Примерное время чтения: 5 минут
110

Косность врачей прогрессу не помеха

Ученый мир издавна протестует против истины, вышедшей не из-под его пера, - это исторический факт. Уместно вспомнить замечательную историю с лечением гидротерапией, вызвавшей горячую оппозицию врачей лишь потому, что метод предложил простой крестьянин, практиковавший сообразно своим представлениям.

СЕБАСТЬЯН КНЕЙП родился в 1827 году в очень бедной крестьянской семье, он рос среди нужды и лишений. С раннего детства его заветной мечтой было стать священником, но непреодолимым препятствием стало отсутствие материальных средств. После целого ряда неудачных попыток к 23 годам ему все же удалось поступить в гимназию в Диллингене на Дунае, близ Аугсбурга. Но радость была недолгой, его поджидал тяжелый удар: организм, привыкший к физическому труду на открытом воздухе, не выдержал большого умственного перенапряжения и плохого питания. Кнейп заболел чахоткой. Болезнь развивалась настолько стремительно, что через каких-нибудь полгода он был признан врачами безнадежно больным.

В это время в его руки случайно попал трактат по гидротерапии, который произвел на него сильное впечатление. А так как медицина в его случае оказалась совершенно бессильной, он ухватился за лечение водой, как утопающий за соломинку. Лечиться в специальном заведении средств не было, и он, как человек, никогда не отказывающийся от однажды поставленной цели, решился на крайность - купание в холодной воде Дуная. К удивлению врачей, рискованный эксперимент увенчался полным успехом: Кнейп стал быстро поправляться и вскоре выздоровел. Этот случай изменил всю его жизнь. После благополучного выздоровления он вернулся к прерванным занятиям в гимназии и, сдав экзамены, поступил в семинарию. Он уже там стал лечить безнадежно больных товарищей омовением в холодных водах Дуная.

Его известность быстро росла, и к нему стали обращаться больные с близлежащих мест. Начальство семинарии не испытывало восторга от его деятельности на ниве оздоровления и постоянно хулило его почем зря. Кнейп мужественно стоял на своем, заявляя, что лечит не медикаментами и больные находят его сами, не имея средств на другое лечение. В конце концов его оставили в покое, видя пользу от его стараний.

В 1885 г. Кнейп был назначен духовником в доминиканский монастырь в Вёрисгофен, что находится в баварской Швабии, часах в трех от Мюнхена, если ехать по железной дороге. И с этого времени, собственно, началась его настоящая врачебная деятельность. Сначала он лечил только местное население и крестьян. Он все делал бескорыстно и вскоре стал самым популярным лицом в округе. С течением времени молва о нем стала распространяться, и массы больных стекались со всех сторон в Вёрисгофен.

Кнейп, не будучи по образованию врачом, боялся, что не сможет пользоваться большим доверием у интеллигенции, поэтому пригласил к себе в помощники врачей. Обследовав больного, они ставили диагноз, а он назначал лечение. Спустя время Кнейп приобрел такие познания, что не всегда соглашался с диагнозом врачей.

Кнейп скончался в 1897 году. Метод водолечения по Кнейпу так и не нашел признания официальных медицинских инстанций. И только историки медицины знают сегодня имя этого энтузиаста.

Как показывает история медицины, новые лечебные методы и лекарственные препараты пробивают себе дорогу с большим трудом. Врачу, который прописывал при лихорадке хинин, грозило лишение диплома, а прививку от оспы (ныне обязательная) парижский медицинский факультет в 1745 году назвал "легкомыслием, преступлением, средством магии". И поплатился. В мае 1774 года умер от оспы Людовик XV.

В 1776 году, во время одной опустошительной эпидемии, английский врач Эдвард ДЖЕННЕР случайно сделал великое открытие о предохранительной силе коровьей оспы. В семействе фермера заболела оспой дочь. Все, кто за ней ухаживал, также заболели, за исключением молодой девушки, которая раньше работала на ферме дояркой. Дженнеру было известно, что однажды эта девушка заразилась оспой при дойке коровы, прикоснувшись к покрытому пустулами вымени. Болезнь она перенесла легко, хотя на ее пальцах появились подобные же пустулы (пузырьки), а затем и рубцы. Дженнер догадался, почему она не заболела, находясь долгое время в контакте с больной: у нее установился иммунитет.

Дженнеру удалось склонить больную девушку к прививке коровьей оспы, одновременно с этим он привил больному юноше сначала коровью, а затем и натуральную оспу. Получив при прививке настоящей оспы отрицательный результат, Дженнер убедился в предохранительной силе коровьей оспы. Проверив все факты и убедившись, что ошибки здесь нет, он публикует свое открытие в сочинении "Inguiry into the causes and effects of the variolae vaccinae. London, 1798".

Несмотря на то что Дженнер убедительно и ясно изложил проблему, в истории медицины найдется не много открытий, которые бы возбудили такую ожесточенную борьбу. Королевская академия наук отказывалась напечатать сочинение об открытии прививки в своих изданиях из-за невероятной смелости высказываемых в нем предложений. Известный лондонский врач того времени Мозелей писал: "Зачем понадобилось это смешение звериных болезней с человеческими болезнями? Не просматривается ли в этом желание создать новую разновидность вроде минотавра, кентавра и тому подобного?" Особенно сильны были нападки со стороны духовенства, которое с амвона громило открытие Дженнера, видя в нем посягательство на промысел Божий. Это было необъяснимо и потому, что идея прививки против оспы была известна задолго до Дженнера. В восточных цивилизациях Китая и Индии искусственное предохранение против оспы существовало тысячелетия, да и в самой Европе прививка была известна.

Конец полемике, завязавшейся между сторонниками и противниками оспопрививания, положила первая же эпидемия черной оспы, пощадившая громадное количество тех, кому была сделана прививка.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно