Примерное время чтения: 5 минут
96

У больных лейкозом появилась надежда

Недавно в Москве состоялось расширенное открытое заседание Международного экспертного совета по гематологии. Ведущие специалисты страны высказали свою позицию по одной из самых насущных проблем современной российской онкогематологии - лечении хронического миелоидного лейкоза. Проблема вышла за рамки сугубо медицинской и приобретает все более острое социальное значение.

ОРГАНИЗАТОРАМИ встречи выступили Гематологический научный центр РАМН и НИИ детской гематологии МЗ России. В состав Президиума Экспертного совета вошли главный гематолог МЗ РФ академик РАН А. И. Воробьев, главный детский гематолог МЗ РФ, член-корреспондент РАМН А. Г. Румянцев. Почетным гостем Совета стал профессор Джон Голдман (Хаммерсмит Госпиталь, Лондон).

Хронический миелолейкоз (ХМЛ) занимает третье место среди всех лейкозов, на его долю приходится около 20% диагнозов. Заболеваемость ХМЛ составляет 1,5 человека на 100 000 населения. На данный момент в России зарегистрировано около 3,5 тысяч больных ХМЛ. 55% пациентов находятся в наиболее профессионально и социально активном возрасте - от 31 до 61 года, хотя заболевание не обходит и детей - на их долю приходится 2% заболевших. Только в Москве ежегодно регистрируется до 50 новых случаев заболевания.

До последнего времени диагноз "Хронический миелолейкоз" звучал как приговор. Все использовавшиеся режимы химиотерапии и медикаментозной терапии не действовали на молекулярную причину развития ХМЛ и поэтому не позволяли добиться излечения больных. С помощью препаратов можно было лишь замедлить прогрессирование болезни, но не остановить ее. Единственным действенным методом лечения оставалась операция по пересадке костного мозга. Но из-за серьезных объективных сложностей (в частности, с подбором доноров) эти операции проводятся крайне редко. В современной России трансплантация костного мозга осуществляется лишь 0,6% больных ХМЛ.

Однако в 1998 году впервые в истории лечения лейкозов появился препарат с направленным молекулярным механизмом действия, способный воздействовать не на следствия, а на причину болезни. Огромное количество международных и российских исследований доказали несравненное превосходство нового метода лечения по отношению к старым схемам терапии по всем показателям - полным ремиссиям, выживаемости, качеству жизни больных, переносимости лечения.

Данные исследования IRIS, в которое вошло 1166 пациентов из 16 стран мира, позволили изменить прежние стандарты терапии во всех фазах заболевания. Полученные результаты лекарственной терапии сравнимы с результатами трансплантации костного мозга и дают возможность получения полных ремиссий у 75% больных (при использовании терапии интерферонами - всего 8%). Метод обеспечивает преимущества в 4-летней выживаемости в два раза по сравнению с другими устаревшими режимами терапии (86% против 43%). С точки зрения медицинской этики, назначение препарата показано всем больным, находящимся в настоящий момент на лечении, а также всем вновь диагностированным пациентам. Во всем мире после получения первых революционных результатов этот метод признан "золотым стандартом" лечения ХМЛ, организовано обеспечение препаратом пациентов. Спустя 5 лет пролечены десятки тысяч больных.

"Мы все присутствуем при совершенно необычном явлении: появился первый препарат, способный остановить и повернуть вспять развитие самого безнадежного лейкоза" - отметил в своем выступлении главный гематолог страны академик А. И. Воробьев.

В 2001 году "золотой стандарт" зарегистрирован и в России. Однако из более чем 3500 пациентов с ХМЛ современную, дающую наилучшие результаты терапию получают лишь 400 человек - 13%. Причем только 100 из них - за счет закупок Министерства здравоохранения и социального развития РФ и региональных органов здравоохранения. Стоимость терапии составляет 2712 долларов США за одну упаковку, что соответствует месячной стоимости лечения. Это практически не сопоставимо с уровнем доходов россиян. Очевидно, что самостоятельно приобретать его для долгосрочного курса пациенты и их родственники не могут.

Для решения этого острого вопроса необходима государственная программа, которая в данный момент отсутствует. Необходима также консолидация усилий всех сторон, заинтересованных в сохранении здоровья нации, - как государственных, так и коммерческих организаций, считающих себя социально ответственными.

Несмотря на высокую стоимость препарата, в октябре 2004 г. он внесен в список жизненно важных и необходимых лекарственных средств.

Задачами на ближайшие годы организаторы гематологической службы России видят совершенствование диагностической базы и создание по стране сети диагностических центров, оснащенных современным оборудованием для раннего выявления ХМЛ, восстановление системы регулярных профилактических осмотров населения, а также обучение клинических и лабораторных врачей работе с новейшим диагностическим оборудованием. Раннее выявление болезни, считают специалисты, сможет гарантировать максимально высокие результаты применения нового метода лечения.

"Уверен, что в будущем вы сумеете решить эту проблему и сможете обеспечить всех своих пациентов. Но и сейчас этот препарат очень нужен. Медлить нельзя: речь идет не просто о лечении - о спасении человеческих жизней", - с такими словами обратился к российским врачам профессор из Великобритании Джон Голдман.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно