на настоящий момент?

- Конечно, я скажу, вернее, повторюсь: готовность к зиме по сравнению с данными прошлого года хуже. По разным регионам - на 15-20 процентов. И это нужно честно признать...

- Что же дальше?

- А что дальше? Работать надо. Федеральный бюджет выделяет деньги, и мы продолжаем добиваться, чтобы все федеральные обязательства были выполнены. Но надо, чтобы и субъекты Федерации неукоснительно выполняли свои обязательства. Тогда, я уверен, проблемы наши будут решены...

Подготовка к отопительному сезону в регионах

В Вологодской области все вопросы по топливу на уровне большой и малой энергетики решены, 1460 котельных (из них 962 муниципальных) готовы к отопительному сезону и запущены в работу.

Кировская область выплатила РАО ЕЭС часть долга в размере 400 млн. рублей. В область завезено 140 тыс. тонн угля (106%), заготовлено 100% дров и торфа. К зиме готовы на 92% - жилищный фонд, на 90% - котельные, на 95% - теплосети и на 90% - водопроводы.

В Хабаровском крае на 5 северных территориях отопительный сезон уже начался, они полностью обеспечены топливом. На 11 центральных территориях отопление получают социальные учреждения (больницы, школы, детские сады и т. д.). Котельные и теплосети находятся в 100%-ной готовности, все ремонтные работы выполняются по графику. В целом ЖКХ обеспечено углем на 66%, дизельным топливом - на 32% и мазутом - на 25%. Этого топлива хватит для начала отопительного сезона.

В северных районах Республики Карелия отопительный сезон начался 16 сентября. Котельные готовы к зиме на 87%, теплосети - на 82%. Продолжаются плановые ремонтные работы на объектах ЖКХ. Республика обеспечена дизельным топливом на 100%, каменным углем - на 28%, а мазутом - всего на 5%.

В Магаданскую область помощь из федерального бюджета пришла в соответствии с графиком. В результате к зиме на 100% готова теплосеть, работают все котельные. ЖКХ обеспечено углем, дизельным топливом и дровами на ближайшие 3-4 месяца. В дефиците мазут, но 20 тыс. тонн уже на пути в регион, и за них внесено 50% предоплаты.

В Чукотском автономном округе северный завоз полностью окончен еще в конце августа. В регионе заготовлено 60 тыс. тонн дизельного топлива и 260 тыс. тонн твердого топлива (из них 121 тыс. тонн пойдет на обеспечение ЖКХ). Готовность котельных - 99%, дизельных электростанций - 96%, теплосетей - 94%, водопроводов - 100%.

Определенные проблемы испытывает Корякский автономный округ. Отопительный сезон начат при готовности котельных на 79%, теплосетей - на 78%, дизельных электростанций - на 76%, водозаборов - на 100%. Местного угля заготовлено 87%, закуплено - 74%. ЖКХ обеспечено дизельным топливом на 45%. На подготовку к зиме во Владивостоке выделено 96 млн. рублей из федерального бюджета. В регионе - традиционно напряженные отношения с "большими" энергетиками, а долг за поставленные энергоносители составляет 532 млн. рублей.

Крайне напряженной остается ситуация на Камчатке. Даже несмотря на то, что федеральная помощь в размере 60 млн. рублей в полном объеме направлена на оплату работ по подготовке к зиме и ожидается финансовое вливание в размере 34 млн., дефицит средств на нормальную подготовку коммунального хозяйства к зиме составляет 900 млн. рублей. Объекты к зиме технически готовы, однако начать отопительный сезон не представляется возможным - платить Камчатэнерго за энергию и тепло нечем. Угля в регионе достаточно - 90 тыс. тонн, есть также дрова и дизельное топливо. А вот мазута практически нет. У коммунальных котельных в запасе всего 1,5 тыс. тонн мазута, все заимствованы из государственного резерва. Камчатке требуется экстренная финансовая помощь и дальнейшие заимствования топлива из государственного резерва.

Проблемы с мазутом в той или иной степени испытывают все регионы страны. Цены высоки, а дефицит мазута на внутреннем рынке на период с августа по октябрь составил 3,5 млн. тонн.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно