Примерное время чтения: 6 минут
43

Доктор искусство

В жестком ритме сегодняшней жизни возрастает роль не только медицины, но и... искусства театра. О взаимосвязи медицины и сценического искусства мы говорили с Кириллом СЕРЕБРЕННИКОВЫМ.

РЕЖИССЕР нынче на пике своей популярности. После того как он получил высшую телевизионную награду "ТЭФИ", переехал из Ростова и стал самым востребованным постановщиком столичного театра, кино и телевидения, его имя неизменно привлекает публику.

- Начать нашу беседу хочется с напоминания о том, что в последнее время многие стали прибегать к помощи различного рода целителей. И забыли о том, что под сценической магией, а искусство театра называли так всегда, скрываются дополнительные энергетические возможности, заложенные в человеке! При встрече с большим искусством зрители ощущают волну целебной энергии?!

- Об этом вряд ли надо дискутировать. Театр выводит нас из суеты в совершенно другой мир. Его мощное энергетическое поле втягивает и влияет так, что выдумки Шекспира воспринимаются как что-то личное. Это уникальный организм, в котором ВРАЧУЮТ ДУШУ, и одно из немногих мест, где происходит процесс оздоровления человека.

Хочу обратить внимание на то, что многие театральные термины вбирают в себя медицинские.

Существует мнение, что театр ставит ДИАГНОЗ обществу, если оно больно! Указывает на причины этой болезни, а потом еще и лечит.

Главный медицинский постулат - "не навреди" - должен быть главенствующим и в театре.

Далее, актеры считают театр своей болезнью, которой они заболевают на всю жизнь, т. к. она неизлечима... Называют своеобразным наркотиком.

Особо талантливым актерам приписывают обладание гипнотическими свойствами. Гипноз - одна из величайших загадок и имеет прямое отношение к искусству.

Еще иной раз актера сравнивают с "фармацевтом, который умело создает по собственному рецепту таинственный состав", на коем и "замешена" отлично сыгранная роль.

И таких примеров можно приводить много. Я уже не говорю, что есть определенная закономерность в том, что многие творческие лидеры "вышли" из рядов медиков, например, Антон Павлович Чехов - наш драматургический бог.

Театр может быть и хирургическим, и терапевтическим. Шокотерапия производит вмешательство в умы и сознание зрителей.

Хороший артист не только явление искусства, но и явление природы. Следовательно, ее законы - в частности, принципы сознательной психической регуляции, должны способствовать развитию артистической природы. Многие, наверное, не раз слышали, что перед началом спектакля актер может чувствовать себя плохо, но выходит на сцену и выздоравливает...

- Великий физиолог Иван Павлов писал: "Я в жизни многое познал, получил Нобелевскую премию, достиг определенных вершин и вот сейчас, в 90 лет, подводя итоги, жалею только об одном - что в последние годы не занимался изучением того, что такое актер. Это совершенно другое существо. Это аномалия".

- Актеры - это люди, которых учат... оголять свои нервы, "сдирать" с себя кожу, т. е. обнажать свои чувства и эмоции. Поэтому в повседневной жизни они порой и кажутся не совсем адекватными окружающей их действительности.

- Однажды Е. Леонов на творческой встрече отметил, что "актеру обязательно нужно иметь особое здоровье - и физическое, и нравственное..."

- Я с ним полностью согласен. Творческая работа - это в первую очередь здоровье. И не только физическое, но и духовное, эмоциональное и ментальное. К сожалению, о значимости здоровья задумываешься только с возрастом. А для сохранения отменного здоровья в первую очередь нужна дисциплина, режим и отменное питание.

Самодисциплина - ключ к успеху во многих областях жизни. Театр же предоставляет для этого мало возможностей: ненормальный режим, день разбит на две части - утром репетиции, вечером спектакль. Театральный люд ложится спать после полуночи, а утром встает очень поздно. Я лично работаю по 20 часов в сутки.

Великий К. Марджанишвили даже выработал обязательные правила, где одним из главных стал пункт: "Время исчислять только по часам театра". То есть здесь другой темпоритм.

- Что ведет еще и к ненормальному питанию...

- Ни для кого не секрет, что питание очень влияет на самочувствие и внешность. Я лично стараюсь надевать только вещи из натуральных волокон и потреблять экологически чистые продукты. Набивать свой желудок вредной пищей неправильно и глупо, поскольку это не дает ничего, кроме лишнего веса и болезней.

Здоровье - часть цивилизованности. Я, например, дивлюсь, в какой прекрасной форме находится Олег Павлович Табаков. Он играет по 15 спектаклей в месяц. Руководит двумя театрами, ведет огромную общественную работу и прочая, прочая... Составляющая его режима - дневной сон. Очень важная процедура, позволяющая поддерживать хорошую форму.

- Вы воспитывались в семье, где отец врач. Это повлияло на иное восприятие мира?

- В нашей семье мы мало пользовались тем, что в доме личный врач... Считалось, что все само пройдет, само вылечится. Папа домой приходил сильно уставшим после многочасовых операций, и мы его домашними заботами не беспокоили. Вот когда я ставил пьесу по Ионеско, попросил его принести нужные нам медицинские инструменты. Он помог.

В свое время он бросил курить, дабы я не последовал сей пагубной привычке, провел со мной своеобразный сеанс шокотерапии. В пять лет дал мне папиросу, чтобы я затянулся... Меня вырвало... Этим радикальным методом отсек плохую привычку. До сих пор я не беру в рот сигарет.

Что я особо хочу отметить в моем отце - высокий профессионализм, порядочность и этику. Он относится к тому поколению врачей, для которых важна не материальная составляющая, а пациент, его судьба, здоровье, боль, его мука. И счастливые глаза простых людей. Он никогда не выбирал людей по ранжиру.

Наблюдая за отцом и его коллегами, отметил, что это люди какой-то повышенной ответственности, абсолютной самоотдачи, настоящие! Врачи в России - святые фанатики, если припомнить, в каких условиях они работают...

Отец в свое время хотел, чтобы я стал врачом. Но этим и мне необходимо было "заболеть", т. е. очень захотеть... Но не случилось... Я стал, как я думаю, полуврачом...

Режиссер - своего рода психиатр. И в этом его роль особенно ответственна. Хирургия переводится как искусство рук. Театр - это тоже рукотворное искусство, которое делается не конвейерным способом, а связано с индивидуальной настройкой организма относительно пространства и времени. Вот этим искусство и медицина схожи.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно