Примерное время чтения: 8 минут
604

Диоксины: страшно и без сенсации

Проблема влияния диоксинов на людей давно тревожит врачей и экологов. Последние сенсационные материалы из Италии говорят о том, что в результате длительного воздействия диоксинов в г. Севезо у рабочих рождаются только девочки. Может ли это быть связано с мутацией генов и насколько это опасно для человечества?

С этого вопроса началась беседа нашего корреспондента с главным научным сотрудником Института народнохозяйственного прогнозирования Центра демографии и экологии человека, доктором медицинских наук, профессором Борисом Александровичем РЕВИЧЕМ.

- Да, статья под названием "Хотите девочку, вдыхайте диоксин" действительно приводит данные итальянского профессора Мокарелли, длительное время занимавшегося изучением последствий аварии в г. Севезо. Она произошла 21 год назад: на фабрике сгорело большое количество упаковочной пленки, изготовленной из хлорсодержащего материала, в результате выделилось большое количество диоксина. Но необходимо разобраться в этой проблеме внимательно и серьезно, не пытаясь сделать из нее одноразовую сенсацию. Нужно понять, насколько диоксин опасен для населения России и какой-либо другой страны.

Дело рук человеческих

- Тогда давайте поподробнее разберемся, что же такое диоксины?

- Диоксины - это действительно высокотоксичные вещества, содержащие хлор и относящиеся к группе ксенобиотиков (веществ, в естественном виде не существующих в природе). Особенно серьезно проблемой диоксинов занимаются в США и странах Западной Европы.

- Почему именно в Западной Европе, ведь это наши ближайшие соседи, и они зря беспокоиться не будут?

- В европейских странах очень большая плотность населения и очень большое количество мусоросжигательных заводов. Эта ситуация привела к тому, что в целом ряде таких густонаселенных стран, как Голландия и Бельгия, создалась не то чтобы опасность, но ситуация, требующая повышенного контроля за диоксиновым фоном. В России такие очаги существуют яркими пятнами. Серьезные исследования проведены в Уфе, Чапаевске, Иркутской области. И мы можем сказать, что там нет особенно высокого уровня загрязнения. У нас диоксиновая проблема - это проблема небольших, локальных городов.

- Как вы уже сказали, диоксины - это "рукотворные" вещества, т. е. не существующие в естественном виде. Откуда они попадают в окружающую среду?

- Диоксины и диоксиноподобные вещества возникают, например, при интенсивном сгорании мусора (упаковочной пленки, пластиковых бутылок), состоящего из неорганических веществ, где есть молекулы хлора. Диоксины могут появиться в результате промышленных аварий, таких, как в г. Севезо (Италия) и Чапаевске (Россия). Например, несколько лет назад в городе Шелехове была техногенная авария. В результате пожара на кабельном заводе, когда горела оплетка кабеля, содержащая хлор, выделялся диоксин и создалась проблема диоксинового загрязнения.

- А недавний пожар на Останкинской телебашне мог сделать Москву такой "зоной"?

- Если в оплетке были использованы хлорсодержащие вещества, то вполне могло выделиться определенное количество диоксинов. Исследования по данному случаю не проводились, и я с уверенностью не могу об этом говорить. Конечно, при одномоментных авариях создается реальная опасность, но мне бы хотелось сказать, что главная проблема - это хроническое загрязнение диоксинами. При производственных процессах отравление длится десятилетиями, и никуда эта опасность не уходит. В городах, где существуют такие производства, диоксинами пропитано практически все на территориях заводов, загрязнено оборудование, производимая продукция.

Диагноз "экологический импотент"

- Что это за продукция?

- На одном из таких хронически загрязненных производств выпускается отбеливатель "Белизна". В результате того, что это вещество производится на старых технологических линиях, диоксины попадают в готовую продукцию, а ведь его "нужно" очень мало. В этом главная опасность таких хронически отравленных производств.

- В чем реальная опасность диоксинового загрязнения?

- Существует группа так называемых стойких органических загрязнителей (СОЗ), их еще называют "чертова дюжина". Они влияют на эндокринное и репродуктивное здоровье людей.

- Тут я хочу вернуться к началу нашей беседы. Значит ли это, что существует опасность изменения генотипа человека в зонах загрязнения?

- Информация профессора Мокарелли вполне достоверна, но она относится к очень небольшой популяции и к очень высокому уровню загрязнения, который наблюдался в г. Севезо. И в данном случае мы можем говорить не о генной мутации, а о нарушении репродуктивной функции. В постановке "экологического диагноза" неблагополучия необходим внимательный, разумный и взвешенный подход. При исследованиях мы учитываем большое количество косвенных факторов, влияющих на здоровье людей, - это условия питания, курение, алкоголь, репродуктивный возраст и еще очень много факторов.

- Каковы же результаты ваших исследований в зонах диоксинового неблагополучия?

- Специалисты многих институтов работали в городе Чапаевске (Самарская область), обследовались рабочие завода по производству хлорсодержащих пестицидов и жители этого города. Полученные данные позволяют сказать, что диоксины влияют на весь репродуктивный цикл. Они вызывают бесплодие, нарушение сперматогенеза у мужчин. Если зачатие ребенка и происходит, то очень высок риск спонтанных выкидышей. Беременность протекает тяжело, у новорожденных большое число патологий. Дети болеют намного чаще, чем их сверстники в других местах.

- Насколько мне известно, диоксины мы можем съесть вместе с пищей. В каких продуктах их больше всего?

- Около 97% мы действительно съедаем вместе с мясом, рыбой, морепродуктами, маслом и молоком. Вдохнуть с воздухом можно 3,5%, а с питьевой водой диоксинов в организм попадает ничтожно мало. Главная опасность в том, что это вещество накапливается в жировой ткани, в нашем организме диоксины можно найти в костном мозге, печени, селезенке, почках. А за 7 лет из всего объема попавшего в организм вещества выводится только половина первоначальной дозы.

А может быть, не есть?

- Если такой большой процент диоксина попадает к нам с пищей, то возможно ли хоть как-то защититься, ведь не есть мы не можем?

- Это вещество относится к липофилам, т. е. растворяющимся в жире, с учетом этой особенности возможна и некоторая профилактика. Очень важно, как питается будущая мама во время беременности. Даже если она живет не в загрязненной местности, желательно не употреблять жирную пищу. Особенно остро этот вопрос стоит для жителей прибрежных районов Арктики. В их рационе очень много жирной рыбы и мяса тюленей, т. е. доза попадающих в организм диоксинов очень высока.

Беременные женщины, кормящие матери, дети - это группа, особенно чувствительная к диоксинам. Если есть возможность, в период вынашивания ребенка и кормления его грудью постарайтесь жить подальше от действующих мусоросжигательных установок и горящих свалок. Даже на даче старайтесь не жечь пленку и пластик. Лучше всего рассортировать мусор и вывезти его, а не дышать диоксинами у костра. Постарайтесь объяснить детям, почему так опасно жечь неорганику, ведь сразу ничего не почувствуешь, но, учитывая способность этого вещества к накоплению, рано или поздно диоксин себя проявит.

- Каждый день огромное количество ненужного нам пластика выбрасывается на свалки, и если его не жечь, мы погибнем под горами мусора.

- Однозначного решения этой проблемы нет, но существуют проекты сжигания этого опасного мусора в специальных высокотемпературных печах. Кстати, западные производители уже задумались над этой проблемой и стараются выпускать продукцию в упаковке, не содержащей хлора.

Не работа, а сенсация

- Что же это мы опять про Запад, а у нас что происходит?

- В России нет государственного понимания этой проблемы. Мы в свое время сделали огромный прорыв в деле ликвидации инфекционных заболеваний, и это замечательно, но в отношении экологически зависимых заболеваний отсутствует понятие приоритетов. Все сводится к одноразовым сенсациям и публикациям не о конкретно изученных и подтвержденных неблагоприятных воздействиях на здоровье человека, а о крысах, рыбах-мутантах и кислотных дождях. Попытка рисовать все в катастрофическом свете, а не заниматься реальными фактами только вредит делу. Мне пришлось работать практически во всех городах, признанных зоной чрезвычайной экологической ситуации, и очень хочется сказать о врачах г. Чапаевска, где, несмотря на все трудности, ведется правильная экологическая политика, лечение и профилактика людей, живущих в местности с повышенным уровнем диоксина. Если бы побольше людей, облеченных властью, трудились так же, как эти врачи, возможно, что-то в области экологии сдвинулось бы в лучшую сторону.

- Борис Александрович, а как сегодня решается вопрос на государственном уровне?

- До последнего времени в рамках диоксиновой программы были проведены исследования в разных регионах России. Оказалось, что самая большая опасность существует там, где есть химпромовские заводы. На сегодняшний день можно назвать Дзержинск, Уфу, Братск... (всего около 50 городов). Но эта программа, подготовленная Госкомэкологией, в связи с тотальной реконструкцией и отсутствием финансирования сегодня не действует. В 2001 г. в Стокгольме должно быть подписано межправительственное соглашение по ограничению применения, использования и перемещения этих веществ. Будет ли Россия подписывать это соглашение - неизвестно.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно