Примерное время чтения: 8 минут
4767

Шизофрения любит стресс

По образному выражению старых психиатров, человек, больной шизофренией, больше всего напоминает оркестр без дирижера. В общих чертах шизофрению, одно из наиболее распространенных психических заболеваний, можно представить как появление определенных психических расстройств, которые, усложняясь с течением времени, приводят личность к дезорганизованности. У больного сначала ослабляются, а потом и разрушаются гармоничные связи между эмоциями, поведением, волей и мышлением; эмоции притупляются, способность целенаправленно мыслить сходит на нет, а в конечном итоге теряется способность к адаптации - как социальной, так и семейной. Это период, когда дирижер окончательно покидает пульт и больной не в состоянии вести прежнюю, обычную жизнь, превращаясь в глубокого инвалида.

Рассказывает Юрий Иосифович ПОЛИЩУК, руководитель клинического отделения НИИ психиатрии МЗ РФ.

- ПРИЧИНАМИ заболевания - и этот факт не подлежит никакому сомнению - является наследственное влияние. Гена шизофрении как такового не существует, но есть целая группа патологических генов, которые родитель передает следующему поколению. Шизофрения в непрерывных, хронических формах передается чаще по отцовской линии; со стороны матери ребенок получает шизофрению приступообразную и периодические формы, которые носят название шизоаффективных психозов.

Кроме пубертатного опасен и инволюционный, климактерический период, когда в организме происходит обратная перестройка, связанная с изменением деятельности желез внутренней секреции и вегетативных центров. Начало шизофрении не случайно падает на эти периоды - из-за серьезных гормональных изменений повышается реактивность нервной системы, психика становится особенно ранимой, что приводит к расшатыванию наследственного предрасположения, и оно из дремлющего переходит в манифестное, открытое состояние. То же самое может проявиться и в раннем детстве, но это редкость.

Инакомыслие без политики

КАК и всякая болезнь, шизофрения протекает по определенным стадиям. На начальном этапе обычно происходят малозаметные изменения психики и поведения. Без внешних причин начинает изменяться настроение - как в сторону внезапной радости, так и в сторону беспричинной грусти и уныния. Иногда сюда добавляются кратковременные состояния необоснованного страха, тревоги, неясных опасений и предчувствий. Некоторые начинают "зацикливаться" на вопросах собственной внешности и здоровья. Снижается работоспособность и продуктивность в учебе.

Несмотря на то что слово "шизофрения" и его разговорные варианты прочно вошли в бытовой язык, ни близкие люди, ни другие обыватели не в состоянии распознать действительно больных людей. Когда расстройства только-только появляются, принося с собой немотивированные спады настроения, окружающие могут принимать это за лень, скуку, раздражительность или просто нежелание общаться.

Более характерные признаки первой стадии - когда человек начинает совершать необычные поступки, нестандартно реагировать на события. Могут появляться отдельные странные высказывания, необычные, парадоксальные, которые легко можно отнести к чудаковатости или инакомыслию. Но увидеть разницу между желанием соригинальничать и началом шизофренического процесса может только специалист, так что не стоит пристально вглядываться в родных и знакомых. Тем более что шизофрения встречается у 1% населения.

Этот показатель устойчив в различные эпохи и для различных обществ. Правда, в отдельных регионах, где люди часто вступают в кровосмесительные отношения, процент увеличивается до 1,5-2,0%. В российской популяции - один случай на сто человек.

Творческое безумие

НЕОБЫЧНОСТЬ мышления, которая наблюдается в первой стадии, иногда (у личностей одаренных) может способствовать творческому процессу. Не секрет, что Чюрленис, Ван Гог, Шуман, Врубель, Скрябин и другие знаменитые творцы, оставившие человечеству свои шедевры, не обошлись без аномалий в психике. Вместе с тем нельзя считать, что гении и патология - синонимы. Как правило, творческим достижениям помогает лишь мягкая патология, но с течением болезни способности падают.

На втором этапе болезни проявления активны. Врачи называют его стадией развитой шизофрении. Здесь большое разнообразие. В самых тяжелых случаях наблюдается большой психический синдром, когда настроение не просто колеблется от мажора к депрессии, а оба эти состояния сосуществуют одновременно, по-прежнему без привязки к внешним обстоятельствам. Кроме того, добавляются чаще всего слуховые галлюцинации, которые приобретают характер псевдогаллюцинаций - когда больной как бы слышит различные голоса, звучащие либо в его голове, либо внутри тела, и воспринимает их как привнесенные, искусственно вызванные.

Это состояние, называемое синдромом Кандинского-Клерамбо (синдром психических автоматизмов), считается наиболее характерной особенностью бредовых форм шизофрении. Содержание бреда бывает самым разнообразным - бред физического и гипнотического воздействия, бред преследования, бред особого значения или отношения. Различают также бред религиозный и реформаторский, бред ревности и величия, бред мистического характера и т. д. Независимо от наполнения, с течением времени бред приобретает фантастический, нелепый характер.

Третья стадия - конечная. Изменения личности углубляются в сторону отчуждения. Симптомы болезни затухают, но вместе с тем продолжает формироваться стабильное состояние, в котором угасают эмоции, падает активность. Кроме того, человек утрачивает прежние интересы и привязанности, не испытывает сильных потребностей в чем-либо и ведет замкнутый образ жизни. Ключевое слово - "апатия" ко всему: семье, друзьям, работе, развлечениям. На этом состоянии психиатры проводят комплекс реабилитационных мероприятий, пытаясь обнаружить остаточные интересы. В зависимости от сохранившихся навыков, пациенты могут выполнять различную несложную работу, что в какой-то мере возвращает их к жизни.

Шизофрения может протекать в мягкой форме и напоминать проявления неврозов и психопатии, а может "явиться" в виде острых приступов - шизоаффективных психозов, когда яркие расстройства настроения сочетаются с образным, чувственным бредом преследования, воздействия, инсценировки, а вдобавок случаются сновидные помрачения сознания - грезы наяву. Эта разновидность шизофрении приобретает в настоящее время статус самостоятельного заболевания. Для провоцирования приступов нужна "подходящая" среда - острые психические травмы: глубокая обида, потеря близкого человека или другие резкие перемены в жизни. В отличие от шизофрении непрерывных форм, психозы протекают мягче и быстрее и, как правило, заканчиваются практическим выздоровлением.

Когда спящий проснется

ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ гены шизофрении могут всю жизнь оставаться в латентном состоянии. Это дело случая. Шизофрению "вытягивают на поверхность" внешние неблагоприятные воздействия и влияния. Приступ может случиться даже после физической травмы, хотя чаще всего толчком служат всевозможные эмоциональные потрясения, связанные с семейной или личной жизнью, разочарования, крах надежд, измена. У подростка проявление шизофрении может случиться на внутреннем конфликте - если реальная жизнь оказывается совсем другой, нежели представления о ней.

Очень сильно будоражит психику во время стрессов. Сейчас, когда совершается большое количество преступлений и региональных конфликтов, когда население живет в ожидании очередных экономических "сюрпризов" и постоянно видит на телеэкране демонстрацию убийств, у людей часто появляются депрессии, боязнь не заработать денег, страх за себя и детей. Нервы на пределе, одно потрясение накладывается на другое, возникает естественное желание спрятаться от страшного пресса. Следствие - растет количество неврозов и нарушений, которые обозначаются в мировой литературе как неотравматический стресс, связанный с катастрофами и чрезвычайными ситуациями. Травмирует психику даже обычная телереклама, ведь рекламные вставки грубо прерывают сознание, поглощенное интересным сюжетом.

Но, несмотря на возросший уровень нервно-психической травматизации, на увеличение случаев психических расстройств пограничного характера, общий процент больных шизофренией в популяции остается неизменным. Правда, болезнь чаще стала переходить в открытую форму, а также участились обострения и рецидивы.

Шизофрения излечима?

ТЕПЕРЬ немного о лечении. Современная фармакология располагает большим арсеналом психотронных препаратов, которые при своевременном назначении и правильно подобранных комбинациях и дозах могут приостановить развитие шизофренического процесса.

Лекарственное вмешательство здесь достаточно эффективно, поэтому сегодня можно вполне обоснованно говорить, что умеренные формы шизофрении лечению поддаются. Причем, можно не только предотвратить приступ или замедлить течение непрерывных форм шизофрении, но и устойчиво ослабить ее проявления. Известны случаи, когда регулярным лечением удавалось полностью остановить процесс.

При склонности шизофрении к хроническому течению врач может назначить систематический прием нейролептических препаратов, и человек будет оставаться практически здоровым. В качестве аналогии можно привести больных сахарным диабетом, которые годами принимают инсулин, не давая диабету развиваться.

Изобретены лекарства, существует удачная практика - казалось бы, чего еще желать? Но проблема в том, что

Ни терапевт, ни даже невропатолог этого сделать не смогут. А между тем необходимость такой диагностики особенно важна в общеполиклинической практике, куда в первую очередь обращаются пациенты с ипохондрическим бредом. Ипохондрики посещают врачей различного профиля. Жалуются на тяжелые ощущения во внутренних органах. Не распознав шизофренического происхождения подобных телесных симптомов, специалисты начинают искать причину в другом - тратят время и средства на обследования, процедуры. И лишь в итоге, не найдя ничего, участковый врач может предположить психическое расстройство. Но это не значит, что у этого предположения будет продолжение в виде каких-то действий.

Понятно, что на этих диспансеризациях утекает дорогое время и настает черед более тяжелой стадии.

В результате нередки случаи, когда неквалифицированный психиатр, обученный распознавать шизофрению в самых ранних проявлениях, получает пациента запущенного, а то и агрессивного, привезенного на машине "Скорой психиатрической помощи".

Кроме того, в нашей стране, где в тоталитарное время психиатрия иногда использовалась в политических, карательных целях, до сих пор сохраняется настороженное отношение к психиатрам. Поэтому те же родственники, выслушав намек врача из районной поликлиники, предпочитают к психиатрам не обращаться, наивно полагая, что это либо ошибка, либо все пройдет само.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно