aif.ru counter
36

Чем пахнут деньги и любовь

«АиФ. Здоровье» № 50 14/12/2006

Для многих запахи - это своеобразные ключи для создания настроения или погружения в мир воспоминаний. Поэтому становится всё больше желающих подобрать "отмычки", позволяющие управлять поступками людей, влияя на их переживания с помощью ароматов.

Тайный путь запаха

ВНАЧАЛЕ парфюмеры занимались обычными запахами, создавая и продавая свои душистые композиции. Позже, когда был открыт "второй нос", особый орган, состоящий из небольших кармашков в основании носовой перегородки, возникла идея использовать феромоны. В основном их добавляли в духи для привлечения особ противоположного пола - ещё в те времена, когда само существование у людей специального органа, нацеленного на феромоновосприятие, было под вопросом.

Сегодня оказалось, что не только сами феромоны, но и то, чем их можно унюхать, - тайна за семью печатями, которую пытаются разгадать в Институте морфологии человека. Феромоны сознание обычно не воспринимает. Кроме того, это может быть не один запах, а сложный "коктейль" из многих веществ. Но такая смесь невероятно действенна у животных, пахучие сигналы просто заставляют их заниматься продолжением рода, вступать в бой или собираться вместе, как саранче перед своими опустошительными налётами.

У людей всё гораздо сложнее. Так, изучающий эту тему старший научный сотрудник лаборатории развития нервной системы человека НИИ морфологии человека РАМН Виктория ГУЛИМОВА считает: "В отборе партнёров участвуют чувствительные клетки, расположенные в области носовой перегородки (информация идёт сразу в мозг). Даже если у человека нет кармашков "второго носа" или они не активны, это не лишает его способности улавливать химические сигналы. Согласно последним данным, такое могут и некоторые клетки основного органа обоняния".

Интересно, что "феромоновый локатор" воспринимает только сексуальные или социальные запахи, практически не реагируя на острые и пряные ароматы. Есть предположение, что этот "второй нос" и есть тот самый орган шестого чувства или интуиции, который помогает нам выбрать достойного партнёра, причём на генетическом уровне.

Естественный, собственный запах несёт информацию о генетическом коде, от которого во многом зависит подходят ли люди друг другу. Поэтому природу не так просто провести и влюбить в себя избранника, применив чужие феромоны.

Нюхай и покупай

А ВОТ использовать запахи в жизни, чтобы затронуть эмоции человека и его поведение, особенно в области покупок, можно. Помните запах свежеиспечённого хлеба, рождающий ощущение дома, тепла, уюта? Возможно, поэтому во многих магазинах пекут хлеб, чтобы, создав ощущение умиротворения и покоя, подтолкнуть нас к покупкам.

В последнее время появилась определённая профессия - аромадизайнер. Специально обученные люди в крупных супермаркетах и торговых домах работают над тем, чтобы запах, витающий в помещении, заставил нас сделать как можно больше покупок или на крайний случай оставил хорошую память в картотеке наших личных запахов, и нам бы хотелось вернуться именно в это место.

А вот идеи с применением определённых запахов во время просмотра фильмов Виктория Гулимова комментирует так: "Хотим мы того или нет, а запахи непременно всё шире будут использоваться во всех сферах, где нужно привлечь внимание потенциального потребителя, повлиять на его поведение и самочувствие, поскольку привычные средства по большому счёту исчерпаны. Для науки и человечества в целом это хорошо, поскольку результаты таких экспериментов позволят больше узнать о восприятии запахов и о сложных взаимосвязях между обонянием и другими органами чувств.

Хорошо ли это для конкретного потребителя - другой вопрос. Главное - чтобы потребитель был информирован о возможности обонятельного воздействия и мог выбрать сам: подвергаться ему или нет. К примеру, на киноафишах можно печатать специальные предостережения для аллергиков и астматиков".

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество