Примерное время чтения: 11 минут
141

Молодые и сильные - будьте добрее к живущим рядом с вами старикам!

Слишком часто старость становится синонимом одиночества. Слишком часто одиночество становится синонимом беспомощности. Проблемы, болезни, страх (отнюдь не всегда беспричинный), а в милиции отказываются принимать ваш сигнал всерьез, а "скорая помощь" задерживается на неопределенно долгое время. Или проще - не с кем посоветоваться, не с кем поделиться своей бедой, когда на душе тяжело. Кажется, что укрыться от безмерно сложного и опасного окружающего мира уже некуда. Именно в этот момент две службы, о которых мы хотим рассказать, могут стать для человека последней точкой опоры.

Что доверяют телефону доверия

Рассказывает Сергей ТРОФИМОВ, заведующий московским телефоном доверия:

- ВЕСНОЙ 2002 года службе "Телефон экстренной психологической помощи" исполнилось 20 лет. Она была создана благодаря усилиям Айны Григорьевны Амбрумовой, известного профессора-суицидолога. Благодаря ее энергии и энтузиазму была создана Российская Ассоциация телефонов доверия. Прежде всего получило развитие новое направление в медицине - суицидология. Айна Григорьевна вывела новый подход к проблеме суицида. Раньше считалось, что самоубийство может совершить только психически нездоровый человек, но она доказала, что, напротив, чаще самоубийцами становятся совершенно нормальные люди, переживающие острый кризис или попавшие в экстремальную ситуацию, в результате чего у них начинается процесс аутодеструкции (саморазрушения). При работе с подобными людьми прежде всего необходимо дезактуализировать проблему, перевести абонента в другое русло, отвлечь. И здесь иногда не имеет значения, каким способом это делается, механизмы самые разные. Некоторые методы работы со стороны могут показаться довольно грубыми, но главное - они приносят положительный результат.

Не всякое лекарство бывает сладким - главное, чтобы оно было эффективным.

Сейчас в службе работают 40 человек: 20 врачей-психотерапевтов и 20 психологов. За сутки к нам поступает более 400 обращений из Москвы и области. Работа достаточно напряженная, особенно весной и осенью. В этот период количество звонков резко увеличивается в связи с началом обострений у больных, страдающих психическими расстройствами.

Пожилые люди обращаются в нашу службу достаточно часто, в большинстве это люди, страдающие от одиночества, инвалиды, лишенные возможности выходить из дома. Есть люди, которые пользуются услугами нашей службы по нескольку лет.

Они даже стараются звонить в определенные смены, чтобы работать с психологами, к которым привыкли. С людьми одинокими все понятно - они звонят в поисках общения и моральной поддержки. Но едва ли не большее количество пожилых людей обращаются к нам с прямо противоположной проблемой - это невозможность наладить нормальное общение в семье: со своими взрослыми уже детьми, внуками, а чаще - с невесткой или зятем. Вообще, большинство обращений к нам касается семейных проблем. Не всем, конечно, нравится, что консультант часто встает на позицию людей, которых пожилой человек считает своими обидчиками, но иногда это единственный способ снять проблему. Основная рекомендация в этом случае - постараться учитывать особенности окружающих людей и терпимее к ним относиться. Если человек обратит внимание на свои недостатки, нетерпимость к недостаткам другого у него пропадет.

Еще одна проблема, характерная именно для пожилых людей, - это неспособность к адаптации.

Действительно, они родились и выросли в одной стране, а оказались совершенно в другой. Если раньше они жили среди стабильных цен и имели различные социальные гарантии, если государство решало за них, например, когда, где и на какие средства им отдыхать, то теперь они получили полную самостоятельность и вынуждены все вопросы решать без посторонней помощи. Такой конфликт с современным миром часто приводит пожилых людей к депрессии.

Однако наибольший процент обратившихся к нам - это все-таки люди среднего возраста: от тридцати до сорока пяти лет. Не случайно семейные проблемы занимают первое место.

Наша служба абсолютно анонимна, и по уставу категорически запрещено без ведома клиента обращаться за помощью к другим оперативным организациям города. Исключение делается только в том случае, если человек сам просит вызвать к нему, допустим, милицию.

Но такие случаи крайне редки. Косвенно мы связаны со службой спасения. Во-первых, за время ее существования количество обращений к нам значительно снизилось, а во-вторых, бывают моменты, когда мы переадресовываем друг другу наших абонентов, если в процессе разговора выясняется, что человек обратился не совсем по профилю. Во всяком случае, в нашу службу больше не звонят люди, у которых, к примеру, заклинило входную дверь.

Мир открытых дверей

Рассказывает Екатерина БУДРИНА, пресс-секретарь московской Службы спасения:

- ПЕРВАЯ Служба спасения появилась в Москве. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло: 13 ноября 1995 года в Чертанове после пожара вышел из строя магистральный телефонный кабель, и жители района оказались отрезаны от внешнего мира на две недели. На помощь городским властям пришли автомобилисты-радиолюбители. Они создали информационный центр на базе СиБи-связи. Тогда только по линии "Скорой помощи" было спасено более 100 человек. Связь была восстановлена, но люди в экстренных случаях по привычке обращались в информационный центр, который и вырос со временем в московскую Службу спасения. 6 февраля 1996 года она была официально зарегистрирована, а через три года в Москве была проведена учредительная конференция, итогом которой стало создание Международной конфедерации Служб спасения. Сегодня в конфедерацию входит более 70 городов России, СНГ и стран Европы.

В принципе, служба была создана как аналог американской 911. Но если в США деятельность ограничивается работой координационного центра, то в российских Службах спасения существуют еще и группы оперативного реагирования. Благодаря системе спутниковой навигации именно машины Службы спасения часто первыми оказываются на месте происшествия.

Все спасатели умеют оказывать первую медицинскую помощь на догоспитальном этапе, в состав каждого экипажа входит дипломированный врач или фельдшер, проработавший не менее пяти лет на "скорой помощи" или в реанимации.

Благодаря наличию подобных специалистов квалифицированная медицинская помощь может оказываться пострадавшим в любом труднодоступном месте.

Пожилые люди автоматически попадают в группу риска - ситуация, совершенно безобидная для молодого сильного человека, может оказаться для них чрезвычайной, если не смертельной.

Так, например, пенсионерка оказалась на несколько дней пленницей собственной квартиры - заклинило входную дверь, а в ДЕЗе за взлом потребовали сумму, которой у старушки не было. Когда все-таки догадались вызвать спасателей, оказалось, что и дверь-то еле держится, а женщина едва не погибла от истощения.

Закрытые двери - настоящий бич для пенсионеров. За ними спасателей может ожидать все что угодно.

Самый распространенный вариант - падение. Так, девяностолетней старушке пришлось провести на полу в прихожей больше двух часов. Упав, она уже не смогла подняться, несмотря на все усилия. Крики о помощи услышали соседи и вызвали спасателей.

Случаются и курьезные случаи, например: семидесятишестилетняя пенсионерка, которую родственники, уходя на работу, запирали в квартире во избежание несчастных случаев, решила прогуляться - больно хорошая была погода. Она выбралась из окна второго этажа на козырек подъезда и уже собиралась спускаться, но нога ее застряла между стеной дома и газовой трубой - и снова выручили спасатели.

Но чаще всего спасателям приходится иметь дело либо с так называемыми неблагополучными людьми, либо с людьми одинокими и немощными, за которыми просто некому ухаживать.

К сожалению, взрослые дети нечасто вспоминают о своих родителях. А случается все: приступы беспричинной паники, доходящие до суицида, травмы, инсульты и инфаркты, гипертонические кризы - этот список можно продолжать бесконечно. Конечно, Служба спасения не всесильна, но пострадавшему будет оказана необходимая помощь, будут вызваны городские службы (милиция, пожарная охрана, "скорая помощь" или коммунальные службы - смотря по обстановке), будут оповещены родственники.

И если речь идет о захлопнутой двери, то для одинокого старика ее обязательно откроют бесплатно. Но дальше от спасателей, увы, ничего не зависит. Спасатели ведь не заменят престарелым родителям невнимательных детей, они не смогут взять на себя функции организаций социальной защиты.

Вот почему хочется обратиться ко всем молодым и сильным: будьте добрее и внимательнее к пожилым людям, которые вас окружают. А наша служба в свою очередь сделает все, чтобы прийти на помощь в экстренной ситуации.

Телефоны доверия

Архангельск: 6-05-25

Астрахань: 24-79-29

Барнаул: 35-40-66

Белгород: 27-46-35

Великий Новгород: 3-02-73

Владивосток: 26-02-01

Владимир: 3-33-33

Волгоград: 33-61-00,

36-19-01

Вологда: 23-18-61, 21-35-35

Воркута: 4-51-78

Воронеж: 14-08-97,

71-53-50

Екатеринбург: 32-60-13

Ижевск: 76-37-00

Иркутск: 24-00-09

Казань: 37-95-52

Калуга: 2-70-57, 55-05-18

Кострома: 31-23-54

Краснодар: 57-62-22,

54-05-95

Красноярск: 21-11-77,

44-18-68, 25-47-03

Курск: 33-65-15

Магадан: 2-06-06

Магнитогорск: 34-04-72

Мирный: 4-51-55, 4-66-67

Москва: 205-05-50

Нижний Новгород: 30-00-50

Новосибирск: 39-74-39,

39-66-39, 20-69-48, 76-09-03,15-30-03

Новокузнецк: 44-31-18

Омск: 23-86-19

Орел: 6-53-03

Оренбург: 71-05-65

Пенза: 55-56-45

Петрозаводск: 4-44-44

Пермь: 0-66, 0-60

Псков: 33-33

Ростов-на-Дону: 67-93-05

Рязань: 44-72-37, 77-43-60

Рыбинск: 6-73-73.

Санкт-Петербург:

108-40-41

Самара: 31-45-15

Саратов: 24-37-90, 42-96-56

Саранск: 17-66-74

Ставрополь: 23-24-10

Сургут: 32-33-03, 33-86-56

Сыктывкар: 43-88-88

Таганрог: 33-08-56

Тамбов: 33-33-72, 35-67-67

Тверь: 2-21-56

Тольятти: 33-36-35,

26-31-33

Томск: 44-44-44, 22-22-22

Тобольск: 5-40-40

Тула: 34-02-00, 34-03-02

Тюмень: 25-07-53, 32-22-94

Хабаровск: 36-09-09

Челябинск: 65-15-15

Чита: 32-12-32

Чебоксары: 42-01-29

Якутск: 2-43-45

Телефоны служб спасения

Абинск, Краснодарский край: 4-11-44

Анапа: 1-12-12

Архангельск: 65-46-08

Барнаул: 001

Волгоград: 35-53-58 Е

йск, Краснодарский край: 32-380

Екатеринбург: 46-76-64

Звенигород, Московская область:902-4-911

Киров, Калужская область: 20-911

Кемерово: 36-27-93, 25-88-51

Королев, Московская область: 512-33-05, 511-28-59

Кострома: 55-59-11, 51-53-36

Котлас, Архангельская область: 6-84-33

Краснодар: 68-54-49, 68-49-76

Москва: 937-9-911

Нижневартовск: 238-911

Нижний Тагил: 41-76-77, 41-52-29

Новосибирск: 24-33-33, 10-45-46

Обнинск, Калужская область: 44-911

Омск: 31-25-33

Оренбург: 70-77-91

Пермь: 68-02-00

Рыбинск, Ярославская область: 219-911

Рязань: 24-24-33

Санкт-Петербург: 316-00-25

Сортавала, Карелия: 22-913

Тверь: 55-57-04, 55-93-04

Тольятти: 2-00-911

Томск: 21-02-19

Тула: 411-911

Челябинск: 63-21-21, 63-16-16

Череповец, Вологодская область:22-99-76, 22-12-81.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно