Примерное время чтения: 8 минут
425

Учитесь властвовать собой (16.04.2003)

Занятия проводит автор оригинальной методики психической саморегуляции исходно непроизвольных вегетативных функций психолог Михаил ШОЙФЕТ.

Окончание. Начало в NN 42, 43, 44, 46, 48, 50, 52 за 2001 г. , NN 3, 5, 7, 10, 13, 15,17, 21 , 24, 26, 28, 30-31, 33-34, 37, 39, 41, 43, 45, 47, 49, 51 за 2002 г.,

NN 1-2, 6, 8,10, 12, 14 за 2003 г.

АНАЛИЗ развития современной медицины все больше и больше убеждает в том, что эмоциональным нарушениям должна быть отведена в клинике внутренних болезней значительно большая роль, чем это делалось до сих пор. Проблема псевдосоматических страданий миллионов людей, нуждающихся чаще всего лишь в известной коррекции аффективного состояния, требует своего разрешения; не отвергать эту проблему - значит иметь большую вероятность справиться с ней.

Выражение аффектов посредством тела возникает как следствие растущей неспособности наших врачей со всей их специализацией и "техническим оснащением" установить подлинно заинтересованный диалог с больным. Больной, не имея того внимательного и исполненного готовности помочь собеседника, каким был в прежние времена земский семейный доктор, бессознательно прибегает к тем или иным ухищрениям - физическим знакам на теле (псориаз, боль, язва, гипертония и т. д.) - для того, чтобы привлечь к себе внимание и рассказать о своих душевных проблемах. К аналогичному поведению прибегает ребенок, когда он, не получая достаточно внимания от взрослых, жалуется, например, на боль в животе. Но у ребенка есть родители, которые, при всей их занятости, успокоят малыша своей любовью. А на что рассчитывать взрослым, стесняющимся своей потребности в сочувствии и любви? Они принуждены бессознательно символизировать "SOS" души болезнями тела. То есть при тщетности добиться желаемого личность может бессознательно выражать свою неудовлетворенность, например, рвотой, поносом, изжогой и т. д.

Давайте внимательно посмотрим, какие психологические причины, неразрешенные психические конфликты приводят человека к психосоматическому заболеванию. Во-первых, это чувство одиночества, покинутости, тоски, то есть отсутствие или нарушение эмоциональных связей, которые, как показали современные исследования, способствуют подчас даже приближению смерти. Во-вторых, разочарование в том, что ранее составляло какой-то смысл и являлось опорой в жизни: рухнули идеалы или развалилась семья - вследствие этого возникла духовная опустошенность. В момент кризиса чувств, мыслей, идеалов, точно так же, как во время сильного переохлаждения, подготавливается благоприятная почва для возникновения психоэмоциональных "бацилл", вызывающих болезни души. А так как связь духа и тела нерасторжима, то болезни духа вовлекают в страдание тело. С бациллами гриппа врачи научились бороться, есть лекарства. А какие лекарства нужны человеку, который потерял себя или любимого человека, работу и его грызет душевная мука? Первое, что ему требуется, - это внимание, забота, эмоциональный контакт. И не просто с кем-нибудь, а с человеком, которому бы он верил. Поверить же он сможет тому, с кем у него духовное созвучие, то есть совпадают установки, взгляды, короче говоря - мировоззрение. Или это человек, который вызвал чувство симпатии. И если между ними возник эмоциональный контакт, доверие, тогда "духовный наставник" может предложить любую ориентацию. Это может быть система закалки, питания, физкультуры или какое-нибудь коллекционирование, путешествие, искусство и, наконец, религиозная вера. В сущности, любой пустяк - не суть важно. Важно, что после этого "духовного руководства" начинается процесс возрождения духа больного, перестройка его ориентации. Следовательно, не лекарства, а душевное тепло, участливое отношение лечат, спасают человека. "Внимание, успокоение и дружеское участие - превыше всех лекарств мира!" - говорит Вольтер. Бесспорно, что неврозы излечивает не медикамент, а личность врача, именно она оказывает целительное влияние. Человеческое тепло, умение слушать и сопереживать пациенту, а также умиротворяющая доброта врача и его авторитет являются одними из главных целительных факторов.

"Надо сильно чувствовать, чтобы другие чувствовали", - говорит Паганини. Психотерапия рассматривает эмпатию как свойство врача, обеспечивающее эффективное взаимодействие с больным. Большинство современных авторов главным психотерапевтическим фактором считают эмпатические особенности личности психотерапевта: человеческая теплота, доброта, сердечность. Чтобы оказать благоприятное воздействие на пациента и его болезненные расстройства, психотерапевт должен уметь проявлять сочувствие и понимание, оказывать поддержку. Одним словом, он должен уметь чувствовать боль других людей. Заинтересованность врача, в какой бы явной или скрытой символической форме она ни выражалась, делает пациента более доверчивым и более уверенным в исходе болезни.

"Сострадание сильнее страдания", - считает Ницше. Это означает, что врач должен обладать способностью к состраданию, к своеобразному эмоциональному резонансу. Но этого мало, чтобы помочь человеку. Его нужно полюбить в самом широком смысле слова. Но это трудно. Бесспорно, выписать рецепт гораздо проще, чем затратить душевную энергию на поддержку и сочувствие пациенту, тем более что оплата та же. Многие даже на своих домашних тратиться не желают, да что греха таить, чаще просто не умеют. Отсюда следует, что способность врача оказывать на больного психотерапевтическое влияние правильно считать искусством, овладеть которым может лишь врач с врожденным психотерапевтическим талантом. А. И. Райкин со свойственной ему проницательностью подметил, что врач должен быть артистом. Дословно он сказал так: "Я бы учил врачей актерскому искусству". В большей мере это предложение должно относиться к психотерапевту, так как его орудие лечения - слово, которое рождает веру, а поверить можно только авторитетному, интеллектуальному, эрудированному, артистичному человеку. Что и говорить, пациенты обращают внимание на личностные качества врача. Если он несдержан, неуверен, эмоционально неустойчив, то они прекращают лечение. Иногда доходит до курьезов. Если у зубного врача плохие зубы или терапевт курит, то это немедленно связывается с его профессиональным уровнем. Если есть выбор, больной вряд ли обратится с жалобами к врачу, который для него неавторитетен. Мы вынуждены констатировать: личность врача - это большая часть лечебного процесса, обеспечивающая его успех; успешность лечения определяет отношение между врачом и пациентом. В психотерапии эти факторы наиболее важны. Эта истина всегда признавалась. В своей известной книге "Очерки об истерии" (1895) Фрейд говорит, что терапевтическое улучшение зависит от личных взаимоотношений между пациентом и врачом и что оно часто пропадает при постепенном исчезновении такого контакта.

В исследовании, опубликованном в 1975 году канадским психотерапевтом Дж. Мармором, делается такой же вывод: основой любого успеха в психотерапии является хороший контакт между врачом и больным, и результаты лечения зависят не столько от метода, сколько от опыта и личности врача. Т. Б. Карасу, профессор Нью-Йоркской медицинской школы, заявляет: "Важно не то, что именно делает психотерапевт; важно то, что он есть". Чем глубже мы проникаем в секреты психологической помощи, тем отчетливее проступает простая и ясная мысль: сила воздействия врача покоится на сердечности и любви. У писателя М. М. Пришвина есть такие слова: "По-видимому, все чудеса врачей сводятся к силе их внимания к больному. Этой силой поэты одухотворяют природу, а врачи больных поднимают с постели". Созвучно с этим очень короткое, но емкое замечание Ф. Рохаса: "Радостное выражение лица врача - начало выздоровления".

В заключение нашего курса призываем присоединиться к положению доктора Швейцера: "Пациенты носят своего доктора внутри себя. Они приходят к нам, не ведая об этой истине. Самой большой удачей можно считать тот случай, когда мы даем возможность приняться за работу доктору внутри пациента".


"Я бы учил врачей актерскому искусству".
А. И. Райкин

Оцените материал

Также вам может быть интересно