Примерное время чтения: 12 минут
325

В поисках "магического помощника"

Сегодня буквально все газеты и журналы пестрят объявлениями типа "Магическими способами решу все ваши проблемы - 100% гарантии!". Далее обычно следует красивое имя целителя, мага или гадалки, упоминание о его (обязательно по наследству переданной!) магической силе, адрес целительского центра или телефон. Обращаться к нетрадиционным методам лечения, игнорируя официальную медицину, до определенной степени стало даже модно. Как относиться к подобному увлечению нетрадиционными подходами к оказанию помощи? Об отношениях "целитель - пациент" рассказывает доцент кафедры социальной психологии Московского государственного социального университета Наталия Георгиевна ОСУХОВА.

- Имеет ли смысл обращаться к тем, кто исповедует нетрадиционные методы помощи? Всегда ли это шарлатаны?

- Давайте договоримся, что в нашем разговоре о целителях постараемся изначально избежать гневных тирад и обвинительных интонаций. Вдумаемся лучше в смысл самого слова "исцелить". Оно означает: вернуть человеку целостность, единство духа, души и тела. По сути, речь идет о том, что физическое и душевное здоровье возможно лишь вместе. К этой цели человечество стремилось издавна. Где-то в начале истории - шаманы со своими ритуалами, деревенские знахари с травяными настоями и целебными заговорами, жрецы. Все они знали, как воздействовать не только на тело, но и на душу. Как "включить" глубинные подсознательные процессы - пробудить собственные внутренние ресурсы человека, обратившегося за помощью. Веками вырабатывались приемы исцеления. Они передавались из уст в уста, а порой и в книги попадали.

Итак, сделаем первый вывод: в основе приемов целителей - вековой опыт помощи человеку, основанный на вере в природное начало человека. Не случайно число врачей, с уважением относящихся к альтернативным методам лечения и психологов, осмысливающих древние психотехники и ритуальные действия, растет с каждым днем.

За себя не отвечаю

- Тогда посмотрим на проблему с другой стороны: когда человек обращается к целителям?

- В ситуации телесной или духовной боли, невыносимого страдания. Ситуации, когда человек исчерпал все возможности, потерял надежду самостоятельно (или с помощью традиционной медицины) справиться со своей душевной болью или физическим заболеванием.

- Значит, особой "предрасположенности к вере в целителей" не существует?

- Зачастую один человек отправляется к магу-целителю, а другой - нет, лишь вследствие внешних обстоятельств (окружения, в котором он живет, финансовых возможностей), личностных установок. Сумеет совладать с трудной ситуацией или найдет квалифицированного помощника человек свободный, умеющий отвечать за себя. Стремление убежать от свободы имеет глубокие корни: человек пойдет на что угодно, лишь бы избегнуть ответственности за себя. Особенно мощно инфантильное сознание с его жаждой чуда проявляется у "детей великой страны" России, которые, увы, так до сих пор и не сумели повзрослеть. Вне зависимости от возраста, социального статуса и финансового положения.

- Наталия Георгиевна, и все же уточните: когда у человека возникает такое состояние сознания?

- Первый вариант мы уже разобрали: это недостаточная сформированность своего собственного Я, а значит, постоянная потребность в этаком "родителе" рядом - то есть другом человеке, который "сделает все за меня", за меня решит, куда идти, что делать... А еще лучше, сам за меня и сделает! То есть, по сути дела, это люди с психологией жертвы. Ведь жертва - это не тот, кого избили, уволили, изнасиловали. Жертва - это человек, который отдает ответственность за свою жизнь и свои поступки в руки других людей - то есть "бежит от свободы". Вот это первая категория.

Вторая группа - люди в тяжелой жизненной ситуации, в кризисе. В это время (и чем тяжелее жизненная ситуация, тем с большей вероятностью!) у человека возможна регрессия - то есть возвращение к способам мышления и поведению более ранних возрастных периодов. Вы могли встретить такие примеры неоднократно в печати, в фильмах: когда человек, попадая в ситуацию опасности - например землетрясения, - начинает вести себя как маленький ребенок. Она нередко появляется у тех, кто слышит жестокий диагноз (прежде всего - рак), который воспринимают как приговор.

Вот история, которую мне рассказывать особенно тяжело. Она произошла с моей близкой подругой. Она - доктор наук, достаточно интересный исследователь. В сорок восемь лет она услышала диагноз "рак молочной железы".

Как вы знаете, если обратиться вовремя и вовремя сделать операцию, эта разновидность онкологии поддается лечению. Прооперированные женщины могут жить очень долго, причем полноценной (во всех смыслах этого слова!) жизнью. Ну а она сказала: "Я не позволю себя резать! Буду лечиться нетрадиционными методами!" В течение года она прошла весь круг целителей самых различных категорий. Все обещали 100%-ую гарантию. Вспыхивала надежда. Но состояние ухудшалось. Появлялся следующий "стопроцентно гарантированный" целитель. В какой-то момент она вновь обратилась к официальной медицине и услышала приговор: "Вы запустили болезнь, и она неоперабельна". Дальше были попытки мучительной химиотерапии, но время было упущено. Вот вам тот случай, когда вера в чудесное исцеление при помощи нетрадиционных методов привела к смерти.

- Значит, следует по возможности разъяснить читателям, что обращение к нетрадиционной медицине и к магии - минимум - не принесет ничего, кроме потери времени и денег, максимум - приведет к беде?

- Ну-ну, не будем так однозначны! Ведь целитель целителю рознь. И я встречалась с людьми, которым именно целитель и помог. Очень многие целители - это люди, которые обладают глубокой интуицией, глубокими знаниями о ритуалах, об опыте, накопленном не в одном поколении тех, кто лечил людей до врачей и обращался не только к отдельному органу. Человек целостен, и поэтому сегодня уже широко известно, что запускающие механизмы многих заболеваний, которые считались всегда чисто физиологическими и с ними работала медицина, находятся на уровне психики. Это вся психосоматика. В частности, именно психологические механизмы нередко "запускают" астму, аллергии, онкологию, язву желудка и многие другие заболевания.

Сотрудничество

- Вы говорите о возможности сотрудничества между традиционной и нетрадиционной медициной?

- Даже шире: о необходимости "вести" пациента, учитывая не только физиологию, но и его личностные особенности. Исследования плацебореакций, систем ожиданий испытуемых и психологических установок добровольцев убедительно показывают, что исход воздействия медицинских препаратов в большей мере зависит от факторов, существовавших до него. Один из таких факторов - оптимистический или пессимистический настрой человека, его вера в исцеление и желание сотрудничать с целителем. "По вере вашей воздается вам", - строки из мудрейшей книги человечества - Библии. В основе отношений между людьми помогающих профессий и теми страждущими, которые обращаются к ним за помощью, лежит доверие - то есть вера в профессиональные возможности помогающего и точное исполнение его предписаний. Однако вера вере рознь. Какая же вера продуктивна, необходима для исцеления? Во-первых, это вера в человека, который вам помогает. Во-вторых, вера в свои собственные силы. В-третьих, вера в возможность исцеления. Причем эта вера должна быть активной. Исцеление - это не чудо по мановению волшебной палочки. Это длительный и сложный процесс, который требует "работы" (в том числе и психологической) самого человека. Кто верит и начинает работать над собой, тот исцеляется. Кто не верит, тот, естественно, помогать себе не станет, ограничится таблетками. А значит и не поправится.

- Наталия Георгиевна, встречались ли вы со случаями развития эмоциональной зависимости клиента от целителя? Чем кроме потери денег и времени это грозит?

- Иногда я с улыбкой думаю о том, что на первом этапе клиенты психологического консультирования приходят примерно с такими же мифами, что и те, кто обращается к целителю. Они тоже "приносят себя, как вещь" и просят: "Сделайте со мной что-нибудь, чтобы все было хорошо". Однако мы - реалисты. Не случайно существует одна забавная и, возможно, чуть грубоватая шутка: "Знаете, чем отличается психолог от милиционера? Если вы приходите к милиционеру и жалуетесь на соседа, то милиционер разбирается с соседом. А если вы приходите к психологу и жалуетесь на соседа, то психолог разбирается с вами!"

Вернемся к нашей ситуации: психолог начинает постепенно шаг за шагом "доращивать" человека, "довоспитывать" его (это словечко "довоспитывать" очень любил Фрейд). В процессе этой работы человек расстается с иллюзорным инфантильным детским восприятием мира и переходит "в мир реальности". Давайте скажем максимально точно - "человек обретает мужество жить в реальном мире". Он взрослеет, обретает психологическую зрелость, начинает отвечать за себя и свою жизнь.

К сожалению, многие из "целителей" этой работы избегают. Она им не нужна. Разумеется, я говорю именно о тех псевдоцелителях, которые широко рекламируют себя и печатают дорогостоящие объявления огромной площади в различных газетах и журналах! Так вот, им как раз удобен беспомощный клиент-дитя, который способен поверить в любую мистическую ерунду, - от "венца безбрачия" до "кармы".

Вспоминается забавная ситуация. Пришла ко мне женщина и говорит: "У меня сложная жизненная ситуация. Я уже была у гадалки и потом пошла к знахарю или целителю (для нее это одно и то же!), а теперь вот пришла к вам! Гадалка сказала что-то неопределенное и непонятное. Целитель сообщил, что на меня навели порчу. Он сказал, чтобы я пришла в следующий раз - он будет эту порчу снимать". "Ну вот посмотрите, получается ясно, куда идти, - чуть поиронизировала я, - а зачем же вы ко мне пришли?" Она немного помолчала и говорит: "Да я вот так сидела, думала. И вдруг поняла: "Порча-то, конечно, порча. В это можно и поверить... Только решать-то все равно мне надо, а не порче! Мучает-то меня моя собственная жизненная ситуация, и принимать решение на самом деле мне нужно оставаться там, где я сейчас есть, или коренным образом менять жизнь. И я же понимаю, что мне так плохо именно потому, что я уже три месяца болтаюсь, не в силах принять решения". "То есть, - развиваю контакт, - вы понимаете, что нужно анализировать ситуацию, и вы сами будете принимать решение. Я вам не скажу, не посоветую, что делать, а вы сами решение примете. Я лишь найду способы, чтобы с вами вместе пройти по этой ситуации, чтобы она стала яснее". По сути дела, всего за две консультации эта женщина сумела проанализировать свою жизненную ситуацию и самостоятельно сделала выбор. Кстати, после этого ушла бессонница и "отпустила" мигрень...

Это кому-то нужно

- Так что же делать с целителями?

- Да не надо ничего с ними делать! Поймите же, что, "если звезды зажигают, значит, это кому-то нужно". Псевдоцелители нужны мифологическому сознанию российского клиента. А целители как продолжатели традиций народной медицины и целостного подхода к здоровью человека вызваны к жизни очень прагматичным механистичным подходом казенной медицины, которая воздействует на следствие, а не на причину. Так что запретительные меры здесь неуместны. В период резких ломок общества сон разума и детская вера в чудеса характерны для очень многих людей, которые обязательно найдут своего целителя. Если хватит денег, конечно! Но есть другое: так или иначе люди, которых называют целителями, нередко (я не говорю, что все!) способны к эмпатическому контакту с человеком - то есть к чувствованию другого, как самого себя, способны ощутить энергетику организма, внушающе воздействовать... А на Руси веками существовали внушающие заговоры. Если они так долго существовали, значит, они выполняли свою роль. Так вот, таких людей нужно обучать.

- Наталия Георгиевна, вы не могли бы в заключение дать совет человеку, желающему все-таки лечиться нетрадиционными методами?

- Истинная помощь состоит в профилактике, в предупреждении болезней. Я бы сказала, что философия как наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления и психология как наука о душе - это и есть подлинная предупреждающая медицина.

Ну а теперь попытаемся "посоветовать": найти специалиста помогающей профессии, который сможет помочь именно вам,- дело чрезвычайной сложности. Ибо, с одной стороны, он должен быть специалистом, а с другой, должен суметь найти подход к вам и только к вам. При всем разнообразии услуг многочисленных целителей и специалистов иных помогающих профессий выбор "помощника" по-прежнему остается непростым делом.

  • Для начала соберите информацию о нем от тех, кто уже воспользовался его услугами.

  • Бегите со всех ног подальше от целителя, если он обещает вам помочь абсолютно во всем сразу и при этом гарантирует 100% успеха. Профессионал тем и отличается от шарлатана, что он хорошо знает свои возможности и ограничения.

  • Вопреки распространенному мнению доверяйте себе и своему первому впечатлению. Если в кабинете целителя присутствует слишком большое количество "антуража" (таинственные предметы, подчеркнуто экзотическая одежда целителя, "шаманские фенечки") - поостерегитесь... Как и имиджа "под бабушку". Мы живем в XXI веке, и традиционные "деревенские бабушки-колдуньи" на Руси давно перевелись.

  • Если целитель сразу же говорит, что он "все видит и все про вас понял",- это еще одна причина попрощаться с ним. Хороший специалист помогающей профессии сначала внимательно выслушает вас, "соберет анемнез". В процессе первой беседы он постарается почувствовать клиента, понять его подлинные заботы и отделить их от мнимых. И, конечно, наладить контакт.

  • Такие же действия предпримите, если ваш врачеватель хает всех, кто лечил вас до него.

  • Если же вам удалось найти хорошего специалиста, активно сотрудничайте с ним, дотошно выполняйте его рекомендации (в том числе и по перестройке образа жизни). Только вместе вы сможете успешно пройти через трудности критической ситуации.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно