aif.ru counter
58

Реклама против закона

«АиФ. Здоровье» № 11 11/03/2004

Знакома ли вам ситуация: по телевизору увидели рекламу суперсредства от боли или запора, или еще от сотни недомоганий. Зашли в аптеку и среди многих препаратов выбрали "знакомую" коробочку. Когда дома добрались до инструкции, выяснилось, что побочных эффектов вам явно не потянуть: головная боль пройдет, зато появится тошнота...

СКОРЕЕ всего вы, как и сотни других людей, стали жертвой недобросовестной рекламы. И в нашей стране в этой сфере творится удивительный беспредел - можно прочитать и увидеть рекламу даже рецептурных препаратов. А страдают в результате обыкновенные потребители, которые, вместо того чтобы вылечить болезнь, усугубляют свое состояние.

Согласно российскому закону о рекламе информация и реклама рецептурных лекарственных средств (ЛС) может быть доступна только фармацевтическим и медицинским работникам - то есть публиковаться в специализированных газетах и журналах. Но в женских и "родительских" журналах рекламируется вакцина, скажем, от гриппа. Хотя вакцины - строго рецептурный препарат. Препарат "Винпоцетин" обещает улучшить память и рекламируется по ТВ. Но это также рецептурное лекарство (с побочным эффектом - тахиаритмией), которое должен выписывать врач. "Ксеникал" несколько лет назад был лидером среди средств для похудения. При этом продавался в аптеках без рецепта. В рекламе ни слова не говорилось о побочных эффектах: ИБС, хронической сосудистой недостаточности, нарушении функции печени, почек.

Что уж говорить о тех безрецептурных лекарствах, реклама которых подчас вводит потребителя в заблуждение: не указываются побочные эффекты и противопоказания. Например, "Нурофен" не только избавляет от боли, но и вызывает язвенные процессы в желудочно-кишечном тракте. Но кто об этом говорит?

Но больше всего проблем - с БАДами (биологически активными добавками). Акульи хрящи, золотые коньки и тому подобное нередко рекламируются как лекарственные средства, хотя БАД лекарством не является, а значит, не может лечить человека.

Если реклама ЛС в печати хоть как-то контролируется, то обширные просторы Интернета остаются незатронутыми. И, конечно, там можно найти информацию в том числе о рецептурных лекарственных средствах. С одной стороны, это удобно врачам, с другой - информация доступна любому человеку. Как решить эту проблему? На "круглом столе", который организовали Экспертный совет Комитета Совета Федерации по социальной политике и фонд "Качество жизни", обсуждались этические аспекты рекламы и был предложен такой выход: сделать информацию о ЛС доступной только профессионалам, например, для доступа к сетевой странице вводить специальный пароль.

Еще один момент - кто будет отвечать за рекламу ЛС в Интернете: компания, которая рекламирует препарат, или компания, которая эту рекламу разместила? В законодательстве нет четкого определения, что является средством массовой информациии в Интернете. Кроме того, претензии можно предъявить только фирме, находящейся на террритории России. Если, например, американский производитель пустил в сеть нашей страны свою рекламу, его нельзя наказать.

По закону нельзя сравнивать одно ЛС с другим, позиционировать его как самое эффективное (наше лекарство - "номер один" в мире), безопасное, "исключительное по отсутствию побочных эффектов". Утверждение, что препарат обязательно поможет, тоже противозаконно, как и реклама, которая создает впечатление ненужности медицинских консультаций или хирургических операций.

А теперь вспомните, какие ролики показывают по телевизору. Многие нарушают закон о рекламе. Но, как ни странно, Минздрав ни разу не возбудил дела по рекламе лекарственных средств. И даже потребители, чьи права нарушаются в первую очередь, не идут в суд за справедливостью. Возможно, как раз потому, что российские законы настолько обтекаемы, что правоту может доказать тот, кто сильнее, - понятно, что это компания-производитель.

Но бороться с недобросовестной рекламой все-таки можно. "Если вы недовольны рекламой ЛС, нужно написать нам заявление с указанием названия препарата, СМИ, где оно рекламируется (если по ТВ - указать канал, дату, время выхода в эфир ролика, то же самое по радио; если издание печатное - номер)", - говорит начальник Управления контроля рекламной деятельности и защиты от недобросовестной конкуренции Министерства по антимонопольной политике России Сергей КОТОВ. В каждой области есть свое территориальное управление со специалистами, которые занимаются вопросами рекламы. Если производители грешат тем, что выпускают препарат, очень похожий по названию на другой, оформляют его почти так же, как конкурирующее лекарство, - это тоже повод для рассмотрения недобросовестной конкуренции. По всей стране в течение года управление рассмотрело около 3,5 тыс. дел. Проигран был 1% процессов. Например, за рекламу рецептурной "Виагры" в печатном издании был наложен штраф. Рассматривали вопрос, связанный с рекламой препарта "Флюкостат", который обещал навсегда избавить от молочницы, а это не совсем так на самом деле. Фирма исправила свою ошибку.

В общем, реклама для нашей страны - область относительно новая. Поэтому и возникают несостыковки. Помимо законодательных есть и другие. Скажем, в стране в десятки раз больше, чем нужно, оптовых и розничных продавцов ЛС. Поэтому и контролировать их сложно. И чем больше пытаются ужесточить контроль и чем жестче составляются законы, тем больше денег получают за помощь в их обхождении недобросовестные чиновники.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы