47

Новая среда обитания полна неожиданностей

«АиФ. Здоровье» № 36 05/09/2002

Как известно, нормальный здоровый ребенок не может долго сидеть на месте. Он все время находится в движении. Ему надо постоянно бегать, прыгать, играть со своими сверстниками. При таком подвижном образе жизни трудно обойтись без ссадин, ушибов и синяков. Однако это, что называется, цветочки. Куда опаснее полученные во время детских забав серьезные, влекущие за собой тяжелые последствия травмы. Сентябрь в этом смысле - один из самых опасных месяцев.

СЕНТЯБРЬСКАЯ вспышка детского травматизма обусловлена характерным для этого периода скачком дорожно-транспортных происшествий. Дело в том, что и пешеходы, и водители, вернувшиеся с дач и из отпусков, не могут сразу перестроиться со спокойного, размеренного ритма жизни отдыхающих на напряженный ритм жизни горожан. В результате и те и другие теряют бдительность, не проявляют должной осторожности на дорогах.

По данным официальной статистики, только в Москве, где проблема детского травматизма стоит особенно остро, ежегодно под колесами автомашин погибает в общей сложности два класса и 1200-1300 школьников получают тяжелые повреждения. При этом двое из пяти детей, сбитых автотранспортом и оставшихся в живых, становятся инвалидами.

Ситуация усугубляется тем, что количество автомобилистов-любителей с каждым годом возрастает. Например, в Москве, по самым скромным подсчетам, регистрируется около 1000 автомашин в день, почти 30 тысяч - в месяц и более 300 тысяч - в год. При такой нагрузке на столичные автомагистрали пешеходам приходится постоянно быть начеку, поскольку водители порой ведут себя совершенно неадекватно.

Они могут продолжить движение, когда для пешеходов загорается зеленый свет. Они могут неожиданно выскочить на тротуар или трамвайные пути, чтобы обойти образовавшуюся на дороге пробку. Они могут ехать по дворам и внутриквартальным проездам со скоростью 60-80, а не 10-20 км в час, как положено. От такого откровенного хамства ребенка не защитят даже Правила дорожного движения, как бы хорошо он их ни знал.

Что же делать? Прежде всего надо развить у ребенка способность реально оценивать ту ситуацию, в которой он оказался, и правильно реагировать на нее. Например, при переходе улицы недостаточно смотреть только на светофор. Очень важно держать в поле зрения весь поток движущегося транспорта. Если все машины дружно останавливаются, подчиняясь сигналу светофора, а какой-то водитель-лихач мчится наперерез переходящей дорогу толпе, его, естественно, надо пропустить, хотя это и противоречит Правилам дорожного движения.

Не стоит безукоризненно следовать и утверждению о том, что трамвай надо обходить спереди, а автобус - сзади. Если первая часть этой аксиомы, известной каждому школьнику, в большинстве случаев действительно обеспечивает относительную безопасность при переходе трамвайных путей, то вторая, напротив, провоцирует травмоопасную ситуацию.

Строго говоря, остановившийся автобус нельзя обходить ни спереди, ни сзади. При обходе автобуса спереди можно попасть под обгоняющий его транспорт. При обходе автобуса сзади велик риск угодить при двустороннем движении под колеса машин, которые мчатся по встречной полосе.

Ребенку надо это объяснить. И не просто объяснить, но и показать на практике, в какую ловушку он может попасть. Пусть ребенок запомнит, что переходить дорогу лучше всего только после отъезда автобуса от остановки, когда обеспечен максимальный обзор и пешеходам, и водителям. В противном случае надо обязательно, обходя автобус либо спереди, либо сзади, осторожно выглянуть из-за него, убедиться, что поблизости нет машин, и лишь тогда идти дальше.

Безусловно, невозможно в каждом конкретном случае расписать все действия ребенка, как по нотам. Да этого и не надо делать. Жизнь требует от ребенка творческих, а не механических реакций. Задача взрослых - научить детей анализировать складывающуюся вокруг обстановку, предугадывать ее дальнейшее развитие и быстро принимать такие решения, которые позволят им быть всегда на шаг вперед от опасности.

Такой ликбез особенно необходим первоклашкам. Не всегда школа расположена рядом с домом. Нередко, добираясь до школы и обратно, ребенку нужно перейти не одну дорогу. Первоклассник, привыкший к постоянной опеке родителей, бабушек или воспитателей детского сада, может, оказавшись на оживленной автомагистрали, растеряться, испугаться или отвлечься. Чтобы предотвратить беду, родители должны, во-первых, настроить его на то, что при переходе дороги надо быть предельно внимательным и сосредоточенным. Во-вторых, надо убедить ребенка в том, что, если есть подземные переходы, не следует ими пренебрегать или рисковать, переходя дорогу поверху. В-третьих, необходимо приучить ребенка выходить из дому с таким запасом времени, чтобы он смог добраться до школы не торопясь.

И, наконец, самое главное: прежде чем отправлять первоклассника в школу одного, надо, взяв его за руку, несколько раз пройти с ним по школьному маршруту, провести своего рода репетицию, практические занятия на улице, которая хоть и знакома ребенку с пеленок, но всегда полна неожиданностей.

Впрочем, не только оживленные автомагистрали представляют собой зону риска. Хирурги-травматологи из московской Филатовской больницы могут привести немало леденящих сердце примеров, когда прямо из школы на операционный стол попадали жертвы так называемого неосознанного садизма. Был, скажем, такой случай. На перемене двое учеников ради забавы повалили свою одноклассницу на пол, взяли ее за ноги и потащили по коридору. Торчащий из пола острый кусок паркета вонзился девочке в спину. К счастью, все обошлось благополучно: была повреждена только подкожная жировая клетчатка.

А сколько вреда может причинить, казалось бы, безобидный удар портфелем по голове, нанесенный одним одноклассником другому в знак особого дружеского расположения! В зависимости от силы удара и веса портфеля (в среднем это 3-5 кг) такой удар вполне может привести к черепно-мозговой травме. А судя по наблюдениям детских травматологов, даже легкая черепно-мозговая травма в 33% случаев не проходит бесследно. Как правило, через 2-3 года у пострадавшего ухудшается зрение, появляется шум в ушах, он то и дело жалуется на головные боли, быструю утомляемость, плохую память.

Не менее опасны по своим последствиям и такие излюбленные школьные шуточки, как убрать стул из-под садящегося, подложить ему под зад кнопку или гвоздь. В первом случае неожиданное приземление на пол может привести к повреждению позвоночника, перелому крестца или копчика. Во втором случае, если гвоздь попадет в промежность, происходит (особенно когда испытанию гвоздем подвергся мальчик) проникающее ранение мочеиспускательного канала, требующее хирургического вмешательства. Не исключено, что послеоперационное рубцевание вызовет сужение канала и впоследствии его придется постоянно расширять с помощью специальных инструментов. Подкладывая товарищу по парте гвоздь ради смеха, шутник хотел посмотреть, что будет. Ответ получен: товарищ стал инвалидом.

Потасовки и кулачные бои во время переменок, на первый взгляд беззлобные, но непредсказуемые по своим последствиям проделки подчас становятся причинами тяжелых нарушений как физического, так и психического здоровья школьников. Поэтому, отправляя ребенка первый раз в первый класс, родители должны подготовить его к новой среде обитания, научить выбирать друзей и поддерживать с ними такие отношения, которые пойдут на пользу и учебе, и здоровью.

Смотрите также:

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах