107

Глухота: как вырваться из тишины

«АиФ. Здоровье» № 1-02 12/01/2006

Неумолимая статистика гласит: в России 13 миллионов глухих и слабослышащих людей, а один ребенок из тысячи рождается с патологией слуха. О том, как помочь таким детям услышать мир, рассказывает старший научный сотрудник Научно-клинического центра оториноларингологии МЗ и СР РФ, кандидат медицинских наук Александр Владимирович ПАШКОВ.

Путь в мир тишины

ПРИЧИНОЙ глухоты могут быть врожденные факторы - внутриутробные и родовые травмы, недоношенность, низкая масса тела ребенка при рождении. Особенно опасны инфекционные и вирусные заболевания, перенесенные матерью во время беременности, в частности краснуха, которая вызывает у ребенка "триаду Грея" - поражает сердце, зрение и слух.

У детей, хорошо слышаших от рождения, причиной ухудшения слуха могут служить такие заболевания, как отит, менингит или длительное лечение ототоксическими препаратами.

Глухота нередко передается по наследству. Кроме того, слух неизменно ухудшается с возрастом - примерно с 60 лет на проблемы со слухом жалуется почти каждый человек.

Глухоту может вызвать продолжительное воздействие сильного шума (неслучайно частота нарушений слуха у жителей Москвы в 1,8 раза выше, чем в целом по стране).

Каждому свой метод

В РАЗВИТЫХ странах диагностику слуха у детей проводят сразу после рождения. В России подобные обследования новорожденных проводятся только в "продвинутых" медицинских центрах, где есть специальная аппаратура, позволяющая с высокой точностью определить нарушения слуха. Одним из таких центров является клинический центр оториноларингологии Российской Федерации.

Впрочем, родители ребенка сами могут определить возможные нарушения слуха у своего ребенка.

"Проблемный" младенец не гулит, не реагирует на громкие звуки. Очень важно сразу при обнаружении настораживающих факторов обратиться к врачу - снижение слуха является барьером в интеллектуальном развитии ребенка.

Обычно слабослышаших детей обучают в специализированных учреждениях - детских садах, школах и интернатах. Существует несколько методик, которые позволяют глухим людям общаться. Жестовая речь, которая, по сути, является самостоятельным языком, дактилология - быстрое складывание пальцев руки в фигурки, обозначающие буквы, чтение по движению губ. Широкую популярность в России в последнее время приобрел верботональный метод. Он основан на том, что у слабослышащих детей поврежден не слуховой центр в коре головного мозга, а лишь его периферийный аппарат, который можно заставить работать. В работе с ребенком используют низкие частоты - в результате он слышит звук через вибрацию.

Надо сказать, что эти методики широко применяются лишь в России. В остальном мире они не пользуются популярностью, поскольку неизменно формируют "страну глухих" - особый социальный мир, отдаленный от мира здоровых людей. А это ведет к изоляции и умению слабослышащих людей существовать лишь среди "своих".

Поэтому главной своей задачей специалисты считают формирование у слабослышащих детей нормальной словесной речи. Но прежде чем ребенок научится понимать речь других, он должен услышать себя.

Я слышу - значит, существую

САМОЕ быстрое и эффективное восстановление способности слышать - это слухопротезирование.

На сегодняшний день существует большой выбор слуховых аппаратов, которые дают ребенку возможность слышать как свою, так и чужую речь. Но купить аппарат - это полдела. Важно, чтобы он был правильно настроен. Слуховой аппарат должен учитывать индивидуальные частотные характеристики слуха, иначе он будет работать по принципу мегафона - усиливать все звуки подряд.

Относительно недавно в России был опробован принципиально новый метод - установка системы кохлеарной имплантации, которая заменяет собой поврежденные и неработающие элементы внутреннего уха. Первая операция кохлеарного имплантирования была проведена почти 20 лет назад, а на сегодняшний день в мире проведено более 100 тысяч подобных вмешательств.

Установка системы кохлеарной имплантации показана при глубоких поражениях слуха. Операцию предпочтительнее проводить детям до 4 лет - в этом возрасте она дает наилучшие результаты.

Курс реабилитации после вживления имплантата, который длится от 3 до 5 лет, не менее важен, чем сама операция. Прооперированного ребенка нужно научить различать звуки - для этого врач-аудиолог создает специальные речевые программы-карты и проводит индивидуальную настройку речевого процессора, а сурдопедагог проводит курс реабилитационных занятий. Как показывает врачебный опыт, операция без последующих занятий и регулярных настроек речевого процессора не приносит желаемых результатов.

Вы должны обратиться к врачу, если ребенок:

- в первые 2-3 недели жизни не вздрагивает от громких звуков;

- в возрасте 1 месяца не поворачивается на звук голоса;

- в 2-4 месяца не гулит;

- в 1-3 месяца не оживляется на голос матери;

- в 4-5 месяцев гуление не переходит в лепет;

- в 8-10 месяцев не издает никаких звуков;

- во время сна не реагирует на громкие звуки и голоса.

Необходимо провести раннюю диагностику слуха, если имели место:

- во время беременности - инфекционные и вирусные заболевания, лечение ототоксическими препаратами;

- асфиксия новорожденного ребенка;

- внутричерепная родовая травма;

- показатель билирубина в крови новорожденного - более 20 ммол/л;

- гемолитическая болезнь новорожденного;

- низкая масса тела при рождении - менее 1500 кг;

- наследственные заболевания у матери, сопровождающиеся поражением слуха.

Смотрите также:

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах