aif.ru counter
44

Нужно ли улыбаться в транспорте?

Статья из газеты: «АиФ. Здоровье» № 5 03/02/2005

Можно ли сломать стереотип поведения человека в общественном транспорте и может ли человек испытывать в нем положительные эмоции? Попытка ответить на эти вопросы предпринята московскими психологами.

Можно ли сломать стереотип поведения человека в общественном транспорте и может ли человек испытывать в нем положительные эмоции? Попытка ответить на эти вопросы предпринята московскими психологами.

В КАЖДОМ обществе существуют так называемые негласные правила или нормы поведения. Эти правила незаметны до тех пор, пока не происходит их нарушение.

Так, например, в современном российском обществе одно из негласных правил поведения в транспорте гласит: "Кто успел, тот и сел". Часто это можно наблюдать наяву, когда победивший, сверкая глазами, гордо занимает отвоеванное место. Правила "воздерживаться от разговоров друг с другом", "каждый за себя", "не проявлять эмоции" в целом представляют портрет неулыбающегося человека, погруженного в себя, как будто спрятавшегося под защитный панцирь. Надев маску "пассажира", человек старается скрыть свои эмоции, поддерживая контакт с внешним миром лишь сквозь глазную прорезь.

Мы задались вопросом, что будет, если нарушить эти правила? Может ли человек испытывать положительные эмоции в транспорте?

В Московском институте психологии и педагогики было проведено социально-психологическое исследование поведения в общественном транспорте. Цель - выявить реакцию на ситуацию, не соответствующую негласным нормам. За основу взято угощение шоколадом незнакомых людей, что явно нарушает все стереотипы поведения. В том числе правила "воздерживаться от разговоров" и "каждый за себя".

Исследование проводили Екатерина Федулова и девять помощников-актеров. В пригородной электричке один из помощников играл роль продавца шоколада, остальные рассаживались в вагоне, "покупали" шоколад и угощали сидящих рядом пассажиров, тщательно отслеживая реакции людей и подсчитывая количество принявших угощение.

Не забегая вперед, остановитесь на секундочку и задумайтесь, какой процент людей, по вашему мнению, примет угощение от незнакомца? И чем может быть объяснена такая реакция?

Всего в исследовании приняли участие 113 человек, и лишь 13 из них деликатно взяли предложенный шоколад. Эти цифры не удивляют, а лишь подтверждают: проявление такого поведения не принято в нашем обществе.

Гораздо интереснее представляется реакция на само предложение. Ведь "законопослушный" гражданин, надевший нейтральную маску пассажира, неожиданно вынужден сыграть роль, не предписанную сюжетом. Теперь он вступает во взаимодействие и выходит за рамки стандартного поведения. Чем теперь определяется его мимика, настроение? Какие правила будут руководить поведением человека? Могут ли это быть общечеловеческие правила, бережно хранящие общение с друзьями и близкими?

71% пассажиров, которым был предложен шоколад, проявили положительное отношение к такому типу взаимодействия. Как правило, это выражалось в улыбках, отказ же очень часто подробно объяснялся. Кто-то говорил, что сыт. Кто-то делился радостью и подробно описывал, что едет в гости и не хочет перебивать аппетит перед столом. Были и такие реплики: "Вы, наверно, не из Москвы, в Москве таких добрых не бывает". Постоянно слышалось "спасибо", и в общем настроение повышалось. Маски исчезали, на лицах появлялись улыбки.

Остальные 29% разделились на нейтральную (24%) и агрессивную (5%) реакцию. Первые уходили в себя, ничего не отвечали, лишь отрицательно качали головой. Иногда незаметно поглядывали на актера и отворачивались вновь. Другие 5% точно определились, что им нужно, а что нет. И, не стесняясь, в вольной форме выразили свое нежелание угощаться.

Исследователи решили посмотреть, окажет ли влияние ситуация исследования на привычное течение событий. Поэтому через 10-15 минут в вагоне появлялся человек с гитарой, который исполнял песню и просил деньги. Каково же было наше удивление, когда вагон буквально оживал, слушая песню.

Интересно и то, что уже после угощения люди продолжали взаимодействие с экспериментаторами. Например, исследователь сел рядом с двумя женщинами пожилого возраста и перед тем, как купить шоколад, слышал их беседу. Разговор шел о проблемах и болячках, сами женщины находились в хмуром и угнетенном состоянии. Когда экспериментатор предложил угоститься шоколадом, они отказались и после добавили: "Мы в гости едем, спасибо". И еще через некоторое время стали рассказывать, что они едут к родственникам. После песни произнесли самую главную, на наш взгляд, реплику: "Вот здорово, всегда бы так смешили с утра". После чего женщины продолжили свою беседу, но уже о том, как им будет хорошо в гостях.

Итак, вырисовывается совершенно иная картина поведения человека в общественном транспорте. И пусть это все тот же тесный вагон и даже, может быть, все та же чужая нога, удобно разместившаяся на вашей. Только другие лица, улыбки, приветливая речь, уважительное поведение и, наконец, другие эмоции. Такая модель поведения не является новым решением, а давно используется в европейских и во многих других цивилизованных странах.

Смотрите также:



Актуальные вопросы

  1. Как выбрать натуральный майонез?
  2. Что говорится в отчете США об аварии на Чернобыльской АЭС?
  3. Как хотят выявлять алкозависимых сотрудников?