Примерное время чтения: 11 минут
250

Узнаю я их по голосам

Первая публикация о тайнах голоса вызвала немалый интерес, и мы продолжим попытки разобраться в том, почему нас завораживают голоса певцов, что такое эмоциональный слух и как его использовать в обычной жизни... Об этом и о многом другом рассказывает главный научный сотрудник Института психологии РАН, доктор биологических наук, профессор Владимир Петрович МОРОЗОВ, который занимается изучением вопросов невербальной (т. е. неязыковой) коммуникации человека и животных не один десяток лет.

Ребенок, который все слышит

ИЗВЕСТНО, что тембр голоса, его окраска зависят от строения резонаторов. Верхние (глотка, носоглотка, рот, полость носа и его придаточные пазухи) и нижние (трахея, бронхи, легкие) резонаторы у каждого человека имеют свои особенности, поэтому и голоса у всех людей разные.

Младенец уже рождается с определенным опытом предков. Человек владеет голосом еще до рождения, а вот сама речь появляется значительно позже - к полутора, а то и к двум годам. Однако задолго до овладения речью ребенок уже прекрасно владеет способностью общаться с окружающими на языке эмоций. Радость, печаль, гнев, горе, страх - эти чувства в его голосе различит не только чуткое ухо матери, но и любой человек. В младенческом возрасте человек не только выражает собственные эмоции, но и прекрасно понимает эмоциональную интонацию взрослых, даже в тот период, когда смысл слов ему еще не понятен.

Позже ребенок начинает подражать услышанным звукам. Он говорит "гав-гав" вместо "собачка", "ту-ту" вместо "машина" и т. п. Интересно, что многие описания могут обозначать и предмет, и само действие: например, "тук-тук" - это и действие (стучать), и предмет (молоток). Элементы подражания свойствам описываемых предметов сохраняются у ребенка и при овладении словом, т. е. настоящей речью. Говоря о большом животном (медведь), ребенок старается изобразить его низким, грубым голосом, а изображая маленькую птичку, пользуется тоненьким голоском.

При попытке уяснить, "как" и "когда" наши предки перешли от эмоционально-образного описания предметов к абстрактному слову-символу. Ученые, например, решили определить, как говорили древние люди, каковы были звуки их голосов. Анатом Эдмунд Крелин из Йельского университета на основе окаменелых остатков их костей реконструировал строение голосового аппарата тогдашнего человека, затем он вылепил из пластилина ротовую и глоточную полости нашего предка. Оказалось, что гортань у древнего человека была расположена очень высоко, а глотка мало развита. По строению речевого аппарата он более походил на новорожденного ребенка и шимпанзе.

Далее на помощь пришла современная техника, и, заложив данные в компьютер, специалист по речи Филипп Либерман из Коннектикутского университета получил характеристики речи древнего человека. Он плохо мог артикулировать звуки А, И, У, и темп его речи был очень медленным. По нашим ощущениям, он говорил неестественно, растягивая звуки, как бы пропевая их. Что же, это вполне соответствует неоднократно высказываемым мнениям, что древний человек раньше научился петь, чем говорить.

Эмоциональный слух

В РАЗГОВОРЕ помимо смысла слов важно, как они произнесены. Характерная черта языка эмоций - его непроизвольность и подсознательность (не потому ли звук голоса нередко выдает то, что человек говорит не то, что думает). Попробуйте воспроизвести интонацию своего же собственного эмоционального возгласа, и если вы не актер, то убедитесь в абсолютной фальшивости копии. Ученые отмечают зависимость характера издаваемого человеком звука от физиологического состояния его организма, испытывающего ту или иную эмоцию, и состояния голосообразования, в частности.

Так, например, у человека, находящегося в гневе, вся мышечная система (в том числе и голосовые связки и дыхательный аппарат) сильно напряжена, что неизбежно отражается на характере звука. Общее мышечное расслабление человека, "убитого" горем, также приводит к характерным изменениям голоса. При выражении радости чувствуется, что человек говорит или поет, как бы улыбаясь чему-то.

Еще одно наблюдение ученых говорит о том, что если у человека нет способности воспринимать эмоциональные краски и чувства при чужом горе, то это, как правило, связано с неспособностью к собственной эмоциональной выразительности, нечуткостью к партнеру. Сам голос, независимо от того, какие слова произносятся, несет колоссальный объем информации, и по его звучанию можно многое определить. Механизм передачи эмоций - изменение частотного расположения обертонов голоса: при выражении радости обертоны гармоничны, а при гневе они дисгармоничны.

Дети и агрессия

ЭТОТ факт хорошо известен из житейского опыта. Разве в обычной разговорной речи мы не повышаем основной тон голоса, когда хотим крикнуть громче, и наоборот - не понижаем звук при тихом разговоре? Недаром же человеку, начинающему говорить громко, советуют не повышать голоса, так как подсознательно "считывают" агрессию.

Владимир Петрович Морозов ввел понятие эмоционального слуха (ЭС) - это способность к адекватному восприятию и воспроизведению эмоциональной информации в речи, пении и музыке. У людей встречаются разные способности к пониманию эмоционального языка, и тесты (специальные психоакустические тесты на ЭС, которые были разработаны В. П. Морозовым) позволяют определить эти способности количественно. Эмоциональные натуры склонны к общительности, импульсивности, артистичности, мечтательности, фантазированию. Степень развитости эмоционального слуха у людей разных возрастов и профессиональных категорий может быть в весьма широких пределах: от 20-30 до 95-98 условных единиц по 100-балльной шкале (при статистической норме 60-70 баллов для взрослых).

Разработанные тесты состоят из набора эмоционально окрашенных фраз, которые записаны народным артистом СССР Олегом Басилашвили. Одна из фраз: "Они сейчас придут сюда" - повторялась 10 раз с изменением эмоциональной окраски (радость, печаль, гнев, страх и для сравнения - нейтрально), а слушатели должны были определить, с какой эмоцией были произнесены эти слова, и записать ответ. Позже оценивалось, насколько точно слушателем определялась эмоция.

Как показали недавно проведенные исследования, наблюдается очень сильное "притупление" эмоционального слуха. Дети не слышат явную агрессию в голосе, принимая ее за норму. В исследованиях их эмоционального слуха установлено, что гнев и даже страх они в 50% и более принимают за норму. Владимир Петрович считает, что это следствие общего агрессивного настроя нашего общества, которое живет на "повышенных тонах", где крики, ярость стали постоянными спутниками жизни. Роль агрессивно-гневных интонаций в окружающих нас звуках и голосах (рок-музыка, "тяжелый металл", современные фильмы) слишком велика, такое притупление эмоционального слуха, возникающее у детей и подростков, профессор Морозов считает достаточно опасной тенденцией.

А можно ли развить эмоциональный слух? В определенной степени можно, но в основном эмоциональный слух - это природное свойство человека, такое же, как доброта и суровость, мягкость или жесткость характера. По наблюдениям, иногда у шестилетнего ребенка такой внутренний слух бывает выше, чем у матери.

Известный польский ученый Я. Рейковский считает, что у человека существует готовность к научению определенным способам эмоционального поведения. Оно направляется социальными нормами. Благодаря научению выражение эмоций становится организованным, а вместе с тем и относительно однородным у всех членов данной культуры. Кроме того, оно создает возможность намеренного выражения эмоций, а также контроля над этим выражением. В результате звучание голоса и выразительные движения приобретают характер специфического "языка", при помощи которого люди раскрывают друг другу свои позиции и отношения, сообщают то, что они переживают.

Этим языком в совершенстве должны овладеть актеры и вообще все представители исполнительских искусств, тем самым они вырабатывают в себе навыки контролируемой передачи эмоций пластически или голосом (тогда как в жизни эмоции выражаются спонтанно, непроизвольно). Академик Б. Асафьев писал, что любой профессиональный певец должен "...уметь петь гнев, сострадание, боль, шутку, насмешку, ласку, поцелуй, лукавство, смелость - словом, всю гамму чувствований".

Левое и правое ходят в жизни парою

НЕЗАВИСИМОСТЬ восприятия эмоционального смысла речи от ее логического содержания имеет любопытную физиологическую основу. Как уже говорилось, эмоциональная окрашенность речи и смысл самих слов не всегда совпадают. Логический смысл речи человек воспринимает левым полушарием головного мозга, а эмоциональный - правым.

Известно, что наш мозг состоит из двух половин - правой и левой, казалось бы, вполне симметричных. Исследования, однако, показали, что половины эти наделены природой совершенно разными функциями. Причины эмоциональности и художественной одаренности таятся в свойствах и строении нашего мозга. Он асимметричен: левое полушарие рациональное, абстрактно-логическое и речевое, а правое - эмоциональное, образное, музыкальное. Это проявляется, в частности, в том, что слова человек лучше понимает и запоминает правым ухом, а эмоциональную интонацию - левым. Поэтому в зависимости от того, активность какого полушария преобладает, можно определить склонность его к эмоционально-образному (художники, музыканты) или рационально-логическому (математики, программисты) мышлению.

Левое полушарие мозга, называемое речевым, или доминантным речевым полушарием, отвечает за способность человека как логически, связно говорить (центр Брока), так и правильно воспринимать логику слов (центр Вернике). Нарушения этих мозговых центров (травма, опухоль и т. п.) приводят к утрате человеком соответствующих способностей (связно, логически говорить и понимать логику речи). Считается, что своими музыкальными способностями человек обязан развитию соответствующих центров правой половины мозга: нарушения их приводят к амузии, т. е. неспособности понимать музыку и эмоционально-образную интонацию речи.

Правое полушарие - это эмоциональный мозг, но было бы большой ошибкой считать, что все художники, писатели, артисты, композиторы, т. е. люди искусства, совершенно лишены рационально-логической формы мышления, так же как ученые не могут мыслить эмоционально-образно. Для гармонического развития человека обе функции его мозга должны быть достаточно "загружены".

Художник или математик

К КАКОМУ типу принадлежит человек - к "эмоционально-художественному" или рационалистическому, "мыслительному", - очень важно. Взаимная симпатия и антипатия у мыслительного и художественного типов, которые друг друга не понимают, не находят общего языка, не такое уж редкое явление. Ярким примером может быть дружба Онегина и Ленского: "они сошлись - волна и камень, стихи и проза, лед и пламень", которая кончилась довольно трагично.

Понятие "художественного" и "мыслительного" типа человека было выдвинуто И. П. Павловым как специфические человеческие типы. Более высокие показатели эмоционального слуха, по данным профессора В. П. Морозова, имели место у представителей "художественного склада личности", но они отличались также большими значениями свойств тонкости эмоциональных переживаний, коммуникабельностью и преобладанием невербального (неязыкового) интеллекта. Установлено, что холерики чаще бывают "художниками", а меланхолики - "мыслителями".

Уметь слушать

ГОЛОС несет сиюминутные эмоции, но голос несет и заряд здоровья или же болезни и тем, кто его слушает, и самому говорящему или поющему. Это очень важно, так как мы слышим множество голосов, несомненно влияющих на нас, - это голоса оперных и эстрадных певцов, дикторов радио и телевидения, актеров.

Секрет голоса, его долголетия и воздействия на слушателя зависит от того, какая техника используется исполнителем в формировании звука голоса, ведь слушать певца - это значит петь вместе с ним. Если певцу трудно петь, то самый неискушенный слушатель скажет, что такой певец "тяжело" поет, а если у певца во время исполнения возникают неприятные ощущения в горле, то публика немедленно реагирует на это кашлем. Наверное, и вам приходилось ощущать состояние, когда после прослушивания одного певца наступает какая-то физическая усталость, в то время как пение другого вызывает бодрость, хорошее физическое самочувствие.

Представление певца о голосе и механизмах его образования настолько тесно связаны с его действительными мышечными движениями, что неизменно сопровождаются ими. На основании этого можно предположить, что и голосовые органы человека, по-видимому, "работают" под влиянием "внутреннего пения", или пения "про себя". В процессе мнимого, т. е. воображаемого, пения все части голосового аппарата приходят в движение. Представление пения рождает соответствующие певческие движения.

В работах по психофизиологии речи, выполненных в свое время американскими исследователями, выдвигается моторная теория восприятия речи. Таким образом установлено, что помощником слуха в распознавании звуков является мышечное чувство. Человек не только пассивно воспринимает ухом звуки речи, но и активно их воспроизводит, хотя и в очень уменьшенном масштабе. Поэтому опознавание звуков речи и происходит не только (а подчас даже и не столько) потому, что слышит ухо, но и потому, что чувствуют речевые мышцы.

Прислушайтесь к звукам речи незнакомого человека. Разве тембр голоса, манера говорить, интонации не расскажут вам многое о его чувствах и характере? Слушайте и умейте услышать.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно