Примерное время чтения: 5 минут
552

Свет и тени Святослава Федорова

Хирург, бизнесмен, политик, талантливый и очень неоднозначный человек... Каким он был на самом деле?

ВОКРУГ имени Федорова и при жизни крутилось много слухов: обсуждали его знакомство с криминальными авторитетами, строительство первого в Москве казино, принадлежащие ему земли в Сирии, акции мировых компаний. После гибели Святослава Николаевича и вовсе начались проверки его деятельности: сколько денег потрачено на строительство института, куда делся кредит, взятый в лондонском банке, и т. д. Но главное, он делал дело и в науке, и в политике. Федоров создал знаменитый на весь мир Межотраслевой научно-технический комплекс (МНТК) "Микрохирургия глаза", 12 филиалов которого успешно работают и по сей день. Он стал основоположником отечественной глазной микрохирургии и по сути произвел революцию в офтальмологии: применил операционный микроскоп, и врачи увидели то, чего раньше не могли увидеть, поняли, какие грубые использовались раньше инструменты. По изобретенным Федоровым методикам по сей день оперируют пациентов во всем мире.

Продолжили дело Святослава Николаевича и тоже стали офтальмологами его дочери: Ирина - от первого брака и Ольга - от второго. Сегодня они вспоминают о своем отце.

"Ромашка" помогла многим

КОГДА очередь на операции была расписана на 2-3 года вперед, Федоров придумал хирургический конвейер. Оперировали сразу несколько хирургов. Причем каждый из них делал строго определенную часть операции, а главный этап выполнялся самым опытным специалистом. Тогда конвейер помог тысячам пациентов. С другой стороны, было мнение, что такой метод давал много осложнений, не было индивидуального подхода к человеку.

Ирина: Люди не могли ждать годами. Конечно, хорошо, когда наиболее опытный хирург проведет всю операцию, но такой возможности не было. В конечном итоге конвейер оправдал себя, хотя его как нововведение многие воспринимали критически. Сегодня в нем отпала необходимость - технологии так далеко ушли вперед, что использовать их можно только при индивидуальном подходе.

Последний год Федоров не был директором своего института

ПРИЗНАНИЕ Федоров получил не сразу. Когда переехал из Архангельска в Москву, только благодаря своей бешеной целеустремленности добился всего. А ведь оперировать он учился дома, на тряпках. Сидел на кухне и хирургическими инструментами вырезал, компоновал, сшивал.

Святослав Николаевич был идеалистом в хорошем смысле. Он мечтал дать людям не только работу, но и достойную жизнь. Так появился поселок Славино-Протасово. На месте захудалых деревенек Федоров построил коттеджи (которые за минимальную стоимость могли в рассрочку приобрести сотрудники МНТК), молочный завод, ферму, конюшню, гостиницу. Славино-Протасово существует и сейчас. В коттеджах так же живут сотрудники, несмотря на слухи, что все дома давно распроданы "на сторону". Хотя часть из них Федоров действительно отдал людям, которые помогали строить поселок: проводили коммуникации, прокладывали дороги.

Знаменитый хирург хотел добиться идеала не только в своем институте, в поселке. Поэтому в поисках более высокой трибуны для реализации своих идей он ушел в политику, стал проводить в МНТК намного меньше времени. И люди из самого близкого окружения, воспользовавшись положением, попытались занять место директора. К тому же властные структуры предприняли попытки посадить в кресло руководителя МНТК своего человека. В результате целый год Федоров официально не был директором института. Для Святослава Николаевича эти события были серьезным ударом. Многие не думали, что он сможет оправиться.

Официальная версия: у вертолета проржавела лопасть, согнулась и разбила кабину, и он рухнул. Тайна гибели Федорова до сих пор не раскрыта. Конечно, смерть гендиректора МНТК и известного политика могла быть выгодна многим. Есть и другая версия: якобы Федоров сам был готов уйти из жизни, посчитав свою миссию выполненной.

Ирина: 26 мая 2000 года отцу сделали одолжение и подписали приказ о назначении генеральным директором. Несмотря на обстоятельства, он не был сломлен, готов был все начать заново и собрать новую команду. Даже сказал: "Ты веришь, что за один день человек может измениться настолько, чтобы на следующий день прийти и делать все по-другому? Я докажу тебе, что это возможно". Но не успел: 2 июня 2000 года погиб - вертолет, на котором папа возвращался из Тамбовского филиала, разбился.

Ольга: 50 на 50, что крушение вертолета было случайным или подстроенным. Он начал барахлить еще по пути в Тамбов. Обратно были куплены билеты на поезд. Отца многие отговаривали лететь. Он задумался. При том что папа любил лихачить, у него был колоссальный инстинкт самосохранения. Он мог на руках пройтись из кабинета в конференц-зал, нырнуть в озеро с крокодилами, но всегда просчитывал варианты. И что-то щелкнуло у него: "Нет, я полечу". Создалось ощущение, что это была игра в русскую рулетку. Он готов был рискнуть, но был готов и к другому исходу".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно