Примерное время чтения: 7 минут
267

Маугли "каменных джунглей"

На территории Центра временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей при ГУВД г. Москвы открыт Социальный приют для детей и подростков "Алтуфьево". Это государственное учреждение, принадлежащее Департаменту социальной защиты населения г. Москвы. Сюда попадают дети из различных уголков не только России, но и СНГ. Их возраст - от 5 до 18 лет. Причины, по которым они оказываются одинокими в большом городе, могут быть самыми разными.

ЭТИ ребята не типичные беспризорники, а скорее безнадзорные дети. Специалисты социального приюта говорят о том, что у многих из них есть родители, но не всегда те, кто оказался в приюте, хотят возвращаться в семьи. Да разве можно назвать настоящими родителями тех, кто отправляет дочерей зарабатывать деньги своим телом, тех, кто их не кормит и бьет? Надо сказать, что немало ребят попадают в "каменные джунгли" из-за желания посмотреть большой город. Такие горе-путешественники и рады бы попасть обратно домой, наскитавшись по подвалам и чердакам, но часто не помнят своего адреса.

"Дэвид Копперфилд" из Брянска

ВОТ типичная история мальчика, находящегося в приюте.

Этому симпатичному парню 13 лет. Он говорит, что на путешествие его подбили другие мальчишки. Хотелось заработать денег в большом городе, красиво пожить. Но после нескольких ночей на улице он попал в компанию, где его били и заставляли просить милостыню. Деньги, естественно, отбирали взрослые. Только после рейда милиции, сотрудники которой направили его в больницу, он попал в приют и скоро отправится домой в Брянск. Очень хочется верить, что история этого подростка кончится хорошо.

А вот что будет с девушкой из Сыктывкара, которая приехала с отцом в Дмитров на заработки, - неизвестно. Отца вскоре после приезда посадили в тюрьму, и девушка попала в приют. Теперь после некоторого времени пребывания здесь, где ей впервые удалось спокойно жить и учиться, предстоит новое путешествие - в дом, который никогда не был ей родным, к матери, о которой она даже не хочет говорить.

Недавно в социальном приюте "Алтуфьево" побывала Людмила Ивановна ШВЕЦОВА - первый заместитель мэра в правительстве города Москвы, руководитель Комплекса социальной сферы, которая сказала: "Сегодня существует проблема не беспризорности детей, а безнадзорности, т. е. семейного неблагополучия. Для ребят, которые хотят себя реализовать, очень важно, чтобы их заметили и они попали в хорошие, добрые руки. Нужно узнать, кем хочет стать ребенок, как он оценивает свою семью. По содержанию информации, которая будет храниться в информационной сети, можно будет составить целостную картину о ребенке.

Такая информация пригодится в приютах, детских домах, необходимо это и для усыновителей, т. е. подобный портрет ребенка нужен всем, кто будет заниматься этими детьми в дальнейшем".

Информационная система

НЕОБХОДИМА тесная связь между социальными приютами и другими детскими учреждениями. Год назад начиналась работа по созданию информационной системы. Нужно сказать, что в правительстве Москвы задумывались над этим сразу. Людмила Ивановна сказала так: "При работе с беспризорными и безнадзорными детьми мы видим свою задачу не только в том, чтобы просто забрать их с улиц. Проводится их санобработка, многих ребят необходимо пролечить в больницах, передать в приюты, а потом дать им возможность с помощью взрослых, учитывая их собственные желания, выбрать достойный путь в жизни.

Мы четко действуем по многим направлениям. Так, удалось наладить процесс направления детей в ту среду, из которой они снова не сбегут. Процент детей, которые снова пускаются в бега, в последнее время снизился. Но мы хотим создать систему, которая позволит выстроить работу с такими ребятами не только в Москве, но и в районах Российской Федерации. Конечно, нам важно знать о каждом ребенке абсолютно все - не только имя и фамилию, но и откуда он прибежал, сколько было таких "путешествий", лишены ли его родители родительских прав. Сейчас мы поставили задачу, чтобы все органы правопорядка (куда ребенок попадает в первую очередь), больницы, приюты давали максимум информации в информационную систему. Причем нужны не только "сухие" сведения, но и сведения о том, что любит ребенок, чем увлекается. Необходимо, чтобы психологи и педагоги отметили какие-то сильные эмоциональные "зацепки", присущие только этому маленькому человеку. Недостаточно знать, что, к примеру, подростку 14 лет, а он не освоил даже программу 3-го класса.

Целью подобной системы является передача максимума информации в ту среду, куда попадет ребенок после приюта, где будет проходить его новая жизнь. Помочь скоординировать все сведения и должна эта система. Сегодня она создается внутри Москвы и уже охватывает все социальные приюты, ставятся точки в больницах, где находятся ребята. Немножко сложнее дело обстоит с ГУВД, но и там решаются вопросы включения в систему. Следующим этапом будет объединение этой информационной системы с Московской областью, а дальше - выход на регионы. Уже сегодня собранная информация может быть выдана на регионы через Интернет, но строго под соответствующим паролем, потому что подобные сведения служат только для служебного пользования. Тут соблюдены все способы защиты, учитывая то, что подобная информация ни в коем случае не может быть достоянием широкого круга людей".

Всем миром

ПРОБЛЕМУ детей с улиц надо решать не только на словах, но и на деле, и это требует определенных финансовых вложений. В данном конкретном случае при создании информационной системы большую помощь оказали спонсоры, особенно Фонд при Торгово-промышленной палате России.

Дети попадают в социальные приюты после больниц, но после скитаний на улицах, ночевок где придется они чаще всего болеют хроническими заболеваниями. Зав. отделением приюта "Алтуфьево" рассказала о том, что, хотя "детки после больницы попадают в приют чистенькими, но практически у всех целый букет хронических заболеваний". Чаще всего это ЛОР-заболевания (риниты, синуситы, гаймориты, отиты), заболевания желудочно-кишечного тракта (гастриты, дисбактериоз, дискинезия желчевыводящих путей, панкреатиты - даже у трехлетних детей). Очень много кожных, а также венерических заболеваний. Часто встречаются тубинфицированные дети, которые просто сбегают из санаториев, куда их направляют. У многих ребят психологические травмы, неврологические нарушения (эпилепсия и др.). Добавьте сюда бронхиальную астму, аллергию и все то, чем иногда болеют домашние дети, даже при неусыпном контроле родителей, дедушек и бабушек. Врачи приютов занимаются долечиванием и общеукрепляющими методиками, помогая ребятам выздороветь, но потом их подопечные чаще всего едут к "месту приписки".

Это огромная проблема, и Людмила Ивановна Швецова сказала об этом так: "Эти дети в свои 12-13 лет пережили столько, что хватило бы на много взрослых жизней. Мы должны всем миром помочь им в том, чтобы они стали настоящими людьми. Детей из социальных приютов по закону приходится отправлять к родителям, от которых они сбежали, поэтому я считаю, что надо создавать места, где этим детям будет тепло и надежно и где они будут защищены и от собственных жестоких родителей.

Зачастую их родной дом - это ад с пьяными оргиями, и возвращать детей туда я считаю неправильным. В то же время нельзя сказать, что в детских домах всегда царит идиллия. Мне кажется, что сегодня надо подумать и о такой форме воспитания, как возможность для особо трудных детей жить при воинских подразделениях, в качестве сынов полка. Такие воспитательные функции может взять на себя и церковь".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно