Примерное время чтения: 11 минут
687

Лучше ужасный конец, чем бесконечный ужас

Как надо настрадаться,
какое горе пережить,
чтобы родители сказали своему сыну:
"Хочешь подыхать -
подыхай"...

Предлагаем вашему вниманию исповедь Галины Гусевой, матери наркомана, которая, ради того чтобы помочь сыну, бросила высокооплачиваемую работу, не жалея ни сил, ни времени, боролась за жизнь своего ребенка и... победила.

САША рос подвижным, неординарным мальчиком, не похожим на других. Взрослым: воспитателям, учителям такие дети не нравятся. Родители тоже не всегда могут найти контакт с таким ребенком. Не избежали этой ошибки и мы. А Саша всем своим поведением как бы говорил нам: "Папа, мама, посмотрите на меня, я - не все, я - это Я". А мы этого не замечали. Проглядели и тот момент, когда он стал от нас отдаляться. Очень рано, где-то в 3-4-м классе, Саша начал курить. Боролись мы с этим традиционно - наказывали, били ремнем, не отпускали гулять. А однажды, по методу Макаренко, заставили его выкурить целую пачку "Примы". В результате этого эксперимента он еще больше отдалился от нас, а курить так и не бросил. В 8-м классе его чуть не отчислили из школы. А произошло вот что. Учительница русского языка и литературы при всем классе обозвала одну из девочек шлюхой. На что Саша, недолго думая, достал водный пистолет и брызнул водой учительнице в лицо. Встал вопрос о его отчислении. Однако на заседание педсовета пришел весь класс, и ребята сказали: если выгоните Сашу, мы все уйдем. Это был для меня первый урок, заставивший понять, что бывают ситуации, когда взрослые не правы, а верить нужно собственному ребенку. Однако стена взаимонепонимания выросла между нами к тому времени уже очень высокая.

Закончив 8-й класс, Саша пошел в ПТУ. У него появились приятели старше его, иногда он пропадал на несколько дней, не ночевал дома, вел себя как-то странно. Я очень боялась, что он станет пить, - у меня отец был пьяница. Однако признаков опьянения не было, запаха тоже. Поэтому какое-то время странности в Сашином поведении мы списывали на переходный возраст, на дурной характер, да на что угодно, а главной причины не замечали. До тех пор, пока как-то ночью нас не разбудил Сашин голос, доносящийся с балкона. Мы решили посмотреть, с кем он разговаривает в два часа ночи, и поняли, что говорит он со своим приятелем, которого рядом не было. Вообще никого не было. Только тогда мы поняли, что происходит что-то страшное... Утром мы попытались с ним поговорить, но он нагрубил, сказал, что "глюки" не у него, а у нас с отцом.

А через несколько месяцев его забрали в армию. Поначалу от него приходили очень хорошие письма. Он писал, что сожалеет о том, что был с нами груб и жесток, что скучает и любит нас. Мы радовались его письмам, изменениям, которые в нем произошли. От нашей радости не осталось и следа вскоре после того, как Саша демобилизовался. Вроде ничто не предвещало беды: Саша встретил очень хорошую девочку, они поженились, устроился на работу, были собственное жилье, машина, родился ребенок, казалось бы, живи и радуйся, но... Он снова начал употреблять наркотики, так называемый "винт".

При этом он обвинял во всем нас. Вообще наркоману очень важно сделать кого-то виноватым. Вы меня никогда не понимали, для младшего сына вы все делали, все ему покупали, а меня в продленную смену отправили, вот вы и виноваты, что я стал колоться. После чего - хлопнуть дверью и уйти. Он снова начал пропадать из дома на 2-3 дня, от него ушла жена, "друг" разбил его машину, другие "друзья" вынесли из его квартиры все. У него остались пустые стены, мы, родители, и его жизнь. В общем, немало для того, чтобы выкарабкаться из той ямы, в которую он попал. Но на тот момент Саша хотел только одного: получать свой кайф. Он так и говорил: "Отстаньте, мне нравится моя жизнь". Мы с мужем не могли с этим смириться, и началась наша долгая, изнурительная борьба за его жизнь.

Первым нашим шагом стал поиск специалистов, которые взялись бы помочь нам и нашему сыну. В газетах ведь много печатается объявлений: "снимаем наркотическую зависимость", "лечим наркоманию"... А что мы тогда знали об этом заболевании? Ничего. Как определить, на каком из этого огромного количества объявлений остановиться? Кто внимательнее слушал, больше сочувствия проявил, за того и схватились. К нам домой приехали какие-то ребята и за 200 долларов поставили Саше капельницу, снимающую ломку. А как же лечение? А никак, мы не лечим, только ломку снимаем. А мы были настолько профанами в этом вопросе, что даже не знали, что у "винтовых" наркоманов, каким был Саша, не бывает ломок. То есть снимать, кроме денег, было нечего. Потом, уже в другом месте, за 1000 долларов ему сделали очистку крови и плазмы плюс кодирование. Сейчас-то я понимаю, что и это все делать было не надо. Кто-то посоветовал: хорошо бы на какое-то время изолировать Сашу от его окружения, отправить куда-нибудь. Ну мы его и отправили к моим родственникам на Кубань, а там везде, как сорная трава, конопля растет. Разумеется, он не прошел мимо нее. Мы опять нашли фирму, клюнули на великолепную рекламу, заплатили кучу денег... А результат - ноль. После этого Саша взбунтовался: все ваше лечение - ерунда, все напрасно, ничего не помогает, ничего мы не сделаем. Но мы с мужем не собирались сдаваться. Начали читать специальную литературу, встречаться со специалистами, изучать различные методики. И однажды попали на лекцию академика Юрия Орлова. Он рассказывал о саногенном мышлении, которое направлено на то, чтобы научиться все отрицательное и негативное преобразовывать в положительное и позитивное. Нас заинтересовала эта методика, я прошла у Орлова специальный курс обучения, после чего решила увезти Сашу в деревню.

О, как непросто было его уговорить! Во-первых, до тех пор пока наркоман знает, что где-то есть место, где всегда примут и будут потакать всем его выходкам, зачем он будет бросать наркотики? Можно же еще покайфовать, погулять, поколоться...

Он приходил к нам в два-три часа ночи, мы работаем, младший сын учится, а он включает на полную громкость музыку, весь дом на ушах стоит, и ловит свой кайф.

В конце концов отец сказал ему: знаешь что, давай сам решай свои проблемы. Денег больше мы тебе давать не будем, из милиции вытаскивать не будем, живи, как знаешь, а отсюда уходи. Хочешь колоться - колись. Хочешь подыхать - подыхай. Да, страшные слова, но, думаете, обзванивать каждый день сначала морги, потом больницы и наконец отделения милиции легче? Каждый день ждать самого страшного легче? Пусть лучше ужасный конец, чем бесконечный ужас. Короче, сказали ему: все, больше не приходи, не мешай брату учиться, а нам жить. Было это в начале ноября 95-го года, мороз на улице, а на нем ботинки старенькие, джинсы и тоненькая курточка - все остальное он продал, и вот в таком виде мы его выгнали. Уходя, он сказал: вы не родители, вы волки. Мы сами плакали, но иначе было нельзя. Прошло несколько дней, и он позвонил: все, больше не могу, поехали в деревню. Хорошо, поехали. Но на полдороге он начал: вы меня не в деревню везете, а в дурдом, не поеду никуда... Ну, мы развернулись и поехали обратно. На прощание сказали: когда твердо решишь, что тебе нужна помощь, позвонишь, но уже без всяких фокусов и условий. Позвонил он через месяц. И мы начали работать. Очень было трудно. Мы занимались с ним по определенной методике, разработанной академиком Орловым и включающей различные психологические тренинги. Например, я брала шприц и предлагала ему уколоться. Его задача заключалась в том, чтобы справиться с этой ситуацией, бывало, он вскакивал, убегал в лес, гулял, потом возвращался... А нужно было добиться такого результата, чтобы ни один мускул на лице не дрогнул при виде шприца. Только тогда можно переходить к следующему тренингу. Даже если он отказывался, а рука дернулась или в глазах что-то промелькнуло - начинаем все сначала. Сколько раз он срывался, говорил: все, бросаю и уезжаю. Я говорю: уезжай, и что? Обратно в то же самое дерьмо, из которого начал потихоньку выкарабкиваться? Твое дело, но помни: больше тебе никто не поможет... В деревне мы провели шесть месяцев... С тех пор прошло уже четыре года, в течение которых Саша не принимает наркотики. Мы победили. Да, за годы борьбы я поседела и состарилась. Мне было чуть больше 40 лет, а я чувствовала себя старухой. Но я всегда верила, что этого врага можно победить, что наркомания излечима. Да, наркомания излечима! Дорогие специалисты, врачи, наркологи - все, кто утверждает, что наркотики - это на всю жизнь, да не на всю! Поймите, зачастую силой своего авторитета вы заставляете человека поверить вам, и тогда отрицательный результат предрешен.

Я хочу сказать всем родителям: любите своих детей, но помните, что любовь должна быть твердой, ваши дети должны знать, как вы относитесь к их увлечению наркотиками. Никогда не обманывайте наркомана - если сказали что-то, то держите слово. Заключайте с ними договоренности об их обязанностях и не отступайте от них. Никогда не покрывайте их и не платите их долги, как бы слезно они вас об этом ни просили. И помните - наркоман лжет, как дышит. Чаще всего он сам верит в то, что придумал. И еще - не теряйте терпения, не кричите и не упрекайте своего ребенка, верьте сами и поддерживайте в ваших детях веру в то, что от этого страшного недуга можно избавиться.

А Саша сейчас помогает таким ребятам, каким был не так давно сам. В свободное время выступает в школах, клубах... Ребята, говорит он, посмотрите на меня. Наркотики отняли у меня огромный кусок жизни, я потерял практически всех своих друзей, все они - на кладбище. Пожалуйста, не берите с меня пример.

По данным Минздрава наркотическую зависимость испытывают от 3 до 5 миллионов россиян. 60% российских наркоманов имеют возраст от 18 до 30 лет, 20% - школьники. Почти треть городского населения пробовала наркотики хотя бы раз в жизни. А Всемирная организация здравоохранения сообщает, что из 8 миллионов жителей Земли, регулярно употребляющих героин и опиаты, более 2 миллионов проживают в России.

В Кемерово не так давно открылся медицинский центр, где наркоманы могут бесплатно и анонимно обменять использованные шприцы на новые. Согласно официальным данным, в Кемерово более 3000 наркоманов. Однако по некоторым данным реальное их количество почти в 10 раз больше.

После нейрохирургической операции в клинике Института мозга человека РАН в Петербурге и последующей реабилитации 62% из экспериментальной группы численностью 200 человек, страдавших тяжелейшими формами героиновой зависимости, через год полностью избавились от пристрастия к смертельному зелью. 23% из прооперированных пациентов вышли из клиники "умеренными наркоманами", и только у 15% нейрохирургам так и не удалось побороть синдром влечения к наркотикам.

В Дагестане зарегистрировано более 10 тысяч человек, регулярно употребляющих наркотики. 70% из них - в возрасте до 35 лет. 90% выявленных в 2000 году Республиканским Центром АНТИСПИД употребляют наркотики внутривенно.

В последние годы в Великобритании наблюдается резкий рост смертей в результате передозировки тяжелых наркотиков - героина и кокаина. Если в 1995 году от передозировки героина скончались 357 человек, то в 1999-м - 754. Число смертных случаев из-за передозировки кокаина возросло с 19 в 1995 году до 87 в 1999-м.

Участились случаи первичного употребления наркотиков детьми 11-13 лет, появились наркоманы в возрасте 4-6 лет. За последние 10 лет, из-за употребления наркотиков, детская смертность увеличилась в 42 раза. Излечиваются от наркомании, т.е. не употребляют наркотики более года, всего 5-6 проц. Примерно такая же доля ремиссий наблюдается и в других странах.

Россия является участником Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года, с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года, Конвенции о психотропных веществах 1971 года, Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1998 года.

Правоохранительные органы в прошлом году выявили около 400 преступных группировок, занимающихся сбытом наркотических веществ, изъяли 50 тонн зелья, обнаружили и пресекли деятельность 1 тыс 117 подпольных лабораторий. Ежемесячный оборот наркотиков по России - почти 2,5 млрд долларов.

В Китае на начало 2001 года численность потребителей наркотических веществ по сравнению с 1999 годом возросла на 26% и достигла 860 тысяч человек.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно