Примерное время чтения: 6 минут
170

Учитесь властвовать собой (06.03.2002)

У больных астмой наблюдается повышение бронхиальной секреции, отек слизистой оболочки бронхов, происходит сокращение гладких мышечных волокон, окружающих бронхиолы, что приводит к серьезным затруднениям при попытке выдохнуть воздух из легких.

Продолжение. Начало в NN 42, 43, 44, 46, 48, 50, 52 за 2001 г. , NN 3, 5, 7, 2002 г.

Занятия проводит автор оригинальной методики психической саморегуляции исходно непроизвольных вегетативных функций психолог Михаил ШОЙФЕТ.

ПРИМЕТА нашего времени - рост числа психосоматических заболеваний, то есть таких, при которых нарушения в функциях внутренних органов являются следствием перенапряжения психики. Остановимся на астме и дискинезии желчного пузыря.

Бронхиальная астма является формой одышки неизвестного происхождения, которая характеризуется хрипами, как правило, в фазе выдоха. Она возникает временами в виде приступов. Хотя бронхиальная астма в некоторых отношениях напоминает аллергию, она является более сложным и потенциально более опасным расстройством.

Большое значение в развитии астмы имеет мышечное, сосудистое и эмоциональное перенапряжение, возникающее при длительных стрессах. Известно, что депрессивные состояния также сопровождаются напряжением дыхательной мускулатуры. Поскольку паралич дыхательной мускулатуры, возникающий при астме, снимается ощущением покоя и релаксации, отсюда вытекает программа наших действий.

Упражнение. Прежде всего войдите в ОСС (см. "АиФ. Здоровье" N 42-44, 2001 г.). Начните с дыхательных упражнений. Закройте глаза и сосредоточьте внимание на дыхании. По мере того как вы глубоко вдыхаете и медленно выдыхаете, тело расслабляется. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, чтобы появилось чувство умиротворенности. Визуализируйте (см. "АиФ. Здоровье" N 50, 2001 г.) процесс выдоха в виде ручейка, вытекающего с выдыхаемым воздухом. Спроецируйте на "внутреннем экране" область легких, окрасьте ее в желтый цвет и выводите напряжение. (Ранее мы учились этому.) Мысленно выжимайте напряжение, каплю за каплей. Для большей эффективности визуализируйте напряжение в виде тающего и стекающего вниз воска, капающего с кончиков пальцев. Покачайте туловищем из стороны в сторону, помогая напряжению быстрее стечь. Наблюдайте: вот последние остатки напряжения стремительно стекают, как растопленное масло, оставляя в пальцах ощущение расслабленной тяжести и пустоты. В заключение на вдохе прижмите высоко поднятые плечи к шее, как будто у вас тяжелый груз, затем сбросьте этот груз вместе с мышечным напряжением, как сбрасывают якорь с лодки или промокшую под дождем куртку. Повторите упражнение несколько раз, убедитесь, что напряжение в бронхах полностью снято и дыхание нормализовалось.

Помимо этого при бронхиальной астме может оказаться эффективным следующее упражнение. Как обычно, начинайте с ОСС. Далее включите осязательное и цветовое мышление (см. "АиФ. Здоровье" N 52, 2001 г.). Моделируем программу: лоб прохладный (для этого напускаем на него серый цвет), все лицо и шея до надгортанника прохладные, трахея, бронхи, легкие теплые (оранжевый цвет), дышится свободно (голубой цвет). Получается? Если возникли затруднения, помогите своему воображению: визуализируйте кубики льда и накладывайте их на перечисленные органы и части тела. Продолжаем моделирование: ощутите глаза, нос, шею, гортань слегка прохладными, нечувствительными, оцепеневшими. Дышите свободно. В носу, во рту, в горле прохлада, грудь теплая. К концу занятия рекомендуются дыхательные упражнения. Размеренное, глубокое, замедленное дыхание запускает в действие "реакцию релаксации". Вдох... выдох... пауза. При этом нужно делать медленный вдох и быстрый выдох. Дышать надо носом, чтобы не пересыхало горло.

Одним из частых сопутствующих признаков общих нарушений высшей нервной деятельности является расстройство дыхания, в частности одышка. Она не связана с нарушением кровообращения, может наблюдаться в состоянии покоя. Чаще всего при этом наблюдаются затруднения вдоха, аритмичность дыхания, периодически частые глубокие вдохи, ощущение недостатка воздуха. В патогенезе ее большую роль играет нарушение автоматизма акта дыхания вследствие фиксации на нем дыхания.

Упражнение. Одышка уменьшится или исчезнет, если вы отвлечете внимание от процесса дыхания. Для этого перенеситесь мысленно в другое место, в другую ситуацию, переключитесь на какую-либо деятельность. Вид деятельности значения не имеет, важно, чтобы она поглотила вас полностью, безраздельно. Например, репродуцируйте из архивов памяти какой-нибудь захвативший вас целиком фильм и сконцентрируйтесь на его просмотре.

Дискинезия желчного пузыря и его протоков. Возникновение желтухи во время приступа страха или гнева было известно еще древним грекам. Заболевание это получило название "эмоциональной или нервной желтухи", обусловленное спазмом сосудов печени.

Последующие наблюдения показали: у людей, не удовлетворенных собой и окружающими, чувствительных к критике, плохо защищенных от жизненных трудностей, а также впечатлительных, тревожных, мнительных, вязких, склонных к длительным переживаниям, сдержанных, долго таящих в себе обиду, расположенных к задержке эмоциональных проявлений (чаще это представители сильного типа нервной системы), сильнее всего наблюдаются спазмы гладкой мускулатуры внутренних органов.

У перечисленного типа людей под влиянием эмоционального возбуждения может возникнуть дискинезия желчных путей и внепеченочных протоков, препятствуя нормальному оттоку желчи.

Предлагаемая психическая гимнастика быстро освободит желчный пузырь от спазмов гладкой мускулатуры и сосудов. Необходимо только образно смоделировать программу, и чем объемнее, чувственнее и живее вы изобразите на "внутреннем мониторе" пораженный орган, тем успешнее подсознание скоординирует ваши воздействия.

Упражнение. С учетом того, что ментальные инструменты в ОСС имеют статус реальных воздействий, вам остается выразить свои терапевтические цели в образах, почерпнутых из кладовой вашей памяти. Это наиболее продуктивный путь. Если на память ничего не приходит, прибегайте к стандартному упражнению. Например, погрузившись в ОСС, визуализируйте желчный пузырь и протоки и просмотрите в замедленном режиме видеофильм о том, как сильный напор горячего воздуха их надувает. Подключите к процессу осязание, почувствуйте жжение и распирание, как при раздавшихся от горячей и обильной пищи щеках.

Следующее упражнение. Войдите в ОСС. Визуализируйте на экране свой желчный пузырь в виде пластилина и приступайте к ваянию: вялым мышечным тканям желчного пузыря придайте живую форму, обеспечивающую активный тонус. Вашу задачу не назовешь легкой, если вы не освоили упражнения прошлых занятий. Так или иначе, призовите на помощь воображение и вдохните жизнь в депрессивный материал, как это сделал Пигмалион с Галатеей. Оживить девушку Пигмалиону помогла Афродита, вам же помогут навыки, полученные на предыдущих занятиях (см. "АиФ. Здоровье" NN 48, 50, 52, 2001 г.).

Продолжение следует

Оцените материал

Также вам может быть интересно