Примерное время чтения: 9 минут
136

Глухота

В семье праздник: родился ребенок. Он растет, окруженный заботой и вниманием. Родители, бабушки-дедушки ждут не дождутся, когда же малыш произнесет первое "Мама!" Но ребенок почему-то молчит... Проходят месяцы. В семье зреет тревога. Что делать? И вдруг выясняется, что малыш родился глухим, а стало быть, ни речь человеческую, ни голос свой собственный никогда не слышал... Пожизненная неполноценность, приговор?

Сейчас уже - нет. Метод кохлеарной имплантации позволяет подарить человеку слух, а значит, вернуть радость общения. Директор Научного центра аудиологии и слухопротезирования, где с 1991 года внедрен этот метод, доктор медицинских наук профессор Г. А. ТАВАРТКИЛАДЗЕ рассказал о том, как в медицине решается проблема полной глухоты.

- Георгий Абелович, термин "кохлеарная имплантация" сейчас можно услышать все чаще и чаще. Что это такое - реальное средство от глухоты или всего-навсего очередная медицинская сенсация. Лечение "для избранных" или несложная, доступная каждому нуждающемуся процедура?

- Начнем с того, что на сегодняшний день это, пожалуй, единственный способ помочь многим больным, страдающим полной глухотой. Такая тотальная глухота характеризуется неспособностью человека воспринимать очень громкие звуки и громкую речь. Если глухота врожденная, это приведет к сложностям в развитии ребенка - он не сможет полноценно общаться с внешним миром. Даже если взрослый человек в силу каких-то обстоятельств потерял слух, его собственная речь будет постепенно распадаться, поэтому чем раньше обнаружены признаки глухоты, тем лучше прогноз для лечения и реабилитации.

Причины, приводящие к тугоухости и глухоте, различны: это инфекционные заболевания матери во время беременности, недоношенность, родовые осложнения и травмы различного характера, а также переливание резус-несовместимой крови, побочное действие некоторых лекарственных препаратов и так далее. Если использование слуховых аппаратов не дает желаемого эффекта, действенным выходом может являться кохлеарная имплантация.

Имплантация осуществляется путем хирургической операции, во время которой во внутреннее ухо больного вживляется многоканальная электродная система, состоящая из различного количества платиновых электродов, изготовляемых, кстати, вручную. Она сообщается с речевым процессором, по сути дела мощным компьютером, который обрабатывает и кодирует речь. Стоит такая система недешево, порядка 21 - 27 тыс. долларов, причем без стоимости предварительного обследования, без расходов на операцию и послеоперационную реабилитацию. Имплантационные системы не производятся в нашей стране и закупаются за рубежом.

- Здесь возникают вопросы: где взять такие баснословные деньги и, следовательно, кто ваши пациенты?

- Конечно, заплатить такие деньги сегодня мало кто может, но восстановление слуха входит в государственную программу дорогостоящих видов медицинской помощи, и на эти цели деньги из бюджета мы худо-бедно получаем. В год на один-два имплантанта...

Что касается наших пациентов, есть среди них и взрослые, но в основном это совсем маленькие детишки. Обычно к возрасту 1 года жизни ребенок уже пытается говорить. Центры речи полностью формируются уже к 2 - 3 годам, поэтому возрастной ценз особенно важен - здесь нельзя упустить время.

- У нас живут тысячи взрослых глухонемых - почему бы не помочь им? Да и у богатых свои причуды: придет к вам какой-нибудь новый русский и попросит "улучшить" слух. Что вы ему ответите?

- Как правило, глухонемой человек, уже достигший зрелого возраста, является состоявшейся личностью: со своим мировосприятием, системой ценностей. Конечно, можно учить говорить и глухого, но он вряд ли будет говорить нормально. Да и захочет ли заново "учиться жить", полностью ломая прежние жизненные ощущения, разрывая свой, закрытый для остальных круг общения? Общество глухонемых довольно обособлено от остального мира. В Швеции, например, даже в больницах и ресторанах глухонемой будет требовать для себя общения только через сурдопереводчика.

Вообще, любой пациент прежде всего должен быть обследован специалистами. И только после этого определяется, действительно ему показана имплантация или же ожидать хорошего результата невозможно. Именно медицинские показания, а не наличие средств в кошельке здесь являются определяющими. На самом деле этот момент очень важный, поскольку некоторые медицинские центры, рекламируя метод, берутся вылечить любого, лишь бы взять с него деньги. А в результате происходит дискредитация кохлеарной имплантации как метода.

- А как быть с маленькими детьми, как определить их слух? Новорожденный не скажет, что он слышет, а что - нет...

- Да, вы правы. Но существуют объективные методы исследования слуха, которые могут обеспечить медикам всю необходимую информацию. Кроме того, в нашем центре разработана и повсеместно внедряется система раннего выявления нарушений слуха - система аудиологического скрининга. В каждом роддоме есть перечень факторов риска. При наличии хотя бы некоторых из них ребенок попадает в так называемую группу риска. При первом посещении педиатра в детском кабинете ему проводится ориентировочное исследование слуха. При подозрении на наличие тугоухости ребенок направляется в специализированный сурдологический центр (сейчас их в России 217), где объективная диагностика позволяет определить окончательное состояние слуха.

Исходя из данных такого обследования, врачи решают, кто в кохлеарной имплантации действительно нуждается. Здесь есть четкие критерии отбора пациентов. Если ребенок с рождения не слышит, операцию необходимо делать не позднее третьего года жизни. Несколько проще, если речь у него уже была и требуется лишь восстановить слуховое восприятие. Очень важно знать, до формирования речи наступила глухота или после. И, конечно, огромное значение имеет готовность родителей к тяжелой и длительной послеоперационной работе.

- А насколько операция по кохлеарной имплантации серьезна; какова ее переносимость, особенно для организма маленького ребенка?

- Это достаточно обширная хирургическая операция на среднем ухе со вскрытием внутреннего уха. Через отверстие в последнем вводится электрод. Для нас очень важно, чтобы "улитка" (внутреннее ухо) была свободна, а также чтобы были сохранены волокна слухового нерва, передающего импульсы в кору головного мозга. Операция делается под общим наркозом, имеет такие же рекомендации и противопоказания, как и любая другая. Перед операцией проводится всестороннее обследование больного, включающее как исследование слуховой функции, так и компьютерную, и магниторезонансную томографии, другие современные методы диагностики. Одним словом, кохлеарная имплантация может быть осуществлена далеко не в каждой клинике. В России помимо нашего центра ее проводят в Санкт-Петербургском НИИ уха, горла, носа и речи, а также в Московской медицинской академии им. Сеченова.

Период реабилитации существенно важен как для пациента, так и для врачей; через четыре недели после операции проводится настройка речевого процессора в соответствии с порогами восприятия электрических импульсов и динамическим диапазоном больного. Кохлеарная имплантация не может рассматриваться как чисто хирургическая проблема. Здесь необходим комплексный подход, так как в процесс отбора, непосредственно операции и последующую адаптацию пациента вовлечены разные специалисты: физиологи, сурдологи, отоларингологи, психологи, педагоги, компьютерщики, а также близкие родственники, понимающие всю меру ответственности перед больным и помогающие ему привыкнуть к качественно новому восприятию. Настройка речевого процессора должна осуществляться регулярно, но впоследствии не так часто, как в первые месяцы послеоперационного периода.

- Георгий Абелович, скольким людям в вашем центре вернули слух? Как сложились их дальнейшие судьбы?

- Во всем мире насчитывается около 25 тыс. человек, живущих с кохлеарным имплантантом. На счету нашего центра их всего 24 - к сожалению, все упирается в финансирование. Судьбы у всех разные, но многие поступили в вузы, имеют водительские права. Некоторые даже музицируют.

- Бетховен ведь тоже страдал глухотой...

- Да, но природа его болезни была другой: он страдал отосклерозом, патологией среднего уха, характеризующейся окостенением слуховых косточек. Он мог слышать звуки, передаваемые по кости, то есть вибраторно, прикладывая голову к роялю. Сейчас это исправляется посредством тонких микрохирургических вмешательств на среднем ухе, и кохлеарной имплантации здесь не требуется.

- Какие перспективы в развитии метода существуют, а также что нового наука может предложить людям в плане предупреждения тугоухости и полной глухоты?

- Дальнейшее развитие кохлеарной имплантации ученые видят в создании так называемых биоэлектрических имплантантов, которые позволили бы сращивать нервную ткань с электродным протезом. Это дело обозримого будущего.

А в плане профилактики тугоухости и глухоты необходимо исходить из того, что слух у ребенка можно проверять с первых дней жизни, а не на пятом году, как считалось ранее. Я еще раз хотел бы обратить внимание родителей новорожденного на то, что здесь очень многое зависит именно от них. Аудиологический скрининг, о котором мы с вами говорили, предполагает активное участие родителей в описании поведения ребенка. Вот тестовые вопросы, которые было бы полезно опубликовать, ведь для многих они бы явились одновременно и ответами. Вообще по возможности маме и папе хорошо бы побольше общаться с малышом, только что вошедшим в этот мир, - время, когда особенно важно быть с ним рядом: ведь ребенок, хотя еще не может ничего сказать, прекрасно чувствует родительскую любовь.

Предлагаем вниманию читателей список ключевых вопросов и вместе с профессором Таварткиладзе надеемся, что они помогут родителям "услышать" слух своего ребенка:

Вздрагивает ли ваш ребенок от громких звуков в первые 2-3 недели жизни?

Появляется ли замирание ребенка на голос в возрасте 2-3 недель?

Поворачивается ли ребенок в возрасте 1 месяца на звук голоса позади него?

Оживляется ли ребенок в возрасте 1-3 месяцев на голос матери?

Поворачивает ли ребенок голову в возрасте 4 месяцев в сторону звучащей игрушки или голоса?

Реагирует ли ребенок в возрасте 1,5- 6 месяцев криком или широким открытием глаз на резкие звуки?

Есть ли гуление у ребенка в возрасте 2-4 месяцев?

Переходит ли гуление в лепет у ребенка в возрасте 4-6 месяцев?

Замечаете ли вы у ребенка появление нового (эмоционального) лепета, например на появление родителей?

Беспокоится ли спящий ребенок при громких звуках и голосах?

Замечаете ли вы у ребенка в возрасте 8-10 месяцев появление новых звуков?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно