Примерное время чтения: 6 минут
117

"Наполеон" нуждается в защите

Бытует мнение, что с наступлением весны люди, страдающие психическими расстройствами, словно пробуждаются от зимней спячки. Действительно, сезонные обострения различных недугов, связанных с этой патологией, подтверждаются наблюдениями специалистов. Правда, их в настоящее время больше тревожит другой факт - заметное ухудшение психического здоровья россиян. О масштабах, причинах и способах решения немаловажной для развития государства проблемы рассказывает главный психиатр Минздрава РФ Борис КАЗАКОВЦЕВ.

- Борис Алексеевич, долгое время психиатрия была окружена ореолом таинственности. Сейчас об этой области медицины заговорили в полный голос.

- В последние годы, когда психические расстройства стали резко набирать обороты, возникла необходимость бить в набат, поскольку ухудшение психического здоровья россиян таит в себе серьезную социальную опасность.

Установлено, например, что число общественно опасных действий, совершенных с 1991 по 1997 год психически больными людьми, увеличилось более чем в 2 раза. Причем в структуре правонарушений преобладают убийства, изнасилования, нанесения телесных повреждений и тяжелые преступления против личности. Как свидетельствует Главная военная прокуратура, у каждого четвертого военнослужащего, совершающего преступления, в ходе судебно-медицинской экспертизы выявляются психические расстройства.

Ежегодно десятки тысяч людей трудоспособного возраста уходят из жизни, становясь жертвами алкогольных психозов. Еще более настораживает то, что психические расстройства проникают даже в детскую и подростковую среду.

- И много ли в России тех, кого в народе называют "психами"?

- Число больных с тяжелыми психическими расстройствами в течение последних лет сохраняется на одинаковом уровне и составляет около 2% от всего населения нашей страны. Эта цифра соизмерима с показателями по сахарному диабету, алкоголизму и, видимо, является видовой, биологически заданной константой, характеризующей генетическую предрасположенность человеческой особи к этому виду патологии.

Гораздо большую тревогу вызывает установившаяся тенденция к росту так называемых пограничных психических расстройств, обусловленных различными социально-экономическими факторами: социальной нестабильностью, межнациональными конфликтами, войнами, стихийными бедствиями, вынужденной миграцией населения, имущественным расслоением общества, безработицей, нищетой и безысходностью.

По данным психоневрологических диспансеров, первичная заболеваемость такими психическими расстройствами увеличилась за 5 лет почти на 40%.

По приблизительным данным, в консультации психолога или психиатра по поводу пограничных психических расстройств нуждается около 25% россиян. Подмечено также, что до 50% пациентов, обращающихся в поликлинику по поводу различных заболеваний, в той или иной мере страдают депрессивными или психическими расстройствами. Причем наиболее уязвимыми в этом плане категориями являются пожилые люди старше 60 лет и молодежь в возрасте до 20 лет.

- А как обстоят дела со стационарной помощью?

- Она нуждается в серьезной реорганизации. Во-первых, 75% имеющегося коечного фонда не отвечает современным санитарно-гигиеническим требованиям. Во-вторых, число действующих в настоящее время психиатрических больниц и психоневрологических диспансеров явно недостаточно: их надо увеличить как минимум втрое. При этом речь идет не столько о создании новых медицинских учреждений, сколько о разукрупнении клиник-гигантов. Наконец, ряд стационарных психиатрических отделений вполне можно перепрофилировать в полустационары и в общежития для проживания пациентов, утративших социальные связи.

- Как вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы люди не боялись угодить в психушку?

- Должен заметить, что если раньше многие больные, мягко говоря, отказывались от госпитализации, то теперь нередко наши пациенты просят, чтобы их направили на стационарное лечение. И неудивительно: ведь почти все они, особенно те, кто получил инвалидность, находятся за чертой бедности, а в стационаре они могут по крайней мере питаться бесплатно.

Кроме того, с ноября 1998 г., в связи со вступлением России в Совет Европы и ратификацией Европейской конвенции о защите прав человека, нашу страну регулярно будут посещать представители Европейского комитета по предупреждению пыток, а также унижающих человеческое достоинство обращений и наказаний. Цель этих визитов - проверка соблюдения прав пациентов, находящихся на лечении в психиатрических учреждениях. Думаю, подобные миссии развенчают бытующие представления о том, что в психиатрических клиниках больных не лечат, а бьют, морят голодом и всячески издеваются над ними.

- Может ли врач госпитализировать больного в принудительном порядке?

- Вообще принудительное лечение возможно только в одном случае: по решению суда, когда человека, совершившего правонарушение, признают невменяемым и направляют на лечение в психиатрическое учреждение. В иных случаях врач может прибегнуть лишь к недобровольной госпитализации, оценив состояние пациента по следующим критериям: степень опасности обнаруженного психического расстройства для самого больного и для окружающих, возможность утяжеления формы заболевания при отказе от госпитализации, беспомощность или слабоумие больного.

- Как же быть, если человек с явно выраженным психическим расстройством считает себя вполне здоровым и от подобного обследования отказывается?

- В этом случае врачу приходится идти к больному по указанному адресу вместе с милиционером.

- А кто, если не секрет, адресочек указывает?

- По действующему законодательству, это может сделать любой гражданин.

- Нет ли опасений, что "доброжелатели" зря настучат на человека, пытаясь таким образом свести с ним свои личные счеты?

- Это бывает, но редко, поскольку психиатры принимают заявления, содержащие такого рода информацию, в основном в письменной форме. При этом заявителя предупреждают, что за клевету ему придется нести ответственность. Кроме того, прежде чем отправляться к пациенту, врач должен по возможности оценить достоверность поступившей информации.

- Борис Алексеевич, хочу попросить у вас практического совета. Как следует вести себя, встретившись на улице с человеком, который с лихорадочным блеском в глазах бормочет: "Я - Наполеон" - и пристает к прохожим с требованием: "Сдавайтесь: вы у меня в плену"?

- Лучше всего обойти его стороной и обязательно сообщить о случившемся в ближайшее отделение милиции. Ни в коем случае нельзя вступать с ним в пререкания или набрасываться на него с кулаками. К сожалению, наше общество еще не настроено на гуманное отношение к душевнобольным людям. Вместо того чтобы им помочь, над ними смеются, улюлюкают вслед. Пользуясь случаем, я призываю всех: не будьте так жестоки! Помните, каким бы грозным ни казался идущий вам навстречу "Наполеон", он сам нуждается в защите.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно