aif.ru counter
163

Рождение в жизнь вечную

АиФ Долгожитель № 5 05/09/2002

Нельстивый палач

ДВА наиболее важных, необъяснимо трепетных, рассудку человеческому неподвластных события - рождение и смерть - таинственно сопровождают нас всю жизнь. Смерть, как незримая, но всеми ощущаемая тень, присутствует в жизни каждого земного создания, являясь ее неизбежным и строго обязательным завершением. В безграничном океане вечности смерть - "последний наш враг", "нельстивый палач" и "нелицеприятный вымогатель нашего рода", по слову святителя Иоанна Златоуста, - ставит каждого из нас перед извечным вопросом бытия Божия и нашего предназначения в планах Отчего домостроительства.

Для большинства из нас, людей маловерующих, удаленных от христианских истин, смерть страшна - ибо это прекращение биологического существования, уход в небытие, разрыв с прекрасным окружающим миром, близкими и дорогими сердцу людьми...

Православная церковь исповедует смерть не как переход в другое измерение, а как третье рождение. Первое рождение - физическое, плотское, из чрева материнского, второе - в Таинстве святого Крещения и третье - смерть - рождение в жизнь вечную. Поэтому смерть не стоит воспринимать как что-то ужасное, непоправимое. Она - залог будущей радости, ибо предполагает встречу с Господом.

В православии все богослужение христоцентрично и прямо и косвенно связано со Светлым Воскресением Иисуса Христа, Господа нашего. Любой христианин исповедует и смерть Его, и Воскресение. Вся наша христианско-православная жизнь происходит в исповедании этих двух величайших Таинств.

Каждый православный христианин незримо связан мистической пуповиной с храмом. От крещения до светло-печального отхода в "путь всея земли" он обязан по долгу и совести своей строго обязательно посещать праздничные и особо чтимые богослужения. Разумеется, периодичность посещения храма обуславливается на индивидуальной основе с учетом занятости и ряда иных от нас не зависящих обстоятельств.

Вне храма Божьего, в удалении и забвении веры православной мы легко и незаметно для себя погружаемся в тьму греховную. А "смерть грешников", по слову псалмопевца Давида, "люта". Достаточно вспомнить Гитлера, Муссолини. А вот как передает агонию и ужас последних минут своего отца, жестокого гонителя Церкви Христовой Сталина, его дочь: "Отец умирал страшно и трудно".

О важности отпевания

ЦЕРКОВЬ, подобно заботливой матери, вне зависимости от отношения к ней не оставляет и после смерти своих дочерей и сыновей. Отпевание - свидетельство неразрывной духовной связи Святой Церкви с умершим. Поскольку смерть - это расставание души с телом, то отпевание, как говорил иеромонах Самсон, необходимо для того, чтобы подготовить эту разлуку. Тело подготовить к погребению, а душу - к отшествию к Богу. Церковь считает, что это обряд печально-торжествующий. Печальный, потому что мы расстаемся с человеком. А торжествующий, потому что душа человека направляется к Господу. Душа разлучается с темницей, которая припятствует встрече с Творцом, - так учили думать о смерти апостолы.

Православная вера тихо и ненавязчиво помогает нам преодолеть страх смерти, смягчает боль утраты, трансформируя ее в блаженный мир и покой. Понимая невозможность безразличия к смерти близкого человека, Святая Церковь не препятствует нашей скорби, не запрещает слез по умершему, но утирает их словами из Священного Писания: "Плачь над умершим... над умершим пролей слезы". Ибо и Сам человеколюбец Господь прослезился над другом Своим Лазарем. Но скорбь не должна быть чрезмерной, бездумной и безумной. Проявление скорби для православного христианина связано прежде всего со скромностью, благонравием, сдержанностью и спокойствием. "Большая боль не вопиет, печаль всегда немногословна", - писал поэт большой души Кайсын Кулиев.

Во время отпевания гроб привозят в церковь, ставят его посередине, напротив царских врат, лицом к востоку. Священник читает положенные молитвы, хор умилительно поет определенные песнопения. Затем читается Апостол, который приготовлен к отшествию души и тела. Звучит Евангельское чтение, где Господь повествует, что ждет праведника, а что - грешника. Вообще, любое богослужение связано с тем или иным эпизодом из жизни Иисуса Христа и по сути своей образовывает и назидает людей. В конце отпевания оглашается разрешительная молитва.

В идеале отпевание лучше проводить в храме. Если же нет средств или времени, то священника можно вызвать на дом или на кладбище. Для этого можно и нужно позвонить или зайти в храм. Никто не откажет, так как это наша прямая обязанность. В любом случае отпевание нужно осуществить обязательно. Но проводится оно только для крещеных. Умершего человека покрестить нельзя и отпеть, соответственно, тоже. Вот почему столь важно для всех нас Крещение. Все, что мы сможем сделать для некрещеных, - поставить свечу, молиться за упокой его души в тайне сердца своего в домашней келейной молитве.

О душе

ПОСЛЕ погребения по древнему обычаю православные возносят об умерших молитвы и бескровные жертвы на Литургии преимущественно в течение первых 40 дней. До третьего дня душа находится здесь, на земле, посещает в присутствии ангела те места, к которым она была привязана. В третий день очищенная покаянием и молитвой душа направляется к Богу. Господь повелевает ангелам показать ей Райские обители. На девятый день она вновь предстает перед Богом, после чего ангелы небесные отправляются показывать ей адские обители до сорокового дня. Душа новопреставленного пребывает в трепете, переживает и переосмысливает свою жизнь.

По прошествии этого срока душа предстает пред Богом в трепетном ожидании грозного и нелицеприятного суда.

Все это время родственники и близкие должны усиленно молиться за душу усопшего (особенно нехристианина, самоубийцы), дабы облегчить ее возможные мытарства. Это единственно полезная, спасительная и самая дорогая помощь. Господь по молитвам людским прощает многие грехи.

О теле

ТЕЛО омывают теплой водой, очищают от физической грязи. Этим обычно занимаются люди старшего возраста или кто-нибудь из родственников. Затем умершего одевают в чистую, лучше новую одежду белого цвета, символизирующего чистоту души и тела. Возжигается в святом углу лампадка или свеча и теплится до тех пор, пока в доме находится покойник.

В гроб обыкновенно кладут деревянные стружки, затем белую простыню. Под голову умершего кладут подушку, набитую соломой или опилками. Затем тело умершего покрывают особым священным покровом (погребальным покрывалом), на котором изображены крест, лики святых и молитвенные надписи. Все это означает, что умерший был верным Богу и теперь остается под милостивым покровом Божиим. Глаза должны быть закрыты, уста сомкнуты, руки сложены крестообразно, правая поверх левой. В левую руку покойного полагают погребальный крест, на грудь - святую икону. До того как положить покойного в гроб, тело его и гроб (извне и внутри) окропляют святой водой.

Гроб ставят посреди комнаты перед домашними иконами, головой к образам. Вокруг гроба по возможности возжигают четыре свечи: у головы, в ногах и по обеим сторонам на уровне скрещенных рук. Эти свечи изображают крест и символизируют переход умершего в Царство Истинного Света.

В храмах имеются специальные наборы для погребения. Туда входят покрывало, разрешительная молитва с венчиком. Венчик отрезается и кладется на лоб покойнику. Женщин принято хоронить с покрытой головой, в платке, мужчин - без головного убора. Для мужчин нужна маленькая иконка Спасителя Господа Иисуса Христа, для женщин - Богородицы.

Похороны, как правило, совершаются на третий день. По христианской традиции, хоронить покойного принято в землю, кремация - это языческий обычай.

Смотрите также:

Самое интересное в соцсетях

Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы