aif.ru counter
2793

С 7 до 12 лет. Внимание - залог успеха

Статья из газеты: «АиФ. Здоровье» № 43 24/10/2002

Начался первый учебный год - и сразу проблемы: ребенок не может долго концентрировать внимание на учебе, постоянно отвлекается. Можно ли что-то сделать, чтобы развить у него собранность и сосредоточенность?

Начался первый учебный год - и сразу проблемы: ребенок не может долго концентрировать внимание на учебе, постоянно отвлекается. Можно ли что-то сделать, чтобы развить у него собранность и сосредоточенность?

Ю. С т а в к и с, Орехово-Зуево Московской области

Отвечает кандидат психологических наук Андрей Филиппович ШАДУРА:

- МНОГОЕ зависит от индивидуальности ребенка и от того, какой он имел опыт до прихода в школу. У одного легче развивается непроизвольное внимание, другому понадобится для этого время. Если ребенка готовили к школе, ему легче войти в учебный процесс. И наоборот, тому, кто в 1-м классе впервые столкнулся с необходимостью быть усидчивым, навыки организации внимания придется развивать уже по ходу обучения.

Лучшая тренировка внимания происходит во время учебы, поэтому задача взрослых - научить ребенка учиться. Для этого ежедневно - лучше в одно и то же время - нужно садиться вместе с ним за выполнение домашнего задания. При этом нельзя делать уроки сразу после школы - необходимо какое-то время на отдых. Начинать занятия лучше с более сложных предметов. Но если ребенок уже испытывает трудности с учебой, то, наоборот, первыми должны идти предметы, которые даются ему легче, - выполнив их, ребенок с ощущением успеха приступает к более сложным заданиям.

Родители нередко жалуются: сын написал 5 букв - и смотрит в окно, стоит большого труда уговорить его вернуться к тетрадкам. Но дело здесь не в проблеме концентрации внимания, а в организации обучения. Заметьте, каким-нибудь интересным делом ребенок может заниматься не один час - если дело его увлекло. А когда садится за уроки, его уже через несколько минут может начать клонить ко сну. К сожалению, многие школьные методики не назовешь передовыми, поэтому в настоящее время разрабатываются новые методы обучения, позволяющие более легко усваивать знания. Например, готовые прописи, на которые накладывается калька, и ребенок тренирует руку, обводя буквы и слова, и только потом пишет самостоятельно. В чтении используется такой прием - взрослый читает, а ребенок пальчиком следит за текстом. Дома можно заниматься, используя подобные методики.

Иногда нужно не просто сесть рядом с ребенком, а буквально взять ручку и наравне с ним выполнять домашнее задание. Личный пример взрослого поможет ему собраться и сосредоточиться. Очень хорошо в этом случае помогают групповые занятия, когда у кого-нибудь дома собираются несколько ребят из класса для выполнения домашнего задания. Между ними неосознанно появляется элемент соревновательности - кто лучше и быстрее выполнит домашнее задание. Только не нужно забывать, что во время занятий ребенку полагается делать перерывы.

Исследования показали, что промежуток времени, в течение которого ребенок может активно сосредотачивать внимание, ограничен:

Возраст ребенка и время концентрации
От 5 до 7 лет - до 15 минут
От 7 до 10 лет - до 20 минут
От 10 до 12 лет - до 25 минут
От 12 до 16 лет - до 30 минут
К 9-10 годам внимание становится более устойчивым, а окончательно формируется в 11-12 лет.

Смотрите также:



Актуальные вопросы

  1. Правда ли, что нельзя повторно использовать пластиковые бутылки?
  2. Что такое листериоз и чем он опасен?
  3. Что изменится в ЕГЭ в 2020 году?