Примерное время чтения: 8 минут
508

Олег Альпийский: "Просто я разучился жаловаться..."

ПРОШЛО уже больше года с тех пор, как читатели "АиФ. Здоровья" получили возможность ознакомиться с повестью нашего корреспондента Олега АЛЬПИЙСКОГО "В клешнях".

В этих письмах, до сих пор идущих в редакцию, - и пожелания, и вопросы, и слова благодарности: "Прочитала статью корреспондента Альпийского и схватилась за голову: "Боже, у меня же три месяца, как не заживает рана!" Помчалась к районному онкологу, как советует ваш корреспондент, и действительно: начинался рак. Делали химиотерапию, потом чем-то замораживали. Теперь я здорова. Спасибо, уважаемый автор! Здоровья вам и вашей семье, всему коллективу редакции!" Или: "Материал журналиста Альпийского нам, конечно, понравился, но почему-то в газете больше не видно его публикаций. Куда он пропал? Уж не случилось ли с ним чего - ведь рак так опасен..."

Спешим успокоить. Олег Альпийский жив, здоров и продолжает работать. Одновременно он заканчивает работу над кандидатской диссертацией, регулярно посещает бассейн и вообще полон творческих планов. Его повесть "В клешнях" недавно вышла в свет отдельной книгой. А сегодня он выступает в не совсем обычной роли для журналиста - не берет, а сам дает нам интервью.

- Олег, мы видимся каждый день. Знаю, что ты в порядке, и все же расскажи поподробнее, как ты себя чувствуешь?

- Хочу поблагодарить читателей за множество откликов. Не ожидал, что история "одного, отдельно взятого" человека может взволновать стольких разных, совершенно незнакомых людей. Что же касается вопроса о здоровье, то сам на него уже ответил - я здоров, на самочувствие не жалуюсь. Впрочем, как и на жизнь в целом. Просто с некоторых пор я разучился жаловаться... Считаю, что в жизни мне везет.

- Что же изменилось в ней "после тяжелой и продолжительной болезни"?

- Не потребовался этот дежурный некролог... А вообще изменилось все: что-то явно в лучшую сторону, что-то просто воспринимается иначе. Как это ни странно, болезнь мне даже помогла разобраться во многих, порой очевидных вещах: узнать, кто же действительно твой настоящий друг; научиться строже относиться к себе во всем: от собственных поступков до заботы о здоровье. Плюс новые события...

В этом году мой сын впервые пошел в школу, после беззаботного детства на его плечики свалилась колоссальная нагрузка. Видя, как малыш "загибается", я предложил ему каждое утро вместе делать зарядку, заниматься на тренажерах. Вскоре он стал энергичным и жизнерадостным.

Кроме того, я стал совершенно по-другому относиться к своему времени. Если раньше разбрасывался им направо и налево, то теперь понял, что это непозволительная роскошь.

- Так говоришь - можно подумать, что переболеть раком иной раз бывает полезно...

- Ни в коем случае! Рак - это страшно, это безумная боль, которую лучше не знать никому и никогда. Но как бы то ни было - прошлого не отнять; онкологическое заболевание - тоже часть моего опыта, и я попытался извлечь из пережитого максимальную пользу.

- Неужели так уж все гладко? Трудно поверить, что последствия лучевой терапии и "химии" никак не сказались на твоем здоровье...

- Конечно сказались. И будут давать знать о себе еще не один год. Но что поделаешь - не изобрели пока что ученые такого средства, выпив которое перед сном больной раком наутро вдруг выздоровел, даже от гриппа и то лечатся неделями.

В онкологии "халявные" варианты не проходят, лечение требует от больного сил и терпения. У меня облучением была выжжена вся ротовая полость - я сейчас постоянно ощущаю во рту сухой ком, из-за сухости трудно глотать и говорить, ломит десны. Зубы болят. А после приема цитостатических химиопрепаратов врачи не советуют сразу заводить детей, так как несколько лет сохраняется опасность врожденных осложнений.

- А ощущаются после операции чисто механические неудобства?

- Вырезанной половины языка очень недостает при разговоре; теперь с моей речью проблематично работать диктором, комментатором или телеведущим... Прибавь сюда вторую группу инвалидности, позорную государственную подачку по этому поводу. Так называемая пенсия чуть ли не вдвое меньше официального прожиточного минимума. Не представляю, как на нее живут люди, это же не-нор-маль-но!

Вот ты сам провоцируешь меня выглядеть этаким ворчуном, недовольным жизнью; это же не так. Повторяю: не хочу жаловаться на судьбу. Во-первых, я еще не в том возрасте, во-вторых, все сложилось удачно - я живой, а побочные эффекты - своеобразная плата за жизнь.

- Тогда поговорим о более приятном - о еде: существует ли какая-то особая диета для человека, перенесшего онкозаболевание? Ты можешь есть все, что захочешь?

- Диет сейчас полно, но применительно к онкологии, по-моему, ни одна из них теоретически не обоснована. Поэтому глупо всю жизнь "сидеть" на жидких кашах и трястись над тем, как бы снова не заболеть; хотя пережаренные и пересоленные, острые и жирные блюда еще никому не шли на пользу. Каждый день я стараюсь есть овощные салаты, на обед обязательно первое. Мясо? Можно, хотя предпочитаю рыбу... Вообще, я в еде непривередлив, но очень подозрительно отношусь ко всяким хот-догам, гамбургерам и прочим "фэст-фудам". Не буду утверждать, что эта еда является такой уж вредной для здоровья, но и фактическая польза от нее остается под вопросом.

- А каких ограничений ты придерживаешься в выборе напитков?

- Только температурных: слишком горячее и холодное мне противопоказано. Если же под "напитками" подразумевается алкоголь, то в пределах разумного могу себе позволить практически все. Правда, очень крепкого спиртного стараюсь не пить - по крайней мере неразбавленным, алкоголь раздражает ротовую полость, да и вредно, говорят, это. По этой же причине, кстати, не ем сладкого и некоторых фруктов - с едким соком...

Вообще, куда с большим удовольствием пью простоквашу, кефир со свежей зеленью или минеральную воду. По утрам неизменно кофе, вечером чай.

- Олег, как часто ты должен показываться в клинике лечащим врачам и как складываются с ними отношения? И с руководством Онкологического центра: не могу обойти молчанием скандал, который вызвал у руководства один из подзаголовков повести "В клешнях"...

- Скандал? Если имеешь в виду известное всем сравнение онкологической больницы с Бухенвальдом, то ты преувеличиваешь. Просто обычная игра слов, никак не связанная ни с профессиональной, ни с научной деятельностью учреждения, и тем более с именем академика Блохина. Она связана с болезнью, от которой там лечатся. В названии главы я всего-навсего озвучил народный юмор, нацеленный на ПРОФИЛЬ этого центра. Согласен, у этого юмора горьковатый привкус, но ко мне-то какие претензии? Между прочим, Онкоцентр в такого рода "фольклоре" не одинок: знаешь, что твердит народная молва про Институт скорой помощи им. Склифосовского? То, что "это единственный институт, куда принимают без экзаменов".

С врачами клиники я общаюсь регулярно: у них нет времени на "обиды" - они заняты спасением больных. Жалею только, что из-за моего подзаголовка им тогда влетело от начальства.

- Может, тогда не стоило называть их имена во всеуслышание?

- А почему, собственно, нет? Эти люди - профессионалы, известные в научном мире, среди коллег. Несправедливо, когда о какой-нибудь эстрадной поп-диве знают все, а представители истинной русской интеллигенции представлены мало и однобоко. О таких докторах, как Шенталь, Любаев и Голосков, страна должна знать.

Поэтому я решил изменить только имена эпизодических героев, то есть тех, на ком не строится основной сюжет.

- Однако ты подписался псевдонимом...

- Да, ведь не я же центральный персонаж в этой истории. Представь: события стремительно пролетают вокруг тебя, ты как бы присутствуешь, но ты - заложник ситуации, и жизнь твоя зависит от определенного стечения обстоятельств. И от тех, кто тебя окружает.

- Ты выбрал такой необычный псевдоним. Почему?

- Здесь несколько соображений. Прежде всего я руководствовался боевым настроем, решимостью выжить - помнишь поход Суворова, Альпийский перевал, Чертов мост? Солдаты шли вперед, потому что знали: у них нет выбора; кто-то срывался в пропасть, кому-то везло больше. Но каждый из них "верен был своей мечте". Только с таким эмоциональным настроением возможна победа над злым "качеством".

Или представь красивую картинку: вершины Альп, покрытые снегом, зеленые луга на склонах гор, прозрачные ручьи и свежий воздух... В моей душе это всегда перекликалось с чем-то величественным, радостным и возвышенным. А мысли о прекрасном радуют душу и, стало быть, тоже помогают справиться с болезнью.

- Можешь в завершение нашего разговора дать какой-либо ценный совет людям, больным раком, их родственникам?

- Не хотелось бы давать каких-то четких инструкций по поведению в этой ситуации. Диагноз "рак" - это серьезный удар для больного, для всей его семьи, любая реакция здесь оправданна, и любое поведение будет естественным. Поэтому могу лишь пожелать читателям стараться чаще делать то, что нравится, что доставляет удовольствие и радость, а значит- продлевает жизнь.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно