Примерное время чтения: 21 минута
1515

Физиология колдовства, или Передозировка зла

30 лет в пути к истине

ЧТОБЫ доказать факты так называемой порчи, я "убил" на литературные поиски более трех десятков лет, проштудировал все, что было издано и опубликовано в журналах за последние 200 лет по колдовству и знахарству, судебные акты по искам о порче за XVII-XIX века, уголовное законодательство старых времен и современное по этим вопросам (нанесение вреда здоровью посредством пищи и напитков), современную литературу по онкологии, эндокринологии, психиатрии, сексопатологии, акушерству, токсикологии и нашел все, что искал: так называемая колдовская порча - не миф, не фантасмагория и мистика, а жестокая реальность! Зарубежные и отечественные просветители XVIII столетия, хоть и боролись с суевериями, ничего не знали ни о канцерогенах, ни о гормонах и прочем. В моих же исследованиях речь идет о естественных составах с громадной концентрацией этих веществ и о болезнях, ими вызываемых: рак различных органов, эпилепсия, импотенция, шизофрения.

Неоднократно я обращался в разные НИИ медицинского профиля. Увы, в 60-70-е годы со мной никто не соглашался. Некоторые ученые принимали меня за психически больного и рекомендовали лечиться... Один академик даже написал: "Оставьте меня в покое и не пишите своих писем. Я не разделяю ваших взглядов и не буду вести с вами полемику. Следующее письмо будет выброшено нераспечатанным".

Трижды я обращался в Минздрав Союза. Там меня принимали за сумасшедшего, пересылали мои письма в Череповецкий горздравотдел с соответствующими рекомендациями. Приходилось всячески ловчить, изворачиваться, беспардонно лгать, давать расписки, чтобы не "загреметь" в "психушку".

Как ни странно, но самые глупые ответы я получал из Академии медицинских наук Союза. "Предложенная вами работа о колдовстве лежит за пределами науки", - написал мне один ученый секретарь АМН в феврале 1971 г. А профессор В. Г. Кукис в 1991 г. сообщил, что мои материалы будут рассмотрены на "ближайшем заседании" комиссии МЗ СССР. Однако вскоре прекратил свое существование СССР, союзный Минздрав был упразднен; и я не знаю, состоялось ли это "ближайшее заседание". Профессор Кукис молчит уже 10 лет и на письма мои не отвечает. РАМН (преемница АМН Союза) тоже молчит.

Поскольку многолетняя переписка с аксакалами от медицины ни к чему конкретно не привела, я решил просветить преподавателей и студентов медицинских вузов.

Материал размножил и послал ректорам 20 медицинских академий и университетов. Ответили только 3 ректора (ответы положительные), а 17 промолчали... А что можно ожидать, если и в учебной, и в научно-популярной литературе по психиатрии "порча" отрицается, а тем, кто утверждает, что это явление реально существует, рекомендуется ставить диагноз психически больного?! Удивительно, но факт: отрицается то, что совершенно не изучено.

Один из ученых мужей, в частности, написал мне: "Считаю, что вы уже достаточную часть своей жизни отдали отстаиванию своего мнения. Переключитесь на другую, более полезную тему. Мой совет: не отвлекайте больше научных сотрудников от их работы на чтение ваших многочисленных писем: последние слишком объемны и не соответствуют реальной ценности имеющейся в них информации. У меня, например, на это ушел целый рабочий день в ущерб плановым делам. Поверьте, есть более актуальные проблемы для ученых. Вы свое дело уже сделали".

Профессор прав только в одном: я свое дело сделал.

Не знаю, о чем писал в своих диссертациях этот профессор, за что получил свои ученые степени и звания, но что это за "ученый", говорят ФАКТЫ. В 1987 г. в одной из квартир г. Енакиево "безобразничал" полтергейст (явление, для науки непонятное, "сверхъестественное"): происходили самовозгорания предметов, их самопроизвольные падения, перемещения, полеты... По заданию президента АМН СССР, академика Покровского туда ездил этот профессор, хотя это явление не имеет к медицине ни малейшего отношения. Заподозрив в этих "шалостях" подростка Сашу, профессор отправил его в психбольницу на обследование, а мать Саши, хозяйку квартиры (учительницу), осмеял на всю округу, поскольку она оправдывала сына и утверждала реальность происходящего.

Убежден, с "колдовской порчей" произойдет то, что случилось с генетикой и кибернетикой, - ее ПРИЗНАЮТ!

А в УК России появится статья, по которой будут наказывать за колдовство, причиняющее вред здоровью. А пока?.. Пока же наши психиатры и чиновники от медицинской науки, обладая неограниченной властью над человеком, могут любому занимающемуся разоблачением этого явления припаять диагноз параноика или шизофреника.

Десятки раз я спрашивал у психиатров, в чем заключается моя "болезнь". Отвечали: "Ну как же... Вы же грамотный человек, высшее образование, работник идеологического фронта и вдруг в колдовство поверили. Сейчас даже младший школьник знает, что это бабкины сказки".

Трагедия Истины может продолжиться. Я не знаю масштабов этого зла, но то, что у нас по деревням подобное случается, знаю точно.

Я 77-летний больной старик, почти все время лежу, т. к. плохо служит позвоночник (сняты "дужки" с 8 позвонков грудного отдела). Я очень устал. Утешает только то, что я не первый из великомучеников. "Судьба всякой истины - вначале быть осмеянной, а потом признанной", - писал А. Швейцер.

Василий ПЕТРОВ

Уважаемый господин В. И. Петров!

В Вашей работе, несомненно, неоспоримым является тот факт, что деятельность "колдунов" необходимо разоблачать, особенно если в своей практике они используют психоактивные вещества, индивидуальное и массовое внушение. Без специального образования такая деятельность пресекается законом и должна находиться в поле ведения правоохранительных органов.

В работе есть неоспоримые факты, в частности влияние некоторых токсических веществ и ядов на организм. Однако научной ценности они не представляют, т. е. являются известными науке и опубликованы в солидных изданиях. Но они могут вызвать интерес у широкого круга читателей, которые незнакомы с официальными научными изданиями.

Ректор Ярославской государственной медицинской академии, член-корр. РАМН, профессор Ю. В. НОВИКОВ

Уважаемый Василий Иванович!

Я совершенно согласен с Вами в том, что деятельность всякого рода современных колдунов требует публичного разоблачения, а в необходимых случаях и судебного разбирательства. Последнее - дело юристов, прежде всего работающих над проектом нового Уголовного кодекса.

Я также согласен с тем, что Ваша публикация на эту тему с соответствующими конкретными примерами была бы полезной.

Что касается судебных медиков, то наша задача заключается в разработке методов обнаружения и количественного определения ядовитых и сильнодействующих веществ в выделениях, тканях и органах человека, в том числе и введенных в организм в небольшой дозе. Проблема эта не новая, она давно разрабатывается медиками, но пока еще не может считаться решенной. Развитие науки создает новые возможности, которые мы, судебные медики, стремимся максимально использовать в научно-исследовательской деятельности, в частности для обнаружения небольших количеств различных веществ.

Желаю Вам успеха в подготовке соответствующей публикации.

Заместитель директора НИИ судебной медицины профессор А. В. КАПУСТИН

Уважаемый Василий Иванович!

С большим интересом прочитали вашу рукопись. Безусловно, Вы поднимаете очень важные и актуальные вопросы и делаете это убедительно, с привлечением большого фактического материала.

Одна из основных мыслей рукописи - существование "колдовской порчи" как реальности и необоснованного мистицизма ее интерпретации - не может вызывать сомнения у здравомыслящих ученых. Борьба с мистицизмом, разоблачение его несостоятельности является одной из важнейших задач Науки с большой буквы. Для реализации этой задачи в нашей стране оптимальным вариантом было бы создание специального научного учреждения, объединяющего специалистов различных областей науки, соответственно оснащенного и призванного комплексно изучать различные аспекты деятельности колдунов и шаманов в каждом отдельном случае. Общественный резонанс публикации вашего исследования позволил бы привлечь внимание широкого круга заинтересованных ученых и потенциальных спонсоров для практического решения выдвигаемых Вами задач.

С уважением,зам. директора НИИЭМ РАМН доктор мед. наук, профессор В. А. ОТЕЛЛИН; доктор мед. наук Е. С. ПЕТРОВ

Уважаемый Василий Иванович!

Спасибо за предоставленную возможность ознакомиться с Вашими размышлениями по поводу колдовства и порчи, изложенными в виде брошюры "Земные корни колдовства". Мы с Вами согласны, что часто действие яда отождествляют с колдовством, и примеры, которые приводятся в брошюре о спорынье, талидомиде, витамине А, белене, эстрогенах, барбитуратах и др., мы также знаем, и они достаточно широко рассматриваются со студентами на занятиях по физиологии, фармакологии, гигиене, терапии, акушерству и т. д. Более того, мы подробно объясняем студентам, каким образом действуют эти вещества, и вопросы отравления лекарствами и растительными ядами изучаются на занятиях по реаниматологии, токсикологии, скорой медицинской помощи. На лекциях и занятиях по психиатрии, физиологии студенты также знакомятся с основами гипноза, где подчеркивается, что в этом состоянии многое можно внушить человеку и колдовство здесь ни при чем.

В настоящее время появилось очень много знахарей, колдунов, целителей-экстрасенсов и т. д., не имеющих медицинского образования, действия которых трудо оценить без специальной проверки, поэтому в нашей медицинской академии создана кафедра традиционной медицины, где могут решаться и эти вопросы.

С уважением, ректор Воронежской медицинской академии, д. м. н., профессор А. С. ФАУСТОВ

Магия - прабабушка науки

С ВЕРОЙ народа в т. н. колдовство и колдовскую порчу было покончено еще в прошлом веке. Что касается мира ученых, то они реальность порчи (причинение вреда здоровью человека т. н. колдунами) отрицают уже более двух столетий. Этнографы, врачи, юристы и просто образованные люди, интересовавшиеся бытом деревни, писали о вере народа в колдовство как о "психической болезни времени", "темном проявлении человеческого рассудка" на "почве темноты и невежества", "дикарских предрассудках", "умственной неразвитости" и прочее. То же самое пишут и сейчас.

Во многих изданиях вера в колдуна фигурирует рядом и равнозначно с верой в лешего, Бабу-ягу, домового и прочую нежить. А в книгах по психиатрии можно прочесть о том, что если современный образованный человек начинает утверждать реальность "черной магии", т. е. реальность порчи, то "это наводит на мысль о его психической неполноценности".

В колдовство и колдовскую порчу верили в древности, во времена зарождения христианства, раннего и позднего Средневековья, в эпоху Возрождения, верили вплоть до конца XVII столетия. Верили вельможи и ученые, писатели и художники, священнослужители и врачи, юристы и чиновники, самодержцы и неграмотные бюргеры и крестьяне. В смутную даль веков уходит эта вера.

Магия - прабабушка науки, и она процветала во всех древних цивилизациях. Верят и сейчас отсталые в своем развитии племена и народы Африки, Индии, аборигены Австралии, Океании, американские индейцы... В колдовскую порчу верят многие простые люди на всех континентах. Не исключают реальности порчи и некоторые ученые, врачи, журналисты, лично наблюдавшие и изучавшие колдовские ритуалы и прочие колдовские действия, практикуемые и поныне, скажем, в Африке. Интересно отметить и то, что колдовская магия всегда подразделялась и подразделяется на "белую" и "черную", везде были и есть "добрые" и "злые" колдуны, "знахари" и "доктора черного искусства". (В наши дни факты знахарского целительства уже признаются врачами.)

Ученым виднее?

ТАК в чем же дело? В какую такую "порчу" и "колдовство" верили и верят люди? Почему это все отрицается современной наукой и... врачами? Давайте сделаем попытку разобраться и понять суть явления.

Древнегреческий мыслитель Пифагор говорил: "Прежде всего научись каждую вещь называть собственным своим именем: это самая первая и важнейшая из всех наук". Почему? Да потому, что "правильно называть - значит правильно понимать". Это тоже изречение древних. Обратите внимание на то, как трактовалось слово (понятие) "колдун" во втором издании БСЭ: "КОЛДУН (чародей, кудесник, волхв, маг, а также знахарь) - по суеверным представлениям, человек, могущий, якобы, оказывать влияние на силы природы, на ход событий в жизни людей, исцелять и наводить порчу. Вера в колдовство, как и все виды веры в сверхъестественное..." и т. д.

Фальшь, абракадабра "учености" чувствуется с первых слов. Ведь "оказывать влияние на силы природы" - это одно, а влиять "на ход событий в жизни людей, исцелять и наводить порчу" - совсем другое. Зачем же иррациональное и сугубо реальное сваливать в одну кучу и выдавать за сверхъестественное? Что это - редакторский недосмотр? Досадная опечатка?.. Ничуть не бывало. Я потратил около 2 лет на переписку, чтобы доказать этот абсурд и не дать возможности ему проникнуть в 3-е издание БСЭ, которое в то время выходило в свет. Со мной не соглашались, советовали не полемизировать с учеными, так как "им виднее". А один член-корреспондент АМН Союза продолжал утверждать, что такое определение "правильно, в историческом аспекте объясняет это понятие". И только после того как меня поддержала редакция "Правды", ответственным за трактовку слова "колдун" в новом издании БСЭ ничего не оставалось, как согласиться с моими доводами. (См. Орлов В. И. Первые буквы. Размышления над томами БСЭ. - "Правда" от 3 февраля 1973 г.)

Если же мы возьмем энциклопедии и другие справочные издания зарубежных стран, то и в них сплошная путаница в определении понятий "колдун" и "колдовство". То же самое в книгах и очерках зарубежных и отечественных авторов прошлого века, да и нашего времени. В них можно прочесть, что колдун - это человек, "заключивший договор с дьяволом, имеющий силу напускать на кого-либо порчу"; имеющий "способность нарушать естественные законы природы"; что колдовство - это "искусство проникать в чудесное, т. е. в то, что превосходит естественные законы и силы"; "мнимое искусство вызывать теми или другими иррациональными способами всякие желаемые явления" и т. д. Одним словом, сплошная "чертовщина" и ни слова о сугубо реальном.

И это в какой-то степени понятно, поскольку и само слово "колдовство" - синоним слов "скрытое", "потаенное", "таинственное". А скрытого, непонятного было слишком много. Да и сами колдуны, как правило, были личностями неординарными во всех отношениях. И народ на них смотрел (объяснял их действия) по-разному. Вот что, например, записал А. Макаренко со слов сибирских крестьян 100 лет назад: "Существуют, кроме того, еще такие "знатки люди" - колдуны и колдуницы, что в силах "испортить каждого одним наговором, либо питьем, како изладят (изготовят), от которого все может приключиться". Умное, точное определение, и против него ничего не скажешь.

Колдун для крестьянина - прежде всего человек, сосед, селянин, а не существо из области фантасмагорий, рожденное пылким воображением; он знает снадобья, которыми может "привить" болезнь, т. е. испортить (причинить вред здоровью). И не его вина, а его беда, что в силу слабых знаний о природе крестьянин и эти реальные факты часто объяснял мистически. Ведь и вера народа в то, что "колдун знается с чертом", зиждется на тайнах человеческой психики и гипнозе, который они часто использовали и во вред другим. Так что все эти "магические" способы и иррациональные приемы, игнорирование колдуном "естественных законов природы" надуманы от незнания сути дела.

Клеймо дьявола

ПОПЫТАЕМСЯ разобраться, что же такое колдовство, что собой представляет колдун, давно уже ставший притчей во языцех, и посмотрим на так называемую колдовскую порчу с позиций современной науки.

Думаю, не во всем правы те авторы, которые пишут, что "вера в колдовство свойственна всем неразвитым народам", что "это происходит от одинаковой степени умственной неразвитости, когда естественные причины физических и психических явлений не замечаются, а выдумываются искусственные". Людей, населявших Европу в годы позднего Средневековья и особенно эпохи Возрождения, не назовешь умственно неразвитыми. В эти "мрачные времена", когда смердили костры инквизиции, светился гений Рафаэля и Коперника, Сервета и Везалия, возводились прекрасные дворцы и храмы, открывались неведомые земли. А люди почти поголовно верили в колдовскую порчу, более того, были одержимы демономанией.

По этому поводу великий французский вольнодумец писатель Франсуа Вольтер говорил: "...среди нас, французов, хвастающих теперь своим здравым смыслом, не было парламента, который бы ни занимался процессами ведьм, и ни одного мудрого юриста, который бы ни писал трактатов об одержимости. Да, ведьм судили грамотеи века, окончившие университеты. Ведь врачи и судьи, а не безграмотные горожане и крестьяне, искали на теле этих женщин (и не только женщин) "клеймо дьявола". Вера в нечистого не была простым суеверием - это было убеждение, знание. Существование дьявола признавалось юридически. Вера в него держалась на ограниченности человеческих знаний об окружающем мире, незнании или очень слабом знании психики самого человека и тех явлений природы, которые не поддавались объяснению. Многие из них наука и по сей день не может объяснить, расшифровать".

Искусство или чародейство?

ТАК что же такое колдовство? Что вкладывали в это понятие наши не очень далекие предки? "Вообще под колдовством понимают способность особой группы людей, находящихся в общении со злыми духами и известных под именем колдунов и ведьм, влиять через посредство свойственной им таинственной силы на жизнь, здоровье и благосостояние других людей", - записано у психиатра Н. Краинского.

Примерно так же определяли колдовство и европейские авторы XIX века. "Колдовство есть искусство или знание женщины (не всегда) проникать в чудесное, то есть в то, что превосходит естественные законы и силы, равно как и тех вещей, которые, по непреложному свидетельству разума и опыта, существуют и действуют на мир", - писал Тидеманн. "Колдовство - злоупотребление высшими таинственными силами", - Я. Гримм.

А вот как определяют это понятие наши современники.

"Восточные славяне считают колдуном человека, который способен нарушать естественные законы природы и действует при посредстве помощников, данных ему нечистой силой, - дьяволов", - писала в 1928 году Н. А. Никитина. В. Ф. Зыбковец так объясняет это понятие: "...магия (колдовство, чародейство, волхвование, ведовство, кудесничество и т. д.) - это мнимое, воображаемое умение или искусство насылать порчу на врагов, привораживать любимого человека и отвораживать нелюбимого, вызывать дождь, отгонять нечистую силу и т. д.".

"Чародейство - мнимое искусство вызывать теми или другими иррациональными способами всякие желаемые явления, в т. ч. сверхъестественные, произвольно управлять явлениями природы, предвидеть и угадывать их будущее течение" ("Энциклопедический словарь" Брокгауза и Ефрона).

"Колдовство - магические приемы, с помощью которых, по суеверным представлениям, можно воздействовать на людей и природу". ("Словарь русского языка", 1958 г.).

Итак, во всех определениях этого понятия фигурирует связь колдуна с нечистой силой и его действия трактуются как сверхъестественные. Если согласиться с этим, то получается, что деды и прадеды наши были беспредельно глупы, пребывали во мраке невежества и диких предрассудков.

Но в таком случае как понимать утверждение некоторых исследователей, что наше российское колдовство чаще всего "обходилось без черта"? Как понимать то множество судебных актов прошлых веков, в которых фигурируют не бес, не потусторонние силы, а отравные зелья в пище и напитках, неведомые порошки и составы, от которых приключаются болезни?!

Правда, и в этом случае авторы, не верящие в порчу, находят выход, поступаясь истиной. Так, земский врач Неболюбов считал, например, что поскольку среди трав, применяемых колдунами и знахарями для лечения недугов, было много сильнодействующих, а доза определялась по принципу "душа меру знает", то недобросовестные лекари могли причинить болезнь и даже смерть. Поэтому, дескать, "в народе и сложилось прочно убеждение, что знахарь или колдун может испортить человека".

Так же поступают и некоторые современные авторы. Пишут о колдовстве и знахарстве, явно избегая говорить о зелье в пище и напитках, понимая, что это может быть заурядным отравлением. Но утверждают, например, такое: "...народ боялся порчи, и не рекомендовалось отдавать недоеденный кусок врагу", т. е. колдуну.

Все "магические" способы и "иррациональные" приемы, игнорирование колдуном "естественных законов природы", связь колдуна с нечистой силой и прочее на поверку оказываются самым что ни на есть рациональным и сугубо естественным гипнозом, внушением, знанием окружающего мира или умышленным надувательством в целях личной выгоды.

"Повелевать" животными, показывать фокусы, используя гипноз, "заговаривать" чарку вина при помощи какого-либо яда или вредного для здоровья состава, разгонять тучи и вызывать дождь - действия неоднозначные.

Но ведь "оказывать влияние на "силы природы" - это одно, а влиять "на ход событий в жизни людей, исцелять и наводить порчу" - совсем другое. В первом случае - действие сверхъестественное, во втором - сугубо реальное. Не надо быть колдуном или чародеем, чтобы при помощи ядов и других вредных для организма веществ обречь человека на болезнь и страдания, а при помощи лекарств избавить его от болезни. Но ведь и то и другое обязательно изменит "ход событий в жизни" этого человека.

Во что верили наши предки?

НАРОД считал, что колдуны - эти "злыдни человеческого рода" - способны "навести" порчу, т. е. причинить болезнь другому человеку: "присадить" килу и рак, "напустить" икоту и "кликанье", безумие и "запор мочи", косноязычие и немоту, параличи и эпилепсию, "невстаниху" (мужское бессилие) и родовые схватки у мужчин, "набросить хомут" (опухание половых органов у мужчин), "скрасть плодородье молодых баб", "напустить безвременное" (неправильные менструации), изгнать плод или испортить дитя в утробе матери, "присушить" любимого или "привить" отвращение к сопернице, "учинить окорм" мужа или другого кого, а самый мощный колдун может даже превратить человека в зверя и прочее.

Колдуны способны "напустить" мор на домашний скот и птицу, "отнять" молоко у коровы, и тогда из сосков идет кровь ("доить до крови"), сделать так, что улетят пчелы или не будут роиться и давать дохода, "расстроить" свадебный поезд, и тогда лошади будут шарахаться в стороны или встанут как вкопанные, "напустить" "чары" на лошадей, и тогда они понесут седока, т. е. станут неуправляемыми, не пойдут во двор или будут метаться в нем и т. д.

Колдуны умеют и любят морочить или "омерячивать" публику: "выплевывать и вставлять свои зубы", "напускать в хату зверей или воды", так что "девки будут задирать подолы и прыгать на лавки", "метать деньги, которых не взять", "пролезать сквозь бревно или стену", "показывать две луны или лошадь на кресте колокольни", могут сделать так, что человек начинает искать шапку, а она у него на голове и т. д.

Наконец колдуны способны "напускать чары на природу", "вредить полям и посевам": "вызывать" дождь или град, жестокую засуху, "разгонять" или "собирать" тучи, "напускать" на поля туман или гусениц, "килорадицу" на капусту, сделать "заломы" во ржи или в пшенице и тем самым "скрасть" урожай или отнять "спорину" у хлеба ("Есть его станешь - никогда сыт не живешь, а разве только желтеешь пуще", - говорили о таком хлебе крестьяне), сделать так, что зерна не будут прорастать или будет родиться головня на пшеничном поле, "бабьи рожки" (спорынья) - на ржаном и т. д.

Юрист С. Пономарев писал со слов народа: "Колдуны могут портить все: и огород, и садочек, и кошку, и собаку, и корову, и ребенка, и лечение, и ремесло; на все колдун может нагнать беду: и огород завянет, и лошадь станет вялою, кошка сбесится. Особенно подвержены порче родильницы, брачующиеся и дети".

"Порча производилась большею частью наговором на соль, на хлеб, которые давали съесть, или на вино, на воду, на масло", - читаем мы у доктора медицины Н. Краинского.

Да, наши российские колдуны действительно "заговаривали" пищу и напитки, используя для этого ядовитые и другие вредные для здоровья вещества, как это делают и сейчас колдуны малоразвитых племен и народов, "заговаривая" стрелы при помощи кураре и других ядов, да и пищу тоже.

Читая выписки из судебных дел прошлых веков, убеждаешься, что "чары" действительно давались в основном с пищей и в напитках. Большинство лиц, считавших себя испорченными, утверждали, что заболели сразу же или спустя определенное время, после того как что-то съели или выпили из того, что предлагал колдун.

В судебных актах и показаниях отдельных лиц из народа фигурируют вполне реальные, заведомо вредные и потенциально опасные ядовитые и наркотические вещества, травы и коренья: мышьяк, белена, корень чемерицы, целибуха, дурман и многое другое. Было подмечено, что болезни от порчи очень мучительны, долго тянутся, часто сопровождаются бредом и галлюцинациями. В самом деле, употребив внутрь вышеупомянутые снадобья, несчастный будет и "утробой маяться", и множество всевозможных "болестей" приобретет.

Продолжение темы в следующих номерах "АиФ. Здоровья"

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно