У каждой онкологической клиники, каждого института есть свои "фирменные" методики, свои "ноу-хау". Есть они и в одном из ведущих онкологических учреждений России - Московском научно-исследовательском онкологическом институте им. П. А. Герцена. К слову, именно здесь была проведена первая одномоментная пластика молочной железы - т. е. во время операции в один прием и удалили опухоль и воссоздали новую грудь, сформированную из собственных тканей пациентки. Хирурги института нашли способ восполнить эстетический изъян, избавив женщину и от опухоли, и от стресса. Сейчас такие операции делают уже во многих клиниках.
А потом появились и другие интересные, порой остроумные решения по исправлению пострадавшей при лечении внешности. Ибо есть такое понятие, как качество жизни. Человек должен чувствовать себя привычно, уверенно и комфортно после лечения, которое, что говорить, травмирует и тело, и душу.
- ОЙ! ЕЩЕ лучше, чем было... - пациент, глядя в зеркало, потрогал шевелюру. - Доктор, а расти волосы будут?
- Будут. Волосяные луковицы же сохранились.
Хирург с удовлетворением окинул взглядом дело рук своих. Ну вот, теперь другое дело. Человек выписывается совсем с другим настроением. А это жизненный тонус, новые силы для борьбы с болезнью. Рак кожи, конечно, - не самый суровый диагноз в онкологии, но все-таки... Если бы не мастерство хирургов Московского научно-исследовательского онкологического института им. П. А. Герцена, оставаться бы их пациенту, молодому еще мужчине, с огромной лысиной после лечения.
А сделали они вот что. При раке кожи, захватывающем волосистую часть головы, приходится удалять скальп. Обнажается череп, возникает открытая рана. Закрыли ее сальником - есть в брюшной полости такой замечательный пластический материал с уникальными по приживляемости свойствами, - наложили кожу, взятую с другой части тела. Все прижилось, все хорошо. Но человек-то лысый... Переживает, комплексует. Подумали: нельзя ли "заставить" затылок поделиться волосами? Выход нашли: в затылочную часть, где много волос, вживили эспандер - баллончик, который постепенно раздували и понемногу, по 1-2 сантиметра в день, растягивали кожу затылка. Через пару недель она увеличилась настолько, что излишки уже можно было пересадить на облысевшее место. Что и сделали, как здесь шутят, - "методом кройки и шитья".
Не сразу удалось преодолеть проблему многоэтапности. Приходилось сначала удалять опухоли, проводить химиотерапию, облучение, и только после основных действий принимались за какие-то меры по реконструкции. И лечение растягивалось на месяцы, а порой и годы. Со временем появились приборы, приспособления, микрохирургия прочно вошла в практику института. Здесь создано специальное отделение - реконструктивно-пластической хирургии, которым руководит профессор И. В. Решетов. Сейчас подавляющему большинству больных исправляют косметический дефект прямо во время основной операции.
- Они длятся порой по многу часов, - рассказывает заместитель директора института профессор А. В. БУТЕНКО. - Ведь зачастую приходится заменять утраченную часть тела инородным материалом или протезом, закрывать донорской тканью, совмещать и сшивать мельчайшие сосуды, чтобы трансплантат прижился... К примеру, при саркоме костей, которой страдают чаще всего молодые люди, руку или ногу раньше просто ампутировали. Это же катастрофа для человека, превращающегося в инвалида. Мы отработали методики пересадки различных заменяющих материалов. Недавно у нас прооперировали художника, молодого мужчину, по поводу саркомы предплечья. Хирурги убрали опухоль с пораженными участками обеих костей, рука фактически держалась на сосудах и нервах, не вовлеченных в опухолевый процесс. Кости же взамен утраченных взяли с участков малой берцовой кости пациента, зафиксировали их с помощью аппарата Илизарова, сшили нервы, сосуды. На оперированной площади провели лучевую терапию, затем воссоздали мягкие ткани и закрыли кожей. Человеку сохранили руку, сразу после выписки из стационара он уже смог вернуться к своему труду. У нас в институте хранится шкатулка, которую художник изготовил после нашего лечения.
- Алексей Владимирович, извините... - Нашу беседу прерывает сотрудник, принесший на подпись бумаги.
- Куда направляем? В МОНИКИ? - Бутенко подписывает направление. - Вот как раз уникальный случай, по которому только что принято решение. Молодой женщине удалили злокачественную опухоль слюнной железы. Пришлось убирать вместе с ней и челюсть и окружающие ткани лица. Во время операции хирурги воссоздали с помощью сальника контуры лица, выкроили из ребра пациентки челюсть на сосудистой ножке и пересадили на место удаленной, затем закрыли рану кожным лоскутом. И все одномоментно!
- Этот "момент" длился, наверное, часов пять-шесть?
- Да уж не меньше. Но, трансплантат прекрасно прижился. Сейчас, когда больная приехала на очередной осмотр, никаких дефектов лица мы не заметили. Как и рецидива болезни, пациентка поправилась. Можно уже имплантировать зубы, для чего и направляем ее к нашим коллегам-смежникам.
Реконструктивные операции делают в институте не реже двух-трех раз в неделю. Но, может быть, отбирают для них пациентов "перспективных" - с высокими шансами выздоровления?
- Ничего подобного, - развеивает мои сомнения профессор, - мы делаем такие реконструкции всем нуждающимся, даже с неутешительным прогнозом. Человек должен выглядеть нормально. И потом, кто знает, сколько ему отмерено? Может быть, больной и при 3-4-й стадии выкарабкается. Такие случаи бывают.
С приемами микрохирургии мы пролечили более 500 пациентов, в том числе с 3-4-й стадиями рака. Должен сказать, что сочетание лучевой терапии с операциями одномоментной пластики сокращает сроки лечения до 3-4 месяцев, включая время реабилитации. Люди возвращаются в строй зачастую сразу после выписки из стационара.
К микрохирургии в институте часто прибегают и при операциях на пищеварительном тракте. Больному формируют новые органы взамен удаленных - желудок, пищевод, их выкраивают из фрагментов кишечника и перемещают в нужное место. За новые разработки в онкологии с применением микрохирургии авторский коллектив института был удостоен Государственной премии.
Естественно, возникает вопрос о стоимости подобных операций. Всем ли нуждающимся они доступны? Есть приказ Минздрава РФ, по которому любой онкологический больной житель России имеет право на бесплатное лечение в столице, в том числе и в Институте им. П. А. Герцена. Для этого надо получить направление органов здравоохранения.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть