Примерное время чтения: 10 минут
4413

Недетские "игрушки"

Моему сыну 9 лет. Недавно я стала замечать, что у него стал проявляться какой-то нездоровый сексуальный интерес. Например, когда мы идем с ним по городу, он внимательно рассматривает рекламные плакаты с изображением полуобнаженных женщин. Неоднократно я заставала его поздно ночью за просмотром эротических фильмов. А недавно я увидела, что он занимается онанизмом. Я в шоке. Что делать?
Ирина З а й ц е в а, Кривой Рог

СЕКСУАЛЬНОЕ развитие ребенка начинается с момента зачатия и продолжается на протяжении всей его жизни. Исследования ультразвуком показали, что еще в утробе матери за несколько месяцев до рождения у мальчиков бывают случаи эрекции, а у новорожденных девочек нередко в первые сутки жизни отмечается появление вагинальной смазки и эрекция клитора.

Иногда встречаются случаи младенческого онанизма. В литературе это описывается так: ножки очень плотно сжаты, тело напряжено и вытянуто, младенец кряхтит, сжимая и разжимая бедра в течение нескольких минут, после чего удовлетворенно расслабляется.

Родители по-разному реагируют на эти проявления: одни смеются, другие удивляются, некоторые начинают беспокоиться. Если вы столкнулись с такой ситуацией, отнеситесь к этому спокойно, не запрещайте ребенку познавать свое тело, так как ваш запрет в будущем может стать источником различных нарушений в сексуальном поведении вашего ребенка.

Обычно младенческая мастурбация проходит сама собой к 2 годам жизни. После 2 лет начинается следующий период сексуального развития. Дети уже знают о существовании своих половых органов и о том, что прикосновение к ним связано с приятными ощущениями. Поэтому многие осмысленно вызывают раздражение своих половых органов ручками или используют для этой цели игрушки, подушки, одеяла. Родителям следует относиться к этому спокойно. Если вы заметили, что ребенок играет со своими гениталиями, постарайтесь отвлечь его внимание, но ни в коем случае не наказывайте и не ругайте его.

В период полового созревания родители должны способствовать формированию полового самосознания у ребенка. Чтобы мальчик ощущал себя мальчиком, а девочка - девочкой, родителям очень важно при общении с ребенком указывать на его пол, называть именем, соответствующим полу, использовать интонации, присущие мужской или женской речи, покупать игрушки, соответствующие полу (мальчикам - машины, девочкам - куклы), подбирать соответствующую полу одежду.

К сожалению, не все родители понимают, насколько серьезны последствия неправильного общения с ребенком. Приведу такой пример. В одной семье было двое детей: двухлетний мальчик и восьмилетняя девочка. Мальчик был похож на ангелочка: пухлые розовые щечки, огромные голубые глаза, белокурые локоны. Девочка очень хотела иметь сестричку. Поэтому она стала одевать братика в свои платья, завязывать ему бантики и называть малыша Ирочкой. Родители относились к этой игре как к безобидной шалости. Соседские бабули, сидящие от нечего делать на лавочке, подыгрывали: "Ой, смотрите, Ирочка гулять вышла!"

Между тем малыш привык к своей девичьей роли. Он с удовольствием играл с девочками в куклы, постоянно крутился около мамы на кухне. Однако в более позднем возрасте ему пришлось нелегко: в школе его стали дразнить "девчонкой", мальчишки не брали его в свою компанию, а став взрослым, он столкнулся с сексуальными проблемами. Этот пример говорит о том, что родители своевременно должны помочь ребенку утвердиться в его половой принадлежности.

Примерно с 3-летнего возраста дети начинают осознавать, что родителям не нравится, когда они трогают свои половые органы. Они не могут понять, почему ко всем остальным частям тела родители относятся хорошо, а к этим - плохо. В этот период родители должны приучить ребенка не трогать свои гениталии в общественных местах, терпеливо объясняя ему, почему он должен вести себя именно таким образом.

В этот период появляются сюжетно-ролевые игры, в которых ребенок выполняет определенную социальную роль, соответствующую его полу (игры в "доктора", в "дочки-матери" и др.). Эти игры помогают ребенку уточнить строение своего тела, сравнить себя с другими детьми, начать осваивать половую роль. В этот период есть вероятность возникновения неожиданных ситуаций, возникающих при знакомстве детей с отношениями между полами. Огромную роль в таких ситуациях играет реакция родителей на происходящее.

Иногда ребенок может столкнуться с обнаженными взрослыми. В семьях, где не принято какое-либо обнажение, растерянность ребенка тем сильнее, чем острее и ярче проявляют смущение сами родители. Ребенок испытывает непонимание, удивление, иногда и страх. Застигнутые в обнаженном виде взрослые нередко выражают негодование в адрес ребенка, возникает эмоциональная напряженность.

В иных семьях, наоборот, принято слишком открытое и свободное отношение родителей к обнажению, что тоже не всегда хорошо. Некоторые дети, даже знающие о различиях полов, могут смущаться выраженностью вторичных половых признаков у родителей, порой пугаться их или испытывать чувство собственной неполноценности. Эти реакции очень индивидуальны. Если ребенок увидел вас обнаженным, не злитесь на него - постарайтесь сохранить спокойствие. Иногда лучше сделать вид, что ничего не произошло.

Может случиться, что ребенок станет свидетелем половой близости между родителями (чаще всего это происходит в семьях, живущих в 1-комнатной квартире). Трудно точно указать возраст, начиная с которого дети улавливают сексуальный смысл полового акта. Но, по приблизительным оценкам, определенные мысли по этому поводу могут возникать у ребенка уже к двум с половиной годам. На ребенка, внезапно столкнувшегося с близостью родителей, это может произвести впечатление чрезвычайной силы: он воспринимает происходящее как драку, войну, в которой родители бьют, кусают, душат друг друга, причем роль агрессора обычно отводится отцу.

Последствия наблюдения полового акта могут быть самыми разными - от полного их отсутствия до выраженных и более или менее долго сохраняющихся реакций невротического типа. Реакции детей зависят от характера ребенка, от пережитых эмоций, от имевшейся у него ранее информации об отношениях полов. Одни дети становятся скрытными, их поведение может быть демонстративно-вызывающим. Другие, напротив, становятся робкими, зависимыми, легкоподатливыми. Некоторые дети могут попробовать повторить увиденное в сексуальных играх с другими детьми, вне зависимости от их пола, так же как они копируют и другие жизненные ситуации (например, когда делают уколы куклам).

Специалисты считают, что после полутора лет ребенок не должен ни слышать, ни видеть проявления интимной жизни родителей, так как непонятное может быть источником глубокого и устойчивого страха. Если вы оказались в такой ситуации, то не тратьте время на выяснения, чего и насколько испугался ребенок, а мягко успокойте и отведите его спать. Малыша вполне устроит объяснение, что мама с папой просто "играли", но в последующие дни он должен видеть мир между родителями, подтверждающий их слова о мирной "игре".

В 4 года дети точно знают свою половую принадлежность. К сексуальным проявлениям в этом возрасте относятся желание трогать свои половые органы и пупок, интерес к обнажению других людей, подглядывание за ними.

В возрасте 5 лет сексуальные игры становятся все реже, между мальчиками и девочками появляется чувство смущения по отношению друг к другу. Примерно в это же время у детей формируется представление об интимных отношениях. Как правило, за основу берутся отношения между родителями. Если ребенок видит в отношениях родителей тепло, ласку, нежность, они обнимают и целуют друг друга, то у него складывается представление об интимных отношениях как о чем-то приятном.

У 5-6-летних детей, как правило, половое самосознание уже окончательно сформировано. Они точно знают свою половую принадлежность и понимают, что пол невозможно по их желанию изменить. Многие дети в этом возрасте по-прежнему продолжают увлекаться механическим раздражением своих половых органов. Они занимаются этим, когда находятся в постели, во время физиологических отправлений или уединяясь где-нибудь для получения удовольствия.

Заметив это, родители не должны паниковать. По мнению специалистов, нечастые манипуляции гениталиями необходимы для правильного психосексуального развития ребенка. Однако при ситуации эмоционального дискомфорта (недостатке родительского внимания, заброшенности, одиночестве, обидных и ущемляющих детское достоинство действиях взрослых, при трудностях построения отношений со сверстниками, проблемах в школе) онанизм становится источником положительных эмоций, средством самопомощи и может превратиться в привычку.

Осуждение и наказание ребенка за онанизм со временем вызывает личностную реакцию: критическое отношение к этой привычке. Если ребенок не может избавиться от нее, то он начинает считать себя больным, замыкается, что может привести к сексуальным затруднениям в будущем. Если в семье царит эмоциональное благополучие, когда ребенку хорошо и интересно, желание раздражать половые органы постепенно угасает, а потом и вовсе исчезает.

Дети младшего школьного возраста обычно хорошо представляют анатомические различия полов, стыдятся раздеваться при посторонних. Однако детская любознательность побуждает их к познанию половых органов. Они играют в "больницу" и другие подобные игры, во время которых могут рассматривать половые органы друг друга, иногда трогают, даже вводят различные предметы в задний проход или во влагалище.

Сексуальное общение подобного рода характерно как для детей одного пола, так и для разнополых. Главной целью этого общения является желание получить ответы на вопросы: "Чем я отличаюсь от остальных? Чем отличаются люди другого пола от меня?" Другим мотивом является стремление прикоснуться к чему-то запретному и посмотреть, что из этого выйдет. Обычно сексуальные игры сами по себе никак не вредят детям. Психическую травму ребенку может нанести грубая, резкая реакция взрослых, их угрозы, наказания за "плохое" поведение.

Для этого возраста характерно также подглядывание за обнажением, мочеиспусканием, дефекацией, поиск следов и предметов, связанных с половой жизнью взрослых в семье, пристрастие к просмотру эротических программ и фильмов. В этом периоде встречается мастурбация как в одиночестве, так и в гомо- и гетеросексуальных группах, сексуальные игры с животными. В возрасте 8-9 лет дети уже осведомлены об эротическом характере половых взаимоотношений, поэтому к таким действиям нельзя относиться как просто к игре, так как все это делается исключительно для получения сексуального наслаждения.

Одна из особенностей развития детей младшего школьного возраста - это закрепление половой роли в общении со сверстниками. Дети образуют однородные по полу группы, каждая из которых имеет свои правила поведения. Мальчики становятся более мужественными, а девочки - более женственными. Однако в поведении некоторых детей нередко отмечаются признаки противоположного пола.

Встречаются, например, девочки, которые предпочитают мальчишечьи игрушки, не любят носить платья, чувствуют себя более комфортно в мужском обществе, что зачастую отражается на их манерах (они бывают резкими, угловатыми). Точно так же некоторые мальчики этого возраста предпочитают девчоночьи игрушки, охотно занимаются домашним хозяйством, любят наряжаться в женскую одежду, интересуются косметикой, бижутерией, любят находиться среди женщин, кокетливы с мужчинами. Эти признаки обычно впервые появляются в возрасте 2-5 лет и становятся более выраженными к 6-8 годам. При наличии этих признаков, постоянном и упорном их проявлении можно говорить о нарушении половой идентичности детского возраста.


Все младенцы любят играть со своими половыми органами. Специалисты отмечают, что в этих действиях присутствует сексуальный компонент: при раздражении своих половых органов младенцы улыбаются или издают звуки, означающие удовольствие.


Нередко маленькие дети получают удовольствие, когда бьют себя пятками по ягодицам. Забава эта кажется на первый взгляд абсолютно безобидной. Однако ягодицы - это одна из ведущих эрогенных зон, поэтому ребенка необходимо отвлекать от ее стимуляции.


Если поведение вашего ребенка вас чем-то настораживает или у вас появляются подозрения о наличии полоролевых нарушений, не следует делать из этого трагедию или ругать ребенка, обзывая его обидными словами. Прежде всего надо понять, что происходит. Для этого вам надо некоторое время спокойно понаблюдать за своим ребенком, выбрать подходящий момент для откровенного разговора с ним и при необходимости обратиться к специалистам.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно