aif.ru counter
54

Где врач и где пациент...

«АиФ. Здоровье» № 31 02/08/2000

Сколько раз мы уже слышали о том, что наши врачи самые лучшие в мире. Сколько раз читали о сенсационных разработках медицинских НИИ и об уникальных операциях российских хирургов. И сколько раз, попадая в свою горбольницу, пациенты не имели должной врачебной помощи из-за неверной или неточной интерпретации данных, полученных при обследовании. Просто нет квалифицированного врача-диагноста, а то и доктора нужной специализации. Вот и приходится человеку собирать ворох бумаг - выписки, результаты анализов, справки - и отправляться в дорогу. В район, область, край или сразу в Москву. Это в том случае, если больной еще в состоянии это сделать.

Наверное, не стоит лишний раз описывать те мытарства, которые нередко вынужден пройти человек, чтобы получить необходимую высококвалифицированную медпомощь, ведь даже жителю столицы зачастую непросто отыскать того врача, который лечит именно эту болезнь, а не просто знает о ней из курса медвуза. Что говорить об иногородних страдальцах... Тем более что значительная часть потенциальных пациентов не в состоянии даже оплатить дорогу до Москвы и обратно, не говоря уже о необходимости проживания в ней в течение нескольких дней. Кроме того, новые механизмы межрегиональных отношений требуют проведения взаиморасчетов за медуслуги, а на это, как правило, в местных бюджетах денег не хватает.

Что делают в этих условиях администрации многих субъектов Федерации? Правильно. Они начинают создавать собственные многопрофильные медицинские центры, широко оснащая их классным медоборудованием. Но где взять высококвалифицированных врачей, да еще узкой специализации, на подготовку которых требуется не год и не два? И даже если такой специалист окажется в нужное время в нужном месте, то как, скажите, обеспечить ему необходимую загрузку, чтобы он ни в зарплате не потерял, ни в квалификации? Где выход для врача и пациента?

Телемедицина от всех болезней

ИМЕННО телемедицина должна стать и уже становится тем спасительным мостом, который свяжет врачей со всех концов России, - тем самым Хоттабычем, который избавит пациентов от болезней, а заодно от чрезмерных расходов и нервотрепки.

Всемирная организация здравоохранения определяет телемедицину как медицинскую практику с использованием аудио-, видео- и компьютерного обмена данными для консультирования, лечения и оказания иных видов медпомощи пациентам.

Вообще же, телемедицина - это, во-первых, первичное консультирование больных (уточнение диагноза, анализ полноты и качества обследования, подготовка больного к операции), во-вторых, консультация или наблюдение больных после сложных операций (местные врачи обсуждают со специалистами ведущих профильных центров особенности состояния и лечения больного); в-третьих, срочные консультации больных в тяжелом состоянии, и, в-четвертых, телеобучение (лекции и практические занятия ведущих специалистов).

Технически телемедицинский консультационный пункт работает в двух режимах передачи данных: первый - на мониторах компьютеров в разных городах видно одну и ту же информацию, изображение собеседника, историю болезни или рентгеновские снимки, результаты анализов, УЗИ, ЭКГ и проч.; второй - консультант может листать слайды, искать информацию в базе данных "чужой" клиники, а по видео наблюдать ход операции или диагностической процедуры.

Вы скажете, что все хорошо только там, где такое оборудование есть. Верно, но количество таких больниц растет. Более того, возникла потребность в создании Федерального координационного телемедицинского центра, который бы объединил все телемедицинские консультативные пункты в самых разных городах страны. Именно такой центр под эгидой и со штаб-квартирой в Минздраве РФ создается сегодня. Уже функционируют телемедицинские пункты во Владивостоке, Нижнем Новгороде, Архангельске, Якутске, Новосибирске.

Больница и база в одном флаконе

ОБ ОПЫТЕ работы в сфере телемедицины рассказывает главный врач Центральной клинической бассейновой больницы Минздрава России доктор медицинских наук Константин ЛЯДОВ:

- Задача нашей больницы как федерального лечебного учреждения - получив информацию о пациенте, оценить ее и выйти на существующие в Москве специализированные центры, которые ему смогут помочь наилучшим образом.

Основной клинической, консультативной базой нашего телемедицинского центра является Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова. За последние годы специалистами академии под непосредственным руководством ректора ММА им. И. М. Сеченова академика М. А. Пальцева, проректоров академика И. Н. Денисова, членкора РАМН С. В. Грачева и С. А. Дадвани разработан ряд нормативных, методических материалов, позволяющих перейти от единичных телемостов к системной работе в области клиники, дистанционного обучения, научных исследований.

Помимо ММА им. И. М. Сеченова мы контактируем с телемедицинскими пунктами НЦ ССХ им. А. Н. Бакулева, Онкологическим НИИ им. П. А. Герцена, НИИ педиатрии и детской хирургии. И пациенту никуда не надо ехать, тратить деньги, искать, дожидаться приема...

К сожалению, пока не существует единой системы заказов, единой базы данных, единой справочной. Наш диспетчерский центр как раз и занимается такой координацией. И это очень важно для нашей страны, поскольку у нас есть много хороших узкоспециализированных клиник, до которых люди в большинстве своем просто не доходят, оседая в лечебных учреждениях гораздо меньшей квалификации. А это уже ущерб не только здоровью пациента, но и экономике.

Наша задача - более эффективно использовать потенциал уникальных специалистов, работающих в нашей стране. Почему он должен сидеть без дела, если у пациентов нет возможности ехать за тридевять земель, чтобы попасть к нему на прием? Не проще ли для врача и пациента провести телеконсультацию.

- Константин Викторович, кто должен стать инициатором медицинской консультации? Врач или больной?

- И тот и другой. К сожалению, даже там, где установлены и работают телемедицинские пункты, о возможности подобных консультаций зачастую не знают ни врачи, ни пациенты. Нет информации! Хороший в этом смысле пример подает Новосибирск, там телемедицину активно поддерживает областная администрация и информации о телемедицине достаточно. Сегодня мы стараемся заключать договоры с крупными предприятиями, чтобы их работникам не нужно было терять время на беготню и поездки по врачам. Ведь пройти обследование они могут и у себя в поликлинике, а вот оценивать полученные данные с нашей помощью будут уже ведущие специалисты центральных клиник. В то же время нам не очень понятна позиция ряда отдаленных регионов, которые о возможностях телемедицины знают, но устанавливать у себя телесистемы не торопятся.

- Может быть, здесь дело в амбициозности региональных врачей? Мол, мы и сами с усами, зачем нам Москва?

- Да, такое отношение к телеконсультациям не редкость. И тут снова нужно говорить об информированности врачей и пациентов. Ведь, как правило, врач, который работает "у станка", не амбициозен - ему надо вылечить пациента. Но как только он выходит на уровень горздрава, чтобы получить направление для больного в Москву, или на уровень кафедры местного медицинского вуза, то там уже слышит: "Мы сами все умеем".

Кстати сказать, на самом деле очень часто так и бывает. Больше половины пациентов, которые обращаются к нам за помощью, не нуждаются ни в каком дополнительном лечении, их прекрасно и правильно лечат на местах. Но телеконсультации позволяют снять элемент недоверия пациента к врачу, а это исключительно важно для успеха лечения.

Телемедицина - это не метод лечения. Это метод проведения консилиума, конечная цель которого - здоровье человека. Плюс это огромное удешевление лечения для больного. Просто пока для доктора более привычно консультироваться где-то на кафедре через два квартала, чем, допустим, с профессором, по чьим книжкам он учился. И наконец, по моему мнению, телеконсультация куда меньше может ущемить самолюбие иных врачей, чем выписка направления на лечение в другую клинику.

- Что вы можете сделать в ситуации, когда пациенту нельзя помочь на месте?

- Здесь роль диспетчерского центра очень важна. Мы определяем, принять человека у себя в стационаре и пригласить специалистов для лечения из профильных клиник или организовать госпитализацию пациента в ту клинику, где ему сделают операцию наиболее качественно. Затем, через три-четыре дня после операции, мы можем перевести его к себе долечиваться. Причем пребывание пациента у нас обойдется ему куда дешевле, чем полный курс обследования и реабилитации в специализированной клинике, а дорогостоящая койка узкоспециализированного стационара освободится для другого нуждающегося пациента.

НЕ СОГЛАСИТЬСЯ с Константином Лядовым трудно. Телемедицина нужна. Особенно в нашей стране, где огромные расстояния и плохие дороги могут запросто свести на нет усилия даже самого талантливого врача. К слову сказать, уже сегодня многие страны, где нет собственной сети современных исследовательских медицинских центров, обращаются к телемедицине как к реальной возможности подъема качества национальной медицины без привлечения больших финансовых ресурсов.

Следует отметить, что нынешний министр здравоохранения России Юрий Шевченко считает телемедицину одной из важнейших перспективных разработок для российской медицины. Будучи начальником РВМА, "главный врач страны" одним из первых в России внедрил в практику РВМА телемедицину.

Так что и у энтузиастов новой для нашей страны виртуальной медицины, и у миллионов российских пациентов есть все основания для оптимизма.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы