Примерное время чтения: 13 минут
131

Резервы - в действие

Всемирно известный хирург из Санкт-Петербурга Федор Григорьевич УГЛОВ, чье имя занесено в Книгу рекордов Гиннесса, имеет самый продолжительный стаж работы в отечественной хирургии - 73 года. На его счету не один десяток уникальных с научной точки зрения операций и множество спасенных жизней. В свои 97 лет он продолжает оперировать. При этом крайне осторожно относится к медикаментозной терапии и считает, что в XXI веке врачи не должны делать ставку на лекарства. Почему? Вот как доктор Углов отвечает на этот вопрос.

Слепая вера

НИКТО не будет отрицать, что в ХХ веке клиническая медицина развивалась довольно быстро и эффективно. Наблюдался прогресс во всех ее направлениях. Наибольшие достижения отмечались в хирургии. Этому способствовало прежде всего бурное развитие техники и технологическое оснащение клиник, которое не только расширило возможности отечественной хирургии, но и создало условия для выполнения сложнейших операций. Этот прогресс, особенно заметный в последнее десятилетие, продолжается и сейчас.

Лекарственная терапия в ХХ веке развивалась также успешно. Этому в наибольшей степени способствовало применение антибиотиков, гормональных препаратов, других ценнейших медикаментов, а также применение сложнейших диагностических приборов. Однако именно в вопросах лекарственной терапии в конце ХХ столетия выявились существенные недостатки. И если в хирургических методах лечения в XXI веке будет продолжаться имеющий место прогресс, то в лекарственной терапии потребуются серьезные коррективы.

Препятствием для дальнейшего прогресса в этом направлении служит недостаточно тонкий анализ и понимание взаимоотношений между больным организмом и принимаемым человеком лекарством. В результате лечение многих распространенных заболеваний плохо поддается или не поддается вовсе современным методам лечения. Это приводит к тому, что нередко болезнь принимает хроническое течение с наклонностью к ухудшению состояния больного. Требуется серьезный анализ причин этого явления с обсуждением путей и методов лечения, не говоря уже об изменении дозировок.

Одним из крупнейших заблуждений нашего времени является слепая вера во всемогущество лекарственных препаратов. Рассуждения врачей просты и примитивны. Заболел человек - надо назначить ему лекарство, и он поправится. Не поправился - надо увеличить дозу, и в конце концов все будет в порядке. Если одно лекарство не помогло - назначим другое. И другое не помогло - назначим третье: какое-то обязательно поможет. Получается, что очень многим больным приходится принимать по 4-5 и более лекарств. При подробном же опросе выясняется, что больной перед этим принимал еще с десяток других лекарств, которые вначале помогали, а потом перестали помогать.

Кому это надо

АНАЛИЗ этих явлений показывает, что они неслучайны. Обилие лекарств, принимаемых больными, не продиктовано ни научными данными, ни практическим опытом. Здесь нельзя исключить такое деликатное и очень постепенное, но упорное навязывание этого теми, кто заинтересован в том, чтобы больные через врачей принимали как можно больше лекарств, цены на которые быстро растут.

Лет 20-30 назад, во время моих первых визитов в США, профессионально мыслящие, вдумчивые врачи говорили мне, что идет атака на больных через врачей, атака замаскированная, но беспощадная. Фармакологические компании, контролирующие весь фармакологический рынок Америки, объявляют конкурс среди врачей. Кто из врачей выпишет больше лекарств - тот получит очень большую премию. Ежегодно делается анализ выписанных врачами рецептов: чем на большую сумму врач выпишет лекарств, тем большую премию он получит.

Кто не соблазнится на такую приманку? Тем более если врач утешает себя тем, что выписанные им лекарства идут якобы больному на пользу. Я сам видел рецепты, выписанные во время амбулаторного приема. Они не ограничивались одним наименованием. Думаю, что на деле это приносило больному не пользу, а вред. Ведь вряд ли все выписанные лекарства были нужны больному, а если лекарства не нужны, то чаще всего они вредны уже тем, что наносят удар не только по организму больного, но и по его карману. Но ради обещанной премии на это мало кто обращает внимание.

Снежный ком

ПРИМЕЧАТЕЛЬНО, что премию-то получают один-два, максимум десять врачей, а стараются ее получить сотни, тысячи. Страшно представить, сколько ненужных лекарств выписывает больным эта огромная армия врачей, нарушающих осознанно или по незнанию основную заповедь врача "Не навреди".

Конечно, ни один врач не признается в том, что выписал больному ненужное лекарство. Не сомневаюсь, что каждый рецепт будет научно обоснован. Сначала у постели больного, а потом в научных статьях будет доказана необходимость применения того или иного нового препарата. И в этом заключена следующая опасность. Статью напишут два-три врача, а прочитают ее в разных странах тысячи их коллег. И не просто прочитают, а поверят в эффективность описанного лекарственного средства и тоже начнут выписывать его своим пациентам, кстати, уже без всякой премии.

Так эта опасная тенденция и развивается, увеличиваясь в объеме как снежный ком. Привычка назначать одному больному несколько лекарств одновременно получила распространение во многих странах мира, в том числе и в России. Причем многие врачи искренне верят, что делают это они больному во благо, а на самом деле - действуют в интересах фармакологических компаний, производящих дорогие лекарства.

Опасная зависимость

ОСОБЕННО широкое распространение эта тенденция получила в последние 20-30 лет. В связи с этим мы вступили в XXI век с заведомо ошибочной концепцией, которую нам надлежит как можно скорее исправить. Сделать это будет нелегко, так как порочная практика многолекарственной терапии крепко вошла в сознание наших врачей.

Хочу подчеркнуть, что в любом лекарстве, какую бы пользу оно ни приносило больному, с самого начала заложено отрицательное воздействие на организм. И чем больше дается больному лекарств, тем быстрее нарастает отрицательный эффект. В чем тут дело? А дело в том, что лекарство выполняет ту задачу, которую должен выполнять сам организм, изначально настроенный на выработку соответствующего противоядия против появившегося в организме вредного агента. Но если это противоядие уже поступает извне в виде лекарства, то у организма вначале уменьшается, а затем и вовсе исчезает способность вырабатывать необходимое противоядие. В итоге больной попадает в полную зависимость от лекарств. Он становится их рабом.

Очень наглядно это проявляется при гормональном лечении бронхиальной астмы. Гормональные препараты астму не излечивают. Правда, они хорошо снимают приступ. Создается впечатление выздоровления. Однако вскоре приступ астмы повторяется. Его снова снимают гормональными средствами. И так - бесконечно. Доходит до того, что больной уже не может обходиться без этого гормонального препарата и становится несчастным вдвойне: он страдает и от своей болезни, и от того, что попал в зависимость от лекарств. При этом у него во всем организме развиваются тяжелые изменения, так как собственные гормоны перестают вырабатываться.

Нечто подобное, но только в более слабой степени, наблюдается и при длительном лечении какими-то другими препаратами. При назначении лекарств врачи должны обязательно учитывать то, что может развиться зависимость больного от лекарств. Поэтому следует с большой осторожностью относиться и к выписке лекарств, и к их дозировке, и особенно - к длительности приема.

Как бороться с болезнью

КЛИНИЦИСТЫ XXI века должны ставить перед собой цель не излечивать больного лекарствами, а повышать активность организма больного путем мобилизации его собственных резервов. А отсюда должны измениться и требования к больному. Отныне он не должен рассчитывать на то, что его расшатанное здоровье восстановят без каких-либо усилий с его стороны. Больного надо настроить на то, чтобы он сам пытался укрепить свое здоровье, развивал защитные силы организма и не делал бы ничего такого, что ослабило бы его иммунитет.

В наше время, когда и стар и млад охвачены такими вредными привычками, как курение, злоупотребление алкоголем, врач тем не менее не удосуживается спросить больного во время приема: "Вы курите?" или "Вы пьете?" А между тем эти вопросы должны быть первостепенными, потому что, если больной курит или пьет и намерен продолжать отравлять свой организм этими сильнодействующими ядами, никакие лекарства ему не помогут. А часто ли врач задает больному вопросы: "Занимаетесь ли вы гимнастикой? Обливаетесь ли холодной водой?" Мне думается, что эти вопросы не задаются вообще.

Обычно врач спрашивает больного, на что он жалуется и какие лекарства принимает. И делается это исключительно для того, чтобы оставить прежние или выписать другие лекарства. Никто из врачей даже не задумывается над тем, что, если лечение пациента производится только с помощью лекарств, сколь долго продлится эффект от применения новых, выписанных врачом медикаментозных средств? Ну выпишет он пациенту сегодня одно лекарство, через месяц - другое. А дальше-то что?

Я убежден, что любое лечение должно начинаться с искоренения вредных привычек и соответствующего ухода за своим организмом. В противном случае все хлопоты врача превратятся в мартышкин труд. Врач будет давать больному лекарство для укрепления здоровья, а больной станет одновременно принимать яд, который разрушает организм.

Вместо увеличения доз или назначения нового лекарства надо наладить нормальную работу организма, то есть отрегулировать режим питания, сна, ввести прогулки, физические упражнения и особенно обливания холодной водой. Благотворное оздоравливающее действие этих лечебных мероприятий, а главное - их полная безвредность сегодня подтверждены многими людьми, особенно при простудных заболеваниях.

Чрезвычайно важно обратить внимание на питание. Опыт показывает, что все мы, как правило, переедаем. К сожалению, человек чувствует сытость только тогда, когда он уже переел. Поэтому каждый, а особенно больной, должен выходить из-за стола всегда немного голодным. Уже через несколько минут это остаточное чувство голода пройдет и наступит удовлетворение без переедания. Сохранится ощущение легкости, комфорта, способность продолжить работу, а не отдохнуть после плотного обеда. Человек же, вышедший из-за стола сытым в привычном понимании этого слова, сразу же почувствует тяжесть и желание немного поспать. Это верные признаки переедания со всеми нежелательными его последствиями для здоровья.

Кроме того, каким бы тяжелым ни было заболевание, лечение должно быть направлено на мобилизацию собственных сил больного. В XXI веке клиницисты должны обратить на это очень серьезное внимание. Наблюдения последних лет показали, что в организме человека таятся огромные скрытые возможности. Их надо реализовать. Помимо общей закалки и обливания холодной водой с профилактической и лечебной целями, к чему сейчас уже стали прибегать сотни и тысячи людей разного возраста, надо использовать народный опыт, опыт наших русских травников, опыт китайской и тибетской медицины.

Вера во всемогущество лекарств привела к тому, что мы совершенно забыли и пренебрегли теми средствами, которые когда-то широко применялись и давали неплохие результаты. У нас почти вышла из употребления кружка Эсмарха, которая в прежние времена была в каждом доме и активно использовалась не только при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, но и при сердечных, легочных и других заболеваниях.

Нельзя пренебрегать гомеопатией. Как показала практика, лежащие в основе этого направления лечения микродозы зачастую действуют лучше макродоз, не вызывая при этом сопутствующего макродозам привыкания. Смелее следует брать на вооружение и иглоукалывание, и точечный массаж, и многие другие дошедшие до нас из глубины веков методы лечения.

Есть еще много иных методов безмедикаментозной терапии, как исходящих от простого народа, так и предложенных современными учеными и практиками. Все они, безусловно, более безвредны для организма, чем лекарства, а многие по своей эффективности нисколько не уступают медикаментозным средствам. Задача любого врача - использовать весь этот багаж с максимальной пользой для больного.

Из личного опыта

ПОЗВОЛЮ себе поделиться с читателями собственным опытом лечения. В течение последних 10-12 лет все члены моей семьи систематически обливаются холодной водой. Каждое утро. Когда живем в городе, обливаемся в ванне, когда на даче - во дворе, в том числе и зимой, стоя на снегу. Иногда обливаемся даже 2 раза в день, например при простуде. В результате мы забыли дорогу в аптеку.

Помню, как-то поздней осенью я прошел несколько километров с рюкзаком за плечами, вспотел, а потом долго стоял на холодном ветру, ожидая транспорт. Это было в субботу. На дачу приехал поздно вечером. Чувствую, знобит, температура повысилась. Была уже ночь, когда я вышел во двор, разделся и облился двумя ведрами холодной воды. Стало полегче, хотя никаких лекарств не принимал. Утром и вечером в воскресенье опять облился холодной водой, и недомогание полностью исчезло. Наутро в понедельник облился холодной водой еще раз и совершенно здоровым поехал на работу.

И слово лечит

НЕ СОМНЕВАЮСЬ в том, что XXI век привнесет много нового и полезного в лечение человека, и я уверен, что это будут методы оздоровления организма путем мобилизации собственных резервов, которые, по-моему, неисчерпаемы. Безусловно, мы должны особо тщательно сохранять и развивать бережное, заботливое отношение к больному, который должен быть всегда в центре внимания врача. Психологическое воздействие на больного, направленное на поднятие его духовных, нравственных сил, имеет огромное значение для любых методов лечения.

Еще в начале XX века крупнейший русский психиатр В. М. Бехтерев писал, что если больному человеку после разговора с врачом не становится легче, то это не врач. Психологическое воздействие на больного, используемое лучшими русскими врачами для поднятия духовных сил больного, должно быть не только перенесено из прошлого в настоящее, но и должно получить новый, еще более мощный импульс в своем развитии. Именно это бережное отношение врача к больному должно быть поставлено в клинической медицине во главу угла.

Я надеюсь, что в новом наступившем веке клиницисты пересмотрят свое отношение к лекарственной терапии. Чтобы не снизить качество лечения, надо отказаться от фетиша лекарств, от веры в их могущество и незаменимость. Врач не должен считать лекарство главным орудием в борьбе за здоровье больного. Если врачи хотят успешно лечить своих пациентов, они должны перенести центр тяжести при лечении на организм больного, на его внутренние возможности и резервы, на мобилизацию собственных сил организма в борьбе с болезнью.

Порой, просматривая записи больных в Книге жалоб и предложений, с удивлением отмечаешь, что больной, перенесший тяжелую и сложнейшую операцию, выражает свою признательность не столько за операцию и за спасенную жизнь, сколько за внимательное к нему отношение со стороны врача и всего медицинского персонала. Гуманизм русской медицины всегда считался ее отличительной чертой, ее высшим качеством, своего рода знаменем. И наша задача - пронести это знамя через века, передав своим ученикам, будущим поколениям врачей.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно