Примерное время чтения: 4 минуты
90

Виртуальный конец бюрократии? Какие документы можно найти в Сети

В коридорах разнообразных госслужб мы теряем часы и дни: получить справку, оплатить штраф или налог - целое приключение. Между тем на Западе вся бумажная волокита давно переместилась в Интернет. Наконец-то первые виртуальные ласточки появились и у нас!

Федералы...

ОПРЕДЕЛИМСЯ сразу: страницы Рунета ещё не могут полностью заменить нам походы в государственные учреждения. Но уже способны облегчить жизнь. Так, например, последняя удобная разработка -мобильный поиск на сайте Роснедвижимости (kadastr. ru). Он будет интересен всем дачникам. Здесь находится интерактивная кадастровая карта, по которой можно отыскать все данные своего участка (кадастровую стоимость, площадь, вид разрешённого использования и т. д.). Недавно запуск электронного сервиса анонсировала и Федеральная миграционная служба. На странице ФМС (fms-rf.ru) уже сейчас можно проверить подлинность паспорта гражданина РФ, узнать, имеет ли иностранный подданный разрешение на работу в стране. Для этого в специальные поля запроса вводятся данные документов, после чего на электронную почту приходит ответ. Сайт ГИБДД РФ не отличается оригинальностью, и получить права онлайн здесь, конечно, нельзя. Однако на gibdd. га можно найти список документов, необходимых для сдачи экзамена на получение водительского удостоверения, для прохождения техосмотра и т. д. Впрочем, как отмечает директор Института развития свободы информации, адвокат Иван ПАВЛОВ, до 2010 г. все 85 федеральных органов должны обзавестись такими информационными стендами в электронном формате. "Они уже сегодня есть у всех, но некоторые ведомства мало работают со своими страницами, не обновляют информацию, не ведут диалога с гражданами".

...и москвичи

НЕСКОЛЬКО мобильнее, чем федеральные органы, оказались столичные чиновники - на их страницах можно найти конкретный ответ на конкретный вопрос. Так, например, на сайте Департамента здравоохранения Москвы (mosgorzdrav. ru) есть электронный поиск нужных лекарств по аптекам города, а также карта всех (!) медицинских учреждений столицы. Картой обзавёлся и портал Единого информационно-расчётного центра города (www.epd.ru), здесь каждый посетитель может найти ближайший к своему дому ЕИРЦ, узнать график его работы. А Федеральная налоговая служба (управление по г. Москве -mosnalog.ru) сделала возможным в электронной форме проверить действительность ИНН и сейчас внедряет возможность предоставления бухгалтерской и налоговой отчётности в электронном виде. В идеале бухгалтер сможет заполнить форму в компьютере, после чего вышлет её по электронному адресу.

Одно из полезных нововведений - московские учреждения создают виртуальные информационные доски на своих порталах. Они оказываются намного мобильнее, чем "стенды" федералов. Чтобы узнать перечень документов, необходимых для той или иной операции, уже не нужно являться в контору лично. Так, например, на сайте "Мосжилрегистрации" (mgr.ru) можно найти перечень документов, необходимых для приватизации. Здесь же есть шанс узнать степень готовности документов (касается всех сделок, кроме приватизации и инвестиционных договоров) с жилыми и нежилыми помещениями. Для этого в специальные поля необходимо вбить номер пакета документов (его вы узнаете, когда сдадите своё "дело") и дату сдачи. Даже такое информационное подкрепление в общении с чиновниками оказывается очень полезным -ведь их телефоны постоянно заняты.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Старший юрист Института развития свободы информации Елена ГОЛУБЕВА:

- Опыт западных стран показывает, что Интернет способен свести на нет бумажную волокиту. Так, например, в США для получения паспорта или водительских прав достаточно заполнить необходимые формы на компьютере, снабдить письмо фотографией и отправить по электронной почте. Спустя положенное время пакет с готовыми документами по указанному вами адресу доставит курьер. А теперь вспомните, сколько времени эти процедуры занимают в России - нам нужно выстоять очередь, чтобы получить бланки, после чего заполнить их дома, выстоять вторую очередь, чтобы сдать все документы, а потом третью - чтобы получить готовый экземпляр.

В России пока ни один документ невозможно получить с помощью Интернета. Главные препятствия - многолетний опыт "бумажной" работы (наши чиновники с трудом перепрофилируются) и нерешённый вопрос с электронной подписью (она вроде бы есть, но официального статуса и юридической силы в России, в отличие от европейских стран, так и не получила). Как только проблема с подписью решится, внедрение электронного документооборота станет делом 5-8 лет.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно